Десять лет, которые возродят Украину. Будущая энергетическая независимость страны начинается уже сегодня

Поделиться
Развитие через вызов «Устойчивое развитие» — международный тренд, объявленный 14 лет назад в Рио-де-Жанейро и набирающий популярность с каждым годом...

Развитие через вызов

«Устойчивое развитие» — международный тренд, объявленный 14 лет назад в Рио-де-Жанейро и набирающий популярность с каждым годом. Конференция ООН по проблемам окружающей среды в 1992 году, Форум Тысячелетия в 2000-м, а также Монтеррейская конференция и Йоханнесбургский саммит в 2002-м определили его как стратегию существования человечества в XXI веке. Иными словами, удовлетворение сегодняшних потребностей человека не должно входить в противоречие с интересами будущих поколений и губить окружающую среду.

Проблема для нас заключается в трудностях перевода. Термин «устойчивое развитие» не передает всех граней английского выражения sustainable development. Скорее, его следовало бы переводить как незатухающее или непрерывное развитие. А еще — экологически рациональное, могущее существовать, не нанося ущерба окружающей среде, жизнеспособное. Но, как и любое развитие, оно может происходить только через конфликт интересов и его преодоление, через вызов и ответ на него.

Заявление России о поднятии цен на газ мы и должны считать таким посланным свыше вызовом, который заставит нас развиваться более интенсивно именно в направлении sustainable development.

Энергетический вампиризм

Как театр начинается с вешалки, так устойчивое развитие начинается с изменения подхода к энергетической безопасности. Всем известно, что энергетика движет промышленность, обеспечивает жизнедеятельность государства, а также гарантирует его безопасность и независимость. Однако здесь скрыто огромное противоречие: «устойчивое развитие» versus традиционное энергопотребление. Или то, или другое. С этим сложно спорить — именно традиционное энергопотребление, не заботясь о будущих поколениях, ведет к исчерпанию природных ресурсов.

Кроме того, устойчивое развитие находится в противоречии с вовлеченностью стран в процессы глобализации. Глобальная экономика завязана на традиционные углеводородные виды энергетического сырья. В ней «водит» тот, кто владеет этими источниками либо контролирует их. Мир понял это во время нефтяного кризиса 1973 года. Понял и сделал выводы — многие страны успели подготовиться к новым повышениям цены на нефть. Прежде всего, вооружившись энергосберегающими технологиями и развивая возобновляемые виды получения энергии. Недаром скачок цен на нефть во время иракского кризиса нанес куда меньший ущерб мировой экономике, чем кризис тридцатилетней давности.

Однако даже у наиболее нефтегазообеспеченных стран эти ресурсы, как неоднократно отмечалось, заканчиваются. И иссякнут уже до конца этого столетия (плюс-минус несколько десятков лет). Фактически, экстенсивное потребление привело к тому, что нефти и газа на Земле хватило только на три века промышленной революции. О каком «устойчивом развитии» может идти речь?

Естественно, что по мере исчерпания ресурсов борьба за контроль над ними будет ужесточаться. И все страны, не имеющие сильных позиций в большом переделе, будут утрачивать независимость. Именно поэтому, соглашаясь с отведенной нам ролью «буфера» в глобальных геополитических играх, мы сильно ослабляем свою экономическую (как, впрочем, и политическую) позицию.

Швейцарский вариант

Впрочем, если вовремя осознать, что все это — вызовы, которые должны помочь Украине переосмыслить свои цели и задачи по построению реально независимой экономики, то ситуация не будет выглядеть для нас столь угрожающей. Да, Украина — не самый сильный игрок на нефтегазовом поле. Но она не одинока в этом мире. Есть и другие государства, которые не располагают стратегическими запасами углеводородных энергоносителей, однако успешно строят самостоятельную политику и экономику, заставляя считаться с собой более крупные и амбициозные государства.

Например, та же Австрия может позволить себе не вступать в НАТО, а Швейцария — даже не становиться членом Евросоюза.

И выход вовсе не в мощной атомной энергетике, что сейчас пытаются навязать украинскому государству представители ядерного лобби.

Дело в том, что обе эти страны «поставили» не на политическую «крышу», якобы способную защитить от негативных влияний, — будь то США или крупнейшие региональные игроки, — а на развитие собственной национально ориентированной экономики, которая реагирует на топливные кризисы, но не зависит от них. Очевидно, что от роста цен на нефть (поднявшихся во время иракского кризиса и так и не опустившихся) больше всего пострадали именно те страны, экономика которых находится в практически абсолютной зависимости от ближневосточной нефти. Те же, кто поставил в первую очередь на экономические гарантии своей независимости, получили привилегию не слишком считаться с глобальными геополитическими раскладами. Создав собственные механизмы противодействия таким влияниям, они становятся устойчивее к ним, чем те страны, которые передают свои полномочия более сильным партнерам.

Есть еще один нюанс. Чтобы оставаться под защитой сильного игрока (пример — отношения Украины и США), страна все время должна координировать с ним свою политику, так сказать, делегировать часть своей независимости. Но и это не страхует ее от всех рисков. Пример — как раз газовый конфликт с Россией.

Если говорить об Украине, то для нее конфликт интересов (неизбежный при устойчивом развитии) разрешается через создание новых путей развития экономики. Главное, понять, что энергосбережение, энергоэффективность и возобновляемая энергетика — это не набор «шаманских заклинаний», а программа реальных экономических механизмов.

Мы пережили шок, но этот шок может стать благотворным. Энергетика может и должна превратиться из нашей слабости в нашу силу, а стратегия энергетической независимости — стать национальным и социальным проектом для Украины. Таким проектом, который мобилизует нацию, станет локомотивом для экономики и обеспечит политическую самостоятельность государства. А для этого нужна политическая воля.

Общее дело

Однако важно понимать, что, кроме заботы государства, эта стратегия нуждается в поддержке общества. Поэтому государство должно сделать так, чтобы люди почувствовали живой интерес, осознали, что за этим стоит общее благо, а не корысть узкой группы лиц, и поддержали эту идею.

Прежде всего, чтобы полностью легитимировать предстоящие реформы, необходимо провести референдум с примерно таким вопросом — «Что должно стать основой украинской энергетики — атомная или возобновляемая энергетика и энергосбережение?». Так в свое время поступила Австрия. Путь к энергетической независимости должен быть одобрен обществом.

Должен быть сделан осознанный выбор: закупать ядерное топливо, расплачиваясь фактически правом на жизнь будущих поколений, или развивать собственные энергетические технологии, создавая рабочие места для ученых и инженеров, рабочих и селян.

Сама Программа энергетической независимости Украины должна быть рассчитана примерно на 10 лет и состоять из трех основных этапов.

Предварительные затраты

Первый этап, безусловно, наиболее затратный и в некотором смысле — убыточный. Государство должно разъяснить людям цели и задачи программы. Необходимо выделить целевые средства на информационную кампанию в масштабах всей страны. Это потребует от одного до трех лет, в зависимости от интенсивности разъяснительной и организационной работы.

В исполнительной власти для решения этого важнейшего вопроса необходимо создать специальную структуру, которая будет координировать всю работу в области энергетической безопасности. Это может быть комитет при Кабинете министров, входящий в структуру СНБОУ. Государственная пропаганда должна быть направлена на то, чтобы деятельность по созданию новой украинской энергетики — как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления — стала престижной и уважаемой в обществе. Для этого могут быть задействованы совершенно разные механизмы, в том числе награды президента и правительства, общественные премии и т.д.

Необходимо донести до широкой общественности ряд мессиджей. Чиновникам и бизнесменам в энергетической отрасли следует прекратить лоббировать многомиллионные контракты, связанные с оплатой оборудования и труда за границей. Деньги должны работать внутри государства — на создание новых рабочих мест, развитие научного потенциала… Энергетика как таковая должна «разукрупниться», став сферой приложения сил среднего бизнеса — открытой и перспективной. Вместе с тем задача МВД, СНБОУ и других «силовых» структур — вывести на национальный уровень борьбу с коррупцией в энергетической отрасли. Наживу на «грязной энергетике», не заботящейся об интересах будущих поколений, власть должна признать незаконной, а общество — аморальной.

Параллельно с пропагандой должны быть запущены экономические механизмы. Начинать следует с законодательства, а затем запустить кредитные линии, поскольку нужны льготные кредиты на утепление тонких панельных стен и стыков, внедрение гибких систем подачи тепла...

Причем работа должна вестись не только с конечным потребителем энергии. Следует добиться ликвидации потерь тепла при его транспортировке получателям. Все мы можем наблюдать зимой дорожки с растаявшим снегом на газонах, там, где проходят трубы теплоцентрали, а весной в этих же местах пробивается первая трава. Это и есть тепло, которое уходит в никуда. За энергосбережение должны бороться все субъекты экономической деятельности.

Доказан факт, что одно только грамотное энергосбережение может дать 50% экономии всей потребляемой энергии (20% за счет коммунальной сферы и 30% — за счет промышленности). Эта экономия поможет нам полностью преодолеть зависимость от «Газпрома».

Также следует поощрять развитие возобновляемой энергетики. Необходимы «зеленые тарифы» — сейчас закон о них предложен на первое чтение в Верховную Раду, но он должен стать основой действующего законодательства, то есть нуждается в особой доработке новым парламентом. Также в уточнение и развитие уже существующих законов должны быть приняты другие конкретные нормативные документы, которые продемонстрируют бизнес-сообществу, что Украинское государство готово реально поощрять развитие возобновляемой энергетики, считая ее приоритетной отраслью развития.

Государство должно помочь запустить производство украинских мультитопливных котлов для производства тепловой энергии из биомассы, содействовать комплектации современных мощных ветроагрегатов и т.д. Для этого необходимо предложить систему льготного налогообложения и государственных гарантий для реальных долгосрочных инвесторов этого сектора.

Вся эта благородная, хотя и убыточная деятельность впоследствии окупится и позволит государству с лихвой вернуть все вложения.

Новая земля и новое небо

На втором этапе государство уже сможет продумать систему экономических стимуляторов иного свойства. Сейчас наш бытовой потребитель платит за 1000 кубометров газа до 50 долл., а англичанину такой же объем обходится в 1000. Но это стимулирует его к использованию «дармовых» местных сельскохозяйственных и древесных отходов. Сформированное государством предложение, например помощь населенному пункту или кредит фермерскому хозяйству на покупку котла для сжигания соломы, создание системы лизинга в этой сфере, по мере повышения стоимости традиционных энергоносителей, безусловно, будет способствовать увеличению спроса. Вместе с тем вся эта система мер поможет погасить негатив от повышения цен, когда государство не сумеет или не сочтет необходимым сдерживать их в дальнейшем.

Иными словами, внедряемая норма должна быть поддержана санкциями. Государство может предложить систему административных наказаний для тех злостных растратчиков энергии, которые не хотят переходить на более экономное хозяйствование. Заметим, что лишь после внедрения различных механизмов и стимулов для энергосбережения подобные меры могут стать эффективными. А вовсе не сейчас — когда многие предприятия просто рискуют разориться, выполняя указания государства по экономии энергии. Сегодня всем гораздо проще «решать вопрос» с помощью некоторого количества дензнаков и спокойно разбазаривать энергию дальше.

Также второй этап — это период формирования возобновляемой энергетики как мультиотрасли. Например, одна из ведущих организаций в области биоэнергетики НТЦ «Биомасса» подсчитала, что внедрение биоэнергетики в жизнь может создать около 45 тысяч новых рабочих мест — причем в сельской местности, где проблема трудоустройства стоит особенно остро. При этом деньги будут обращаться в стране, не уходя за границу.

Энергосбережение как привычка
и правило хорошего тона

На третьем этапе мы сможем в полной мере пожать плоды наших усилий. Экономное и эффективное использование энергии должно войти в быт и привычку, стать частью морали общества. Ибо, как известно, жизнеспособна только та мораль, которая выгодна и эффективна. Точно так же человек должен гордиться тем, что он рачительно использует то, что дано ему природой и Богом — энергию из естественных источников, что ничего не пропадает в хозяйстве. Что он значительно экономит на тепле и свете и при этом не зависит от централизованных систем. И главное, что он бережет природу страны, сохраняя ее для своих детей и будущих поколений.

Благодаря производству тепловой энергии из биомассы и других видов топлива (древесные отходы, солома, шелуха, торф) Украина уже сегодня может сократить потребление природного газа на 5 млрд. кубометров в год. Если же государство акцентирует серьезное внимание на внедрении возобновляемой энергетики в целом — включая все биоэнергетические ресурсы, в том числе навоз крупного рогатого скота для производства биогаза, рапсовые плантации для производства биодизеля и т.п., — то реальной может быть замена до 20 млрд. кубометров природного газа ежегодно.

Возобновляемая энергетика должна прийти не только в села и малые населенные пункты, но и в крупные города, помогая перерабатывать в энергию отходы, сточные воды, метан и другие результаты жизнедеятельности человека. Именно она должна задать новый тон урбанистическому развитию страны, формировать в городе экологически чистую среду обитания и патриотический стиль жизни. Жизнедеятельность городов должны также обеспечивать солнце, вода и ветер. Синергия системных усилий даст толчок развитию новых технологий, способствующих восстановлению окружающей среды, развитию промышленно-социального комплекса города.

Государство же получит весь набор бонусов и дивидендов. Энергонезависимая страна может позволить себе роскошь вести самостоятельную внешнюю политику и формировать собственный социально-экономический уклад, становясь примером для подражания и вызывая к себе стабильное уважение. Украинцы будут вовлечены в большие «семерки»-«восьмерки»-«девятки» в силу объективных экономических причин, а не политических спекуляций. И это возможно уже в ближайшие пять-десять лет.

Именно такой подход и сделает новую энергетическую политику Украины важнейшим фактором, определяющим ее переход к «устойчивому развитию», а значит, позволит войти в элитный клуб государств, формирующих мировую повестку дня.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме