ДЕПУТАТЫ «ВЫЦЫГАНИЛИ» БОЛЕЕ ПЯТИ МИЛЛИАРДОВ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПООБЕЩАЛО НАЙТИ ЭТИ ДЕНЬГИ КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ ГОСБЮДЖЕТА

Поделиться
Без малого два тысячелетия тому назад Иисусу из Назарета без видимых усилий удалось насытить пять тысяч едоков (это без учета женщин и детей) всего-то пятью хлебами и двумя рыбинами...

Без малого два тысячелетия тому назад Иисусу из Назарета без видимых усилий удалось насытить пять тысяч едоков (это без учета женщин и детей) всего-то пятью хлебами и двумя рыбинами. Мало того, как известно, после трапезы еще и осталось двенадцать полных корзин недоеденных кусков. Так что предел удивительным возможностям по насыщению страждущих не был достигнут. Неплохо бы обладать — ну хотя бы в малой степени! — секретом сотворения подобных чудес и команде премьера Ющенко. Ведь чтобы удовлетворить все депутатские притязания к проекту Государственного бюджета на 2001 год, пришлось бы, по оценке председателя бюджетного комитета Верховной Рады Александра Турчинова, дополнительно мобилизовать по крайней мере 53 млрд. грн.

Впрочем, теперь в сверхъестественных способностях исполнительной власти уже нет особой необходимости: в четверг проект принят в первом чтении. Значит, предложенная Кабинетом концепция взята за основу. А обошлись 286 депутатских «за» правительству всего-то в 5,5 млрд. грн. обещаний, принятых к исполнению при подготовке ко второму чтению.

Не просто так, а за деньги

Нет, две недели отсрочки с голосованием проекта бюджета отнюдь не прошли даром, как это может показаться на первый взгляд. Хотя сам финансово-политический документ ничуть не изменился ни по форме, ни по содержанию. Зато, как говорит депутат Владимир Черняк, правительство получило возможность хорошенько в нем само разобраться. А разбираться, судя по всему, Кабинету министров помогли непосредственно народные избранники, которые подбросили за это время к уже имеющимся 736 предложениям еще 300. И торг между исполнительной властью и парламентским большинством закончился рукопожатием. Не удовлетворенными остались, похоже, лишь яблочники, которых, по словам народного депутата Виктора Суслова, интересовали не пакеты акций прибыльных предприятий (такие претензии гораздо проще удовлетворить), а всего лишь снижение на 2% налога на добавленную стоимость. По сути, они настаивали на том, что правительство само же обещало в своей программе и о чем Верховная Рада не упустила возможности записать в одном из пунктов Бюджетной резолюции.

В конечном итоге, еще за два дня до голосования, которое состоялось 2 ноября, процентов на 90 было известно, что предложенная редакция бюджета страны на будущий год будет принята в первом чтении. Об этом, как о свершившемся факте, открыто говорили как сторонники, так и противники правительственного документа. И первым, и вторым оставалось лишь ожидать от Кабмина максимально полного учета собственных пожеланий. Александр Турчинов в своем выступлении даже подвел черту пофракционной стоимости депутатских предложений, одобренных бюджетным комитетом. В частности, для НДП она составила 1 млрд. 197 млн. грн., для НРУ — 584 млн., для «Трудовой Украины» — 314 млн., Коммунистической партии — 580 млн., группы «Солидарность» — 542 млн., фракции «Реформы- Конгресс» — 527 млн., «Возрождения регионов» — 295 млн., СДПУ(о) — 119 млн., «Батьківщини» — 94 млн., партии зеленых — 123,3 млн.

И себе, и людям

Только не нужно думать, что в своих предложениях по корректировке госбюджета парламентарии просили денег лишь для себя, любимых, то есть исключительно на нужды родных избирательных округов, отраслей, предприятий. Хотя не без того, что согласие (или отказ) со стороны исполнительной власти выделить миллионов этак двадцать на реставрацию театра или несколько сот тысяч гривен на газификацию какого-нибудь поселка, или, еще похлеще, всего-то несколько тысяч гривен на ремонт крыши сельского дома культуры могли повлиять на настроение целой депутатской фракции. Вместе с тем в своих дополнительных требованиях к бюджету сумели депутаты отразить и общегосударственные интересы. Чтобы их удовлетворить, Кабмину придется основательно перекроить свой проект по пяти ключевым направлениям. Иными словами — накормить парламент пятью «хлебами».

Первым и, пожалуй, самым большим хлебом станет доходная часть бюджета, которую Минфину придется фактически формировать по-новому. В частности, предлагается уточнить макропоказатели социально-экономического развития, объемы поступлений в бюджет от налогов и сборов, обязательных платежей. К примеру, депутаты считают завышенным (и это мнение разделяет Президент Леонид Кучма) более чем 19-процентный индекс инфляции на будущий год. Есть предложение снизить его до 15%. Видимо, исходя из того, что в 2001 году уже не будут резко возрастать стоимость жилищно- коммунальных услуг и тарифы на услуги связи, из-за которых потерпел полное фиаско прогноз инфляции на нынешний год. Не выдержали критики и 9 млрд. грн. запланированных доходов от приватизации, хотя Кабмин уверен, что предложенные к продаже предприятия реально могут дать бюджету будущего года даже больше — около 9,8 млрд. грн. Во всяком случае об этом не упустил возможности вскользь заметить первый вице-премьер Юрий Ехануров, сообщая, что правительство — по требованиям депутатов — принципиально согласно уменьшить доходы от приватизации. Правда, при этом он воздержался называть окончательную цифру. Депутаты говорят об опускании приватизационной планки с 9 до 7, а то и 6 миллиардов. А недополученные доходной частью бюджета миллиарды кабинету Ющенко предложено искать в ренте за газ и нефть, плате за транзит энергоносителей, таможенном сборе.

Вторым хлебом является вопрос о реформировании межбюджетных отношений. Пожалуй, он один из самых желанных для самого правительства — уж очень ему хочется уйти от административного распределения денежных средств в регионах и прийти к нормативному. Так что Кабмин с удовольствием, хотя и по настоянию депутатов, вернется к:

— разработке нового порядка перечислений дотаций местным бюджетам;

— изменению методики исчисления местных налогов и сборов;

— закреплению за местными бюджетами налога на прибыль коммунальных предприятий и дохода от продажи участков земли несельскохозяйственного назначения.

В качестве третьего хлеба сойдут разного рода задолженности. От них трудно будет отвертеться, не предусмотрев в бюджете-2001 денег хотя бы на их частичное покрытие. Потому как покрыть все просто не реально. Ведь народные избранники вытянули на-гора не только задолженность по зарплате бюджетников, денежному обеспечению, стипендиям и другим социальным выплатам, но еще и долги по обесцененным денежным сбережениям граждан в учреждениях Ощадбанка и бывшего Укргосстраха, выкупу облигаций Государственного льготного беспроцентного займа 1990 года. В общий котел предложений вошли также требования покрыть регрессные долги перед шахтерами и аналогичными категориями работников в соответствии с действующим законодательством. Долги местных бюджетов перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства за предоставленные населению льготы. А вдобавок — еще и задолженность в 35 млн. грн. перед теми частями и учреждениями реформируемой Национальной гвардии, которые вошли в состав Внутренних войск МВД.

Четвертый хлеб — это финансирование топливно-энергетического комплекса. Парламентарии говорят, что пришло время формирования в бюджете фонда закупки ядерного топлива для атомных электростанций, увеличения финансирования угольной промышленности, госзаказа на энергоносители для бюджетной сферы и 100-процентной их оплаты.

Пятый — хлеб насущный. Депутаты-аграрии настаивают на сохранении льгот по НДС для сельхозпредприятий в 2001 году, как, впрочем, и на сохранении еще на год однопроцентного сбора на садоводство, виноградарство и хмелеводство. Не терпится им также ввести в будущем году госзаказ на залоговые закупки зерна.

Без права на секвестр

Самое интересное, что, приводя проект бюджета в соответствие со всеми вновь выдвинутыми требованиями, правительству придется учесть еще и повышение прожиточного минимума, зарплат, пенсий, а также обеспечить индексацию денежных доходов населения в соответствии с действующим законодательством. Однако все и для всех оно вряд ли в состоянии обеспечить, даже если бы очень захотело. Хотя Украину часто сравнивают с Францией, однако «маленькая» разница между ними в том, что размеры госбюджетов отличаются всего лишь в 55 раз (!).

Ясно, что Кабмину придется изыскивать скрытые резервы ко второму чтению, которое назначено на 16 ноября. Одним из таких резервов могут стать долги перед государством. Ведь не секрет, что в доходной части бюджета не учтены, по меньшей мере, 12 млрд. грн. (по состоянию на начало сентября 2000 года) налоговой задолженности предприятий и организаций. Поэтому не исключено, что дойдут руки и до должников. А что прикажете делать, если парламентарии своими дружными поправками отобрали у команды Ющенко возможность в случае чего воспользоваться скрытым секвестром, которую она предусмотрительно «забила» себе в проекте бюджета? Депутаты требуют отменить 30-ю статью, которой предусматривалось ограничение расходов общего фонда в случае, если сбой в наполнении доходной части превысит 10% от запланированного...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме