Депозитарные комбинации

18 февраля, 2011, 15:17 Распечатать Выпуск №6, 19 февраля-25 февраля

Пенсионная реформа, повышение тарифов на газ, электроэнергию и коммунальные услуги для населения...

© Getty Images/Fotobank

Пенсионная реформа, повышение тарифов на газ, электроэнергию и коммунальные услуги для населения…

Эти наиболее социально-взрывоопасные обещания официального Киева перед МВФ находятся в эпицентре как самих переговоров, так и сообщений в СМИ. При этом за рамками общественного внимания оказываются другие пункты утвержденной летом прошлого года 15-миллиардной программы, согласно которым украинская сторона взялась за реализацию важных для страны реформ.

Сформировавшийся информационный занавес создал хорошие шансы для небольшого гешефта поднаторевших в бюрократической комбинаторике чиновников. Под видом государственных интересов они продавливают сугубо частные…

Одним из обязательств перед Международным валютным фондом, не слишком приметных для массовой аудитории, но чрезвычайно актуальных для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, является давно назревшее и перезревшее создание в Украине единого депозитария ценных бумаг. Цели, которые зафиксированы не только в МВФовском меморандуме, но и в президентской программе реформ, тоже вряд ли вызовут у кого-то мотивированные возражения. Речь идет об улучшении функционирования системы учета и клиринга ценных бумаг, повышении доверия и стимулирования развития рынков капитала.

Заявленный в соглашении способ реализации — «объединить в 2011 году два существующих депозитария, создав единый центральный депозитарий, который будет полностью соответствовать международным стандартам». При этом официальный Киев пообещал, что «центральный депозитарий будет управляться наиболее прозрачным образом, базируясь на определенных принципах корпоративного управления для обеспечения представительства интересов участников рынка и государства». Участие государства сведется к созданию соответствующей эффективной нормативно-правовой базы и минимизации финансирования за счет государственных средств.

Казалось бы, чего еще желать? Осталось объединить два существующих депозитария — Национальный депозитарий Украины и Всеукраинский депозитарий ценных бумаг, и давняя проблема финансового рынка разрешится в интересах всех его участников.

Однако, благодаря усилиям отдельных заинтересованных лиц, события снова рискуют зайти очень далеко от заявленных выше целей.

5 февраля 2011 года премьер-министр Украины Николай Азаров дал поручение по проблеме создания центрального депозитария ценных бумаг (копия имеется в распоряжении ZN.UA) к докладной записке заместителя главы Госинформнауки В.Ивченко, который предлагает объединить Национальный депозитарий Украины (НДУ) с депозитарием Национального банка. При этом крупнейший в стране Всеукраинский депозитарий ценных бумаг просто игнорируется.

И здесь придется напомнить читателям о коллизиях этого процесса, тем более что наше издание уже неоднократно обращалось к этой теме.

Борьба между чиновниками и профессиональными игроками фондового рынка за право контролировать учет прав собственности продолжается уже более пяти лет.

В 2006 году украинское правительство в одностороннем порядке расторгло меморандум с правительством США и Всемирным банком, согласно которому Нацдепозитарий имел ограниченные полномочия: право на кодификацию ценных бумаг, стандартизацию их выпусков и налаживание международных корреспондентских отношений.

Сразу же после снятия этих ограничений Национальный депозитарий получил лицензию Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на ведение коммерческой деятельности. И стал, вопреки желанию инвесторов и торговцев ценными бумагами, претендовать на право называться центральным депозитарием страны. Более того, чтобы «депозитарий», ютившийся некогда в квартире Виктора Ивченко в столичном спальном массиве, смог встать на ноги, специально под него еще ранее была выписана принятая в 2005 году государственная программа, предполагавшая выделение на нужды НДУ
2 млрд. грн. (в том числе 900 млн. — бюджетных средств).

И никого в тот момент не волновало, что уже тогда профессиональные участники рынка вложили немалые средства в программно-техническую базу депозитария «Межрегиональный фондовый союз», который обслуживал к тому времени все операции на рынке торговли и учета ценных бумаг. О рыночных интересах украинских чиновников пекутся очень избирательно.

Впрочем, ни приближенность к Николаю Азарову, ни связи жены не помогли Виктору Ивченко добиться самого важного — доверия участников фондового рынка к НДУ. Рыночная доля Нацдепозитария многие годы оставалась мизерной, а операционная деятельность — убыточной. Зато работники Национального депозитария преуспели в нецелевом использовании государственных средств, о чем неоднократно рапортовало ГлавКРУ.

Чтобы разрубить гордиев узел в депозитарной системе, участники фондового рынка в 2008 году создали Всеукраинский депозитарий ценных бумаг (ВДЦБ). Его акционером и гарантом прозрачности проводимых операций согласился выступить Национальный банк Украины (через НБУ государство сегодня контролирует 22,83% акций депозитария). Помимо Нацбанка, учредителями ВДЦБ выступили 19 крупнейших украинских банков, Украинская межбанковская валютная биржа и ПФТС, торговцы и хранители ценных бумаг.

Вскоре после своего создания Всеукраинский депозитарий, несмотря на активнейшее претензионно-исковое сопротивление со стороны НДУ, объединился с Межрегиональным фондовым союзом. В результате чего возникла структура, которая сегодня обслуживает львиную долю всех выпусков корпоративных ценных бумаг, осуществляет клиринг по сделкам всех существующих в Украине бирж, проводит денежные расчеты по таким сделкам.

Следующий логичный шаг на пути консолидации депозитарной системы был очевиден: чтобы создать единый центральный депозитарий, участники фондового рынка предложили объединить ВДЦБ и Национальный депозитарий Украины. Стоит заметить также, что в официальной переписке правительства Украины со Всемирным банком и USAID неоднократно поднимался вопрос о необходимости консолидации депозитарной системы. При этом международные организации настаивали, что основным субъектом при объединении депозитариев должен стать ВДЦБ, а сам процесс объединения необходимо провести без дополнительного расходования бюджетных средств, которых и без того негусто.

Однако такой подход к объединению депозитариев предполагает независимую аудиторскую оценку активов как ВДЦБ, так и НДУ. Судя по актам предыдущих проверок КРУ, не исключено, что такой аудит выявит новые любопытнейшие факты в финансовой отчетности Нацдепозитария.

Кроме того, очевидно, что после объединения ВДЦБ и НДУ Виктор Ивченко потеряет контроль над новосозданной структурой. Сомнительно, что после всех взаимных претензий профессионалы фондового рынка так уж захотят видеть Виктора Анатольевича у руля главного хранителя прав собственности в стране.

Видимо, осознание таких перспектив заставило В.Ивченко форсировать процесс создания центрального депозитария в обход рынка. Для этого и был создан вышеупомянутый «шедевр», легший на рабочий стол премьер-министра.

В своей докладной записке г-н Ивченко, ссылаясь на пункты меморандума, подписанного между украинскими властями и Международным валютным фондом, просит Кабмин создать рабочую группу и дать ей поручение разработать новый план создания в стране центрального депозитария.

Напомним, что по условиям соглашения МВФ единый депозитарий должен быть создан на базе двух существующих на рынке структур. И на сегодняшний день в Украине их действительно две, поскольку лишь два юридических лица — ВДЦБ и НДУ — имеют лицензию Госкомиссии по ценным бумагам на осуществление депозитарной и расчетно-клиринговой деятельности.

Однако существование депозитария, созданного профессиональными участниками фондового рынка, автором докладной записки просто игнорируется. Более того, он считает, что центральный депозитарий должен быть создан на базе Нацдепозитария Украины и депозитария Национального банка Украины, который уже фактически не существует.

Согласно действующему законодательству, НБУ действительно обслуживает обращение государственных ценных бумаг, в том числе осуществляет депозитарную деятельность относительно этих бумаг. Для выполнения этих функций в структуре НБУ создан отдел депозитарного учета ценных бумаг в составе департамента монетарной политики. Отдельного юридического лица никогда и в помине не было.

Поэтому попытка инициировать создание центрального депозитария на базе НДУ и несуществующего «депозитария НБУ» — это, как минимум, манипуляция фактами. Сама постановка вопроса является некорректной по отношению к соглашению между властями Украины и МВФ.

Очень странным выглядит и изложенный в докладной пассаж о якобы незавершенности процесса объединения ВДЦБ с МФС, которое Нацдепозитарий ранее безуспешно оспаривал в судах.

Фактическая сторона этого вопроса выглядит так, что с октября 2009 года все депозитарные активы и процессы, которые ранее обслуживались в МФС, перешли к ВДЦБ, а ГКЦБФР четыре месяца назад отменила все лицензии МФС на депозитарную и расчетно-клиринговую деятельность.

В докладной записке замглавы Госинформнауки есть и другие нестыковки, даже глупости. Однако это не помешало премьеру наложить резолюцию «согласен».

Видимо, в Кабмине решили, что объединение НДУ с несуществующим депозитарием Нацбанка (а фактически — просто переименование Нацдепозитария в центральный) приведет к созданию центрального депозитария, деятельность которого будет полностью соответствовать международным стандартам и не потребует бюджетных вливаний, как было обещано МВФ.

Однако возникают большие сомнения. Ведь многие годы НДУ де-факто поддерживал свою деятельность только за счет полученных им бюджетных средств. Не потому ли автор докладной записки добивается восстановления госпрограммы, предусматривавшей массированное бюджетное финансирование?

Как известно, разработанная НДУ программа развития национальной депозитарной системы и программа модернизации рынков капитала (2005 года) были в пух и прах раскритикованы участниками рынка ценных бумаг, а меры, предложенные в них, неоднократно назывались нецелесообразными.

Наверное, лучше всего способ решения депозитарной проблемы описан в одном из совместных писем Всемирного банка и USAID к украинскому правительству. Проанализировав различные варианты создания центрального депозитария в Украине, эксперты Всемирного банка сделали вывод, что создание его на базе НДУ не является ни эффективным, ни рациональным ввиду ограниченности бюджетных средств.

Рекомендация ВБ и USAID сводится к необходимости усиления потенциала Всеукраинского депозитария ценных бумаг путем поддержки планового слияния с НДУ и внедрения соответствующих изменений на законодательном уровне для обеспечения эффективного функционирования новосозданной организации.

Однако контроль над депозитарием слишком важен для некоторых участников процесса, чтобы так просто уступить стратегические позиции. Ведь речь идет о контроле над структурой, в которой, напомним, сосредоточена информация о собственниках обращающихся в Украине ценных бумаг и сделках по ним.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно