ДИТМАР ШТЮДЕМАНН: «ТРЕТЬЯ СТОРОНА НЕ СЯДЕТ ЗА СТОЛ, ЗА КОТОРЫМ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ДВЕ ДРУГИЕ УЖЕ ОТОБЕДАЛИ»

8 ноября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №43, 8 ноября-15 ноября

В предыдущем выпуске «Зеркала недели» редакция уже представила блиц-комментарий посла Федеративной Республики Германия Дитмара Штюдеманна относительно создания украинско-российского «газового» консорциума...

Дитмар Штюдеманн
Дитмар Штюдеманн

В предыдущем выпуске «Зеркала недели» редакция уже представила блиц-комментарий посла Федеративной Республики Германия Дитмара Штюдеманна относительно создания украинско-российского «газового» консорциума. Напомним, что заявление двух президентов — Леонида Кучмы и Владимира Путина 9 июня нынешнего года о планирующемся создании международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины в Санкт-Петербурге уже на следующий день было дополнено подписанием трехстороннего документа, в котором президенты вместе с Федеральным канцлером Германии Шредером заявили: участие Германии в международном консорциуме рассматривается как приоритетное. Это давало основания предполагать, что консорциум, если он вообще состоится, будет создан на трехсторонней основе. Однако к сегодняшнему дню выясняется, что российский «Газпром» и НАК «Нефтегаз Украины» через пару недель станут соучредителями ООО, которое будет готовить технико-экономическое обоснование для создания консорциума, а Германия и ее газотранспортные компании остаются пока не у дел. Почему так происходит и какова позиция немецкой стороны в этой связи корреспондент «ЗН» подробно расспрашивала посла Федеративной Республики Германия в Украине Дитмара Штюдеманна.

— Господин Штюдеманн, в своем блиц-интервью вы однозначно выразили позицию Германии в отношении «газового» консорциума: Германия заинтересована в участии в нем с самого начала. Но несмотря на какие-то процессы, связанные с началом создания такого консорциума, слишком немногие четко представляют, о чем идет речь…

— Эти вопросы очень мало рассматриваются по существу. Например, как будет выглядеть этот транзит, какие существуют проблемы в газотранспортной системе и каким образом будет осуществлена ее модернизация, которая требует больших денег. Нужно задать вопрос: каким образом будет эксплуатироваться эта транзитная транспортная система, чтобы участники консорциума, и прежде всего Украина, получали гарантированные доходы от эксплуатации этой системы? И кроме того, каким образом можно получить соответствующие деньги для ее модернизации? С другой стороны, надо рассмотреть вопрос — кто и каким образом будет получать транспортируемый консорциумом газ? Как может быть гарантирована стабильная поставка? Получатель газа в данном случае — европейские страны, и одна из них — Германия.

— Но среди потенциальных участников консорциума пока что называют только компании Украины и России…

— Я уже упоминал о трех участниках, трех составляющих частях возможного консорциума. Речь идет о производителе продукции, о поставщике и о покупателе. Мы как покупатели заинтересованы участвовать в такой конструкции, которая гарантирует нам стабильность газопоставок. Цифры говорят о том, насколько важно объединить трех участников мероприятия: 90% российских поставок экспортируются на Запад через украинские газотранспортные системы. Украина за транспортировку газа получает более 20 млрд. кубометров газа. Это более четверти потребностей Украины в газе. Германская сторона, в частности, «Рургаз» и другие предприятия, получает из России 39% от общей потребности газа.

На наш взгляд, должны быть в полной мере учтены и равноправно представлены все три стороны. С этой целью президент Кучма, президент Путин и канцлер Шредер договорились о проведении трехсторонних переговоров, т. е. о создании соответствующей рабочей группы.

— А она вообще работает?

— Все три стороны назначили своих полномочных представителей. Мы предлагаем, чтобы рабочая группа этих представителей собралась в Киеве, потому что Украине принадлежит газотранспортная система и без Украины ничего не получится. Что нужно сделать сначала? Нужно проанализировать проблему — ее правовые, организационные и финансовые аспекты. Результатом этого должна быть не «распродажа украинской собственности», а создание солидного предприятия по управлению газотранспортной системой и газовыми потоками. Необходимо, чтобы все три стороны собрались, обсудили и приняли совместное решение относительно разрешения этих проблем. Очень важно, чтобы мы все подключились к их решению. И на политическом уровне, и на уровне экономическом.

— Похоже, что по меньшей мере два потенциальных участника возможного консорциума между собой договорились. И Германии среди них нет…

— Что касается тех договоров, которые якобы уже подписаны — я не хотел бы углубляться в юридические вопросы, потому что они мне достоверно не знакомы. Но одно дело бумага, а другое дело претворение этих решений в жизнь. Здесь речь идет не только о договоренностях отдельных предприятий. Это дело имеет важные внешнеполитические и внешнеэкономические аспекты. Об этом также нужно говорить. И об этом хорошо знают все участники. Еще раз повторяю, что все финансовые, организационные и правовые вопросы настолько сложны, что о создании консорциума говорить рано.

Мы хотим как можно раньше участвовать в работе над этим международным проектом. И правильным путем будет созыв, а именно срочный созыв, той рабочей группы, о которой договорились в Санкт-Петербурге руководители трех наших стран. Я не думаю, что нам сейчас стоит зацикливаться на двусторонних отношениях, потому что это только начало проекта.

— Господин посол, скажите, пожалуйста, а зачем вообще Германии и ее компаниям участвовать в газотранспортном консорциуме?

— Думаю, что ответ на этот вопрос дан уже давно: мы хотим гарантий на будущее, т.е. гарантированных и стабильных газопоставок в Европу. Кроме того, если конструкция будет работать на трехсторонней основе, она будет работать намного стабильнее в сфере газопоставок, чем при традиционных взаимоотношениях между продавцом и покупателем газа.

— Но разве сейчас у вас есть претензии к поставщикам газа и его транзиторам?

— В общем нет, но дело в том, что существующая система газотранспорта достаточно устаревшая, что уже само по себе привносит элемент нестабильности. И Украина, и Россия нуждаются в средствах для замены и магистральных газопроводов, и другой газотранспортной инфраструктуры. Нас не может не беспокоить техническое состояние газотранспортной системы. К тому же, Украина и Россия — государства, в которых происходят значительные внутренние преобразования, и мы не можем себе позволить не учитывать фактор политической нестабильности. Если же учесть, что в недалеком будущем Европа намерена закупать и расходовать намного больше газа, то мы крайне заинтересованы в обеспечении стабильных поставок и значительно больших объемов газа. Хотя на мировом рынке есть и другие поставщики.

— Как известно, после санкт-петербургского трехстороннего заявления президенты Л.Кучма и В.Путин встречались еще несколько раз и наверняка обсуждали идею создания газотранспортного консорциума. Были ли такие встречи и обсуждения с господином Шредером?

— Предусматривалась краткая встреча канцлера Шредера и президента Путина в ходе его европейской поездки. Но она была перенесена на более поздний срок в связи с трагическими событиями в России.

— Не создается ли у вас впечатление, что «газовый» консорциум — это всего лишь отвлекающий маневр РФ или Украины от более глобальных проблем?

— Я так не думаю. Хотя не исключаю того, что кто-то может преследовать корпоративные интересы. Однако решение было принято на самом высоком политическом уровне, и я не склонен думать, что кто-то пытается хитрить. Но я уверен, что Германия, как третья из договорившихся о создании консорциума сторон, образно говоря, не сядет за стол, за которым две другие уже отобедали.

— Несмотря на то, что тема нашей беседы — консорциум, меня не поймут, если я не задам вам несколько вопросов, ответы на которые принципиально важны сегодня для Украины. Поэтому прошу вас сказать, знакомы ли вы с выводами экспертов американо-британской группы о поставках Украиной «Кольчуг»? Если да, то как вы их оцениваете?

— С выводами экспертов я не знаком. И пока они не обнародованы, думаю, что было бы правильно, чтобы сначала с этими выводами ознакомилась украинская сторона.

— Как, по вашему мнению, будут в дальнейшем развиваться отношения Украины с Западом (ЕС) в условиях изоляции Президента Л.Кучмы?

— По поводу изоляции я бы не утверждал. Дело в том, что двух- и многосторонние отношения нельзя концентрировать исключительно на отдельных личностях — это всегда отношения между странами. И мне кажется, что и Германия, и ЕС, и США не строят своих отношений таким образом, чтобы как-то ограничить отношения с Украиной и ее народом. И эти отношения, на мой взгляд, будут поддерживаться и развиваться и в дальнейшем.

— Чем для Украины, по вашему мнению, закончится предстоящая встреча в Праге? Как вы считаете, будут ли там подписаны запланированные документы?

— Для встречи в Праге подготовлены документы, предусматривающие дальнейшее развитие и углубление отношений Украины с НАТО, и они в значительной степени уже согласованы. И я считаю, что если в Праге все участники конференции сядут за стол и подпишут эти документы, то эффект будет положительным прежде всего для Украины. Германия как член НАТО заинтересована в этом. Но важно, чтобы это понимали и в Украине. Приглашение украинской стороне давно отправлено. Но результат будет зависеть не только от нас.

Что касается экономического сотрудничества, то германская сторона убеждается, что на Украину можно рассчитывать, несмотря на определенные политические нюансы. Об этом красноречиво говорит тот факт, что в течение прошлого года объем торгового оборота между Украиной и Германией вырос почти на 25% и достиг 5,6 млрд. марок. На этот год прогнозируется несколько меньший процент, что связано с необходимостью улучшения маркетинговой политики Украины на внешних рынках. Во всяком случае следует отметить как позитив, что прямые инвестиции из Германии в Украину продолжают расти. Я убежден, что в отношениях Украины и Германии существует много пока еще не использованных возможностей и обоим странам в этом контексте есть над чем работать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно