Депозитарии страны, объединяйтесь!

12 ноября, 2010, 18:35 Распечатать Выпуск №42, 12 ноября-19 ноября

Отсутствие в стране прозрачной и эффективной системы учета прав собственности на ценные бумаги —...

Отсутствие в стране прозрачной и эффективной системы учета прав собственности на ценные бумаги — одно из главных узких мест инфраструктуры отечественного фондового рынка, не только доставляющее массу неудобств его профессиональным участникам, но и отворачивающее многих потенциальных иностранных и местных инвесторов.

Обиднее всего, что решение этого вопроса — дело, в общем-то, пустяковое. Участники рынка, международные финансовые организации и даже наше родное государство уже приложили немало усилий к созданию и становлению ныне действующей депозитарной системы. Так что она, несмотря на свою разрозненность и низкую эффективность, уже существует. Необходимость централизации учета имущественных прав на ЦБ не оспаривает никто. Только и осталось — правильно и грамотно объединить уже существующие на рынке структуры. Вопрос уперся в позицию одной из сторон, прикрывающейся псевдогосударственными интересами.

Об особенностях и конфликтах, с которыми связано существование нынешней системы учета прав собственности на ценные бумаги, «Зеркало недели» писало уже неоднократно. И все же, чтобы вникнуть в суть сегодняшних проблем, придется сделать небольшой исторический экскурс. Дело в том, что существующая ныне в Украине депозитарная система — прямое следствие далеко не безоблачной истории становления отечественного рынка ценных бумаг. Ее недостатки, соответственно, — тоже.

К моменту создания в 1997 году первого депозитария корпоративных ценных бумаг наша учетная система уже имела историческое наследие (регистраторов и бумажные выпуски именных ценных бумаг), которое нужно было включить в общую систему. Обслуживание государственных обязательств — их выпуск, обращение и учет — всегда являлось исключительной компетенцией и функцией Национального банка Украины, который ориентирован исключительно на депозитарную модель.

Первый корпоративный депозитарий — Межрегиональный фондовый союз (МФС) — создавался украинскими участниками рынка ценных бумаг при технической и финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США — USAID) как частная структура, что было обязательным условием участия иностранных партнеров в этом процессе.

Поэтому, когда в 1999 году по инициативе тогдашнего члена Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Виктора Ивченко начал создаваться Национальный депозитарий Украины (сейчас
г-н Ивченко, по его собственному признанию, владеет более чем 10% в НДУ), между правительствами Украины и США и при участии Всемирного банка был подписан специальный Меморандум о взаимопонимании, основной целью которого было создание в Украине единого центрального депозитария, который должен принадлежать преимущественно участникам фондового рынка и управляться ими.

При этом стороны не возражали против создания Национального (т.е. государственного) депозитария Украины, однако договорились, что на протяжении периода действия Меморандума (до 2010 года) тот не будет выполнять никаких коммерческих функций, занимаясь только кодификацией, стандартизацией и установлением международных отношений.

Впрочем, в январе 2006 года украинское правительство вышеуказанное соглашение в одностороннем порядке расторгло, не посчитав нужным поинтересоваться мнением ни партнеров из USAID и Всемирного банка, ни участников рынка. Разрыв меморандума потребовался с одной целью — наделить правом на ведение коммерческой деятельности НДУ, под который уже была выписана специальная государственная программа, предполагавшая выделение на его нужды ни много ни мало 2 млрд. грн. (в том числе 900 млн. — бюджетных средств).

Увы, несмотря на получение лицензии и режим максимального содействия со стороны государства, НДУ ничем хорошим так себя и не проявил. Рыночная доля депозитария так и осталась мизерной, а операционная деятельность — убыточной. При этом его деятельность сопровождалась постоянными скандалами — как с попытками размыть госдолю в депозитарии, так и с просачивавшимися в СМИ результатами проверок ГлавКРУ, которые фиксировали нецелевое использование государственных средств.

Тем временем основной конкурент НДУ — МФС — был создан по всем международным канонам и в итоге оказался не только более чем эффективной структурой. Вокруг привлекательного во всех отношениях объекта на долгие годы разгорелся корпоративный конфликт, что стало главной проблемой учреждения.

В 2008 году с целью вывести развитие депозитарной системы на новый уровень, что требовало существенных вливаний в ее капитал, был создан Всеукраинский депозитарий ценных бумаг (ВДЦБ), акционером которого согласился выступить Национальный банк Украины (через НБУ государство сегодня контролирует 22,83% акций депозитария). Помимо Нацбанка, учредителями ВДЦБ выступили 19 крупнейших украинских банков, Украинская межбанковская валютная биржа и ПФТС. После этого был инициирован процесс слияния ВДЦБ и МФС. Возникшие поначалу разногласия с некоторыми игроками фондового рынка (акционерами МФС, потребовавшими усиления своих прав в ВДЦБ после слияния) были, благодаря найденным компромиссам, улажены. Многочисленные судебные иски со стороны НДУ так и не смогли остановить этот процесс: ВДЦБ осуществил дружеское поглощение МФС.

Созданная при этом структура сегодня обслуживает 90% выпусков корпоративных ценных бумаг, осуществляет клиринг по сделкам всех существующих в Украине бирж, проводит денежные расчеты по таким сделкам. Создана и надежно защищенная современная система электронного документооборота. Поглощение ВДЦБ депозитария МФС, со своей стороны, снова поддержали Всемирный банк и USAID.

«По нашему мнению, объединение Всеукраинского депозитария ценных бумаг и «Межрегионального фондового союза» в один мощный депозитарий, который объединил в себе в качестве акционеров и государство, и широкий ряд ведущих как банковских, так и небанковских институтов, и крупнейшие биржи, стало положительным сдвигом на пути интеграции отечественной расчетно-учетной инфраструктуры, — говорит директор департамента внешнеэкономических отношений Национального банка Украины Сергей КРУГЛИК. — Такое событие стало ярким примером конструктивного диалога на уровне самих субъектов — поставщиков депозитарных услуг и заинтересованности последних в занятии активной и мощной позиции в отечественной депозитарной системе».

В чем состоит ключевая проблема сегодня? «Как показала практика работы, существующая депозитарная система недостаточно эффективна и безопасна (с точки зрения защиты права собственности) для участников рынка. Серьезным недостатком системы является отсутствие единых стандартов ведения депозитарного учета и проведения депозитарных операций», — рассказывает Артемий ЕРШОВ, исполнительный директор ИК «Тройка Диалог Украина».

Председатель Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Дмитрий ТЕВЕЛЕВ объясняет, что прямые участники национальной депозитарной системы обслуживают отдельные сегменты рынка капитала и осуществляют свою деятельность децентрализовано (хранители и депозитарии, с одной стороны, и регистраторы владельцев именных ценных бумаг — с другой). Такая децентрализация системы учета прав и расчетов по ценным бумагам усложняет и удорожает совершение сделок, а также существенно увеличивает риски для владельцев. Отличие практик по системе клиринга и расчетов на отечественном и зарубежных фондовых рынках сдерживает приход иностранных инвесторов в украинскую экономику.

Отсутствие единых условий регистрации прав собственности побуждает к злоупотреблениям и манипуляциям с реестрами. В результате создается возможность фактического изменения состава акционеров в связи с потерей, фальсификацией, незаконными изменениями записей или наличием нескольких реестров собственников для одного эмитента вследствие отсутствия централизованной системы.

«Законодательство и технологии, применяемые участниками системы, не обеспечивают надлежащей защиты информации относительно владельцев ценных бумаг и ценных бумаг. Разглашение информации из реестров владельцев именных ценных бумаг фактически происходит без угрозы привлечения к ответственности за такие действия», — говорит г-н Тевелев.

Кроме того, эмитенты по собственному усмотрению вправе депонировать (в случае первоначального размещения или в случае осуществления перевода всего выпуска ценных бумаг из документарной формы в бездокументарную) глобальные сертификаты и в НДУ, и в ВДЦБ. То есть учет глобальных сертификатов распылен, усложняется процесс изменения эмитентом места хранения глобальных сертификатов выпусков ценных бумаг и перевод обслуживания ЦБ от одного депозитария к другому.

«Исходя из указанных соображений, усовершенствование инфраструктурной составляющей финансового рынка Украины необходимо осуществлять с поэтапным формированием централизованной и интегрированной в международное пространство депозитарной системы», — подчеркивает Дмитрий Тевелев.

В Госкомиссии говорят, что можно рассматривать несколько вариантов создания центрального депозитария, но наиболее экономически и технически обоснованным и выгодным для рынка и государства является вариант объединения ВДЦБ и НДУ.

«Для дальнейшего развития фондового рынка Украины возможное объединение НДУ и ВДЦБ я считаю абсолютно логичным и правильным. При этом также необходимо установить корреспондентские отношения между новосозданным депозитарием и депозитарием Нацбанка, чтобы обеспечить местным биржевым площадкам доступ ко всем финансовым инструментам, в том числе ОВГЗ и НДС-облигациям», — говорит Дмитрий ТАРАБАКИН, управляющий директор инвестиционной компании Dragon Capital.

Примечательно, что именно на таком варианте решения проблемы изначально настаивали профессионалы фондового рынка и Всемирный банк, представители которого утверждают, что иного способа создания центрального депозитария в стране нет. «Мы считаем, что государство должно инвестировать в создание финансовых учреждений и специальных предприятий, являющихся частью инфраструктурной системы рынка, только в том случае, если этого еще не делает частный капитал», — говорит старший финансовый специалист представительства Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Анжела ПРИГОЖИНА.

По ее словам, чем быстрее будет создан объединенный центральный депозитарий в соответствии с международной практикой и высоким уровнем доверия со стороны инвесторов и участников рынка, тем скорее Украина сможет предоставить инвесторам качественную инфраструктуру и депозитарные услуги, необходимые как для развития внутреннего фондового рынка, так и для привлечения внешних инвестиций.

Акционеры ВДЦБ, кстати, даже предлагали провести дополнительную эмиссию акций депозитария, чтобы обменять их на акции НДУ, объединив оба учреждения. Но государственные мужи, от которых сегодня зависит решение этого вопроса, снова медлят.

Почему? Ведь нельзя сказать, что власть имущие в Украине не понимают глубины и важности этой проблемы. Так, пункты о необходимости «создания надежной системы клиринга и расчетов в отношении ценных бумаг», «улучшения инвестиционного климата путем создания прозрачного, надежного, унифицированного механизма хранения ЦБ», «усиления защиты прав собственности на ЦБ, предотвращения ведения различных систем их учета», «минимизации операционных и трансакционных рисков и затрат» дружно кочуют по всевозможным государственным документам. Их можно встретить в программах различных масштабов и периодов планирования, президентских указах и решениях СНБОУ, Кабмина и ГКЦБФР.

В нынешнем году создание единой системы депозитарного учета ценных бумаг вошло в президентскую Программу экономических реформ на 2010—2014 годы как один из шагов, необходимых для роста и развития фондового рынка и сектора финансовых услуг.

Оптимизировать процесс ликвидации основных нормативно-регуляторных и инфраструктурных узких мест, мешающих притоку инвестиций в Украину, официальный Киев обязался даже перед МВФ. Пообещав в придачу еще и сотрудничать при этом с ОЭСР и Всемирным банком.

Позиция международных финансовых организаций по депозитарному вопросу давно и хорошо известна: единый депозитарий нужен, и принадлежать он должен рынку ценных бумаг. При этом МФО ссылаются на результаты собственных исследований, согласно которым только в единичных случаях (в пяти странах из 48 исследовавшихся) депозитарием управляет (или частично владеет) государственный орган.

Увы, контроль со стороны государства делает депозитарную систему эффективней и надежней только в теории. На самом же деле государственная структура оказывается еще более незащищенной от влияния сугубо частных интересов, чем рыночная. Об этом свидетельствует, кстати, и уже имеющийся не слишком впечатляющий опыт функционирования Нацдепозитария.

Но это обстоятельство смущает далеко не всех. Нацдепозитарий, а точнее, идеолог его создания и совладелец Виктор Ивченко, борется за монопольное право централизовать депозитарную деятельность на базе НДУ. Вероятнее всего, понадобятся в дальнейшем и новые бюджетные вливания. И как будет решен в конечном итоге вопрос, из-за вхожести г-на Ивченко в высочайшие властные кабинеты, не очевидно.

А интересы рынка, который готов обеспечить необходимые вложения в один из ключевых элементов своей инфраструктуры, как и мнение основных международных партнеров, снова могут быть проигнорированы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно