Деньги — утром, озимые — вечером?

7 апреля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 7 апреля-14 апреля

Статья о погектарных дотациях сельхозкультур за государственные средства появилась в бюджете-06 в заключительный момент...

Статья о погектарных дотациях сельхозкультур за государственные средства появилась в бюджете-06 в заключительный момент. Это — помимо бюджетной поддержки растениеводства в объеме 1,2 млрд. грн. Оптимальными дотационными компенсаторами были признаны: 100 грн. — на гектар озимых, 65 — яровых, 380 — льна и конопли, за выращивание сельхозкультур на орошаемых землях — 53 грн. на гектар.

В начале марта МинАП обвинил Минфин в затягивании выплаты дотаций сельхозпредприятиям на гектар посевов озимых, предусмотренных постановлением Кабмина от 2 марта с.г. В пресс-релизе аграрное ведомство неоднозначно резюмирует: «...решение Верховной Рады Украины и решение правительства разбивается о банальную тупость чиновников Минфина. Именно из-за этого ведомства крестьяне не могут получить средства, необходимые на закупку горючего, удобрений, да и вообще на весенне-полевые работы». Что же не понравилось аграрным «мудрецам» в действиях Минфина?

В сущности, мы слепо скопировали дотационный механизм у западных стран. Но если там страдают в основном от перепроизводства продукции и с помощью субсидий, в том числе и экспортных, пытаются удерживать фермеров на прибыльном уровне, то в Украине подобная поддержка призвана нарастить вал. Дотации на гектар служат приманкой для отечественных аграриев, которые из-за спорадической правительственной политики в зерновом сегменте из года в год вынуждены урезать хлебные площади.

Об эффективности этой меры подробнее поговорим осенью, когда будут подводиться результаты жатвы. Сегодня же дотационный механизм — в стадии запуска, и надо бы радоваться. Но МинАП уже на старте усматривает в действиях Минфина подножку «европейскому новшеству».

Постановление Кабинета министров №239 с длинным названием «Об утверждении Порядка использования в 2006 году средств государственного бюджета, выделяемых на финансовую поддержку производства продукции растениеводства путем дотирования» принято 2 марта с.г. Со времени подписания президентом бюджета-06 прошло два месяца. То есть правительственный документ практически вписался в сроки, определенные законом.

Можно ли было выдать его на-гора быстрее, учитывая горячее дыхание в затылок весенне-полевых работ? Безусловно! Если бы разработчики более старательно поработали над проектом. А так пришлось включать коллегиальный разум и из «мутного» варианта делать «просветленный».

Какой же механизм выплат заложен в постановлении №239? В соответствии с пунктом 3, для определения перечня сельскохозяйственных предприятий, имеющих право на дотацию, управления агропромышленного развития районных госадминистраций создают комиссии в составе начальника этого управления (председатель комиссии) и представителей государственной семенной инспекции, управления водного хозяйства, районных органов государственной статистики, управления экономики райгосадминистрации, районной энергоснабжающей организации, совета сельхозтоваропроизводителей, ассоциации фермеров. Впервые в состав рабочих групп включены и работники государственной контрольно-ревизионной службы.

Чтобы получить желанные сто гривен на гектар озимых (пшеницы, ржи, тритикале, ячменя или рапса), руководитель сельхозпредприятия любой организационно-правовой формы и формы собственности должен написать в комиссию заявление произвольной формы. И приложить к нему следующие документы: форму №7-сг «Отчет о ходе сбора урожая, наличии семян озимых культур и проведении других полевых работ» по состоянию на 1 декабря 2005 года, специализированные бухгалтерские формы первичного учета №118 «Акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов» и №119 «Акт расхода семян и посадочного материала». Для рядовых читателей отмечу: пусть вас не пугает этот перечень. Собрать три документа — минутное дело, поскольку у аграриев они под рукой.

На основании этого пакета представительная комиссия сначала устанавливает достоверность данных, потом обследует посевы на месте с соответствующим составлением акта. По результатам двух проверочных этапов рабочая группа принимает решение о включении заявителя в реестр сельскохозяйственных предприятий, имеющих право на дотацию. Ну, а дальше, как говорится, дело техники. Поступил «озимый» реестр вечером в Госказначейство — деньги утром в регионе. Получай согласно выделенным ассигнованиям!

Что непонятно? Как пел Высоцкий, «я популярно объясняю для невежд»: членство работников КРУ в комиссиях законно! В их компетенции — проверять задокументированные данные и выезжать на поля, чтобы убедиться, совпадают ли цифры с реально засеянными гектарами.

Не ошибусь, если скажу: впервые в АПК задействован прозрачный, адресный механизм распределения бюджетных средств, что позволяет избежать приписок, выборочного распределения и откровенного растранжиривания государственных средств. Почему же против этого восстало МинАП? Ведомство, которое, согласно поручению Кабмина, является... главным разработчиком упомянутого постановления №239 и изначально осведомлено о принципах правительственного документа!

Ответ следует искать в политической и экономической плоскостях. Выигрышно «прокукарекать» с трибуны: партия выполнила свою задачу — «выбила» деньги, и они уже пошли в регионы. А о том, что средства сплошь и рядом «умирают» на уровне областных центров, так и не дойдя до низовых агроформирований из-за непродуманного порядка распределения, правительственные чиновники умалчивают. Из года в год МинАП критикуют за неэффективные механизмы бюджетной поддержки, порождающие откровенные злоупотребления. Не избавилось от них и нынешнее руководство аграрного ведомства.

Премьер Юрий Ехануров неспроста поручил министру аграрной политики Александру Баранивскому и главам облгосадминистраций лично контролировать распределение бюджетных средств для поддержки села. Анализируя их использование в 2005 году, Счетная палата констатировала, что, вопреки Закону «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», МинАП не обеспечило поддержку именно тех направлений деятельности, которые имеют наибольшее влияние на экономику предприятий. А именно — селекции и производства продукции растениеводства и животноводства.

При распределении средств государственного бюджета, выделенных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в разрезе областей, Минагрополитики не соблюло принцип справедливости и непредвзятости. И это в конечном итоге привело к нарушениям при их расходовании. Например, финансовая помощь, выделенная на одно фермерское хозяйство, в разрезе регионов отличается... в 13 раз! Кроме того, распыление средств в незначительных объемах на большое количество программ, о чем «ЗН» неоднократно писало, не спасает ни одну отрасль. Но даже в этих условиях аграрное ведомство умудрилось включить, нарушая п.2 ст. 42 Бюджетного кодекса Украины, в Государственный бюджет Украины расходы на три дополнительные программы, без обоснований их необходимости и соответствующих расчетов на общую сумму 100 млн. гривен.

«Безгрешное» руководство МинАП к подобным «взбучкам» привыкло, поэтому в очередной раз — при распределении дотаций на озимые — решило пойти по проторенной дорожке. Тем более, сумма в более чем полмиллиарда гривен располагала к этому. Но на пути оказались «надзиратели» в лице государственных контрольно-ревизионных управлений! Тут аграрное ведомство заупрямилось, Баранивский пожаловался президенту на надуманное и необоснованное требование Минфина об обязательном подписании реестров начальниками контрольно-ревизионных управлений, на бессмысленную проверку посевов озимых, для чего необходимо разгребать снег.

Да я на месте министра руками бы снег рыл, дабы на деле доказать декларируемый тезис о прозрачности в распределении бюджетных расходов! Конечно, если ты — не временный руководитель ведомства и заботишься о его хорошей репутации. Министру следует знать, что в прежние годы, при снежном покрове и без него, с подачи МинАП государство компенсировало убытки за якобы вымерзшие озимые даже тем хозяйствам, которые их и не сеяли. И за приписанные площади, щедро поросшие чертополохом…

Задолго до выхода постановления №239, 20 февраля, наше ведомство разослало письма низовым контрольно-ревизионным управлениям, работу которых координирует Минфин, с требованием обеспечить активное участие их специалистов в комиссиях, — проливает свет на коллизию Анатолий Данилишин, директор департамента финансов АПК и природоохранных мероприятий Министерства финансов.И они ежедневно предоставляют информацию. Уже проверили документы у 21,3 тыс. сельхозпредприятий, из которых у 19190 заявления подтверждены статистической отчетностью: они засеяли озимыми 5 млн. 353 тыс. гектаров.

После обследования посевов на местах было подтверждено полное право на получение доплат на сумму 343,3 млн. грн. По состоянию на 27 марта мы профинансировали эти мероприятия на 201 млн. Никаких проблем с финансированием дотационного механизма нет. В отличие от других программ АПК, реальные потребности которых (правда, порой и завышенные в два-пять раз) не можем удовлетворить в полном объеме из-за ограниченности бюджета. Повторяю: дефицита средств на субсидии нет, но на документально подтвержденные, а не бумажные, надуманные.

И именно наша принципиальная позиция, жесткий контроль предупредили злоупотребления на 24,8 млн. грн. В сущности, это — почти пятая часть суммы, уже выплаченной хозяйствам (114 млн.). Первая причина — банальные приписки. В заявлении написали, скажем, о 2,5 тыс. гектаров под озимой пшеницей, а фактически, по отчетности, — 1,5. Вторая — несоответствие собственно отчетности первичным документам учета. И третья составляющая нарушений — расхождения между документально подтвержденными гектарами и их наличием в натуре. Не исключаю, что после двух проверочных этапов сумма в «черной» графе будет еще больше.

А теперь по поводу спешки МинАП с выдачей дотаций, без которых, по словам этого же ведомства, весенне-полевые роботы обречены. Ну, согласитесь, со ста субсидированными гривнями на гектар в кармане, без дополнительных источников финансирования, их и не стоит начинать. Если вы ведете хозяйство на 1,5 тыс. гектаров, то «озимых» дотаций хватит разве что на треть площади, чтобы заправить соляркой трактор и удобрить хилые посевы.

И все же... Из перечисленных раньше по факту полного подтверждения 152,5 млн. грн. на счетах областных и районных казначейств «обезличенными» оставались 37,8 млн. Почему? Задержки возникают из-за некоторого непрофессионализма областных и районных сельхозуправлений. С одной стороны, кричим: давай деньги! А с другой — порой не умеем ими распорядиться. Так настолько ли остро нуждаются украинские аграрии в средствах?! Если да, то именно МинАП призвано было сократить расстояние до них, устранив препятствия, возникшие из-за неповоротливости низовых подразделений этого ведомства.

Минфин проинформировал премьера о том, что средства неделями лежат без движения, и попросил обязать МинАП проявлять большую расторопность.

Не могу обойти своим вниманием пассаж в агроминистерском пресс-релизе: «Именно из-за этого ведомства (Минфин. — В.Ч.) крестьяне не могут получить деньги...» Здесь бы чиновникам следовало внести ясность: если даже и получат, то не все крестьяне. Потому что дотационные субсидии, а именно о них министерство прожужжало все уши, распространяются исключительно на сельхозпредприятия, фермерские хозяйства — юридические лица, периодически отчитывающиеся перед статистическими органами. Мне же, тоже крестьянину, засеявшему озимой пшеницей земельный пай размером в 3,4 гектара, подобное благо и не снится. И это при том, что личные крестьянские хозяйства выращивают на собственных наделах почти шестую часть озимых и четверть всего зерна в стране.

Вот вам и защита единоличников! Чем объяснит «сельский» министр такой пренебрежительный, дискриминационный подход к нам? Тем, что государство пытается возродить крупнотоварное производство и мелких производителей просто вычеркнуло из списков? Что при членстве в ВТО к Украине будут выдвигать жесткие требования по поводу фитосанитарных норм зерна, а в огороде соответствующих качественных параметров достичь невозможно? Тогда зачем же дробили колхозные гектары, выделяя каждому крестьянину по полоске? Чтобы опять собирать их вместе, но уже без нас, старых и немощных?

Думаю, даже собравшись вместе, аграрным лидерам непросто будет ответить на эти вопросы. Намного легче обвинить в вялом прогрессе АПК педантичное Министерство финансов, при этом грубо мешая его полпредам на местах исполнять их функциональные обязанности.

Необоснованно обиженные чиновники ведомства, к слову, любезно предоставили мне информацию о финансировании программ государственной поддержки развития села в 2006 году. Согласно помесячной росписи, на первый квартал запланированы 387,7 млн. грн. Уже 21 марта Госказначейство выделило эту сумму, из которой в регионы поступило 362,2 млн., что на 306,5 млн. грн. больше, чем за соответствующий период прошлого года. Предусмотрены они и на выплату дотаций за выращенные и сданные на убой скот и птицу, и на удешевление кредитов, и на селекцию в растениеводстве, и на государственное льготное кредитование индивидуальных сельских застройщиков...

Кроме того, за счет средств специального фонда получили поддержку садоводы и виноградари. Из этого же источника Аграрному фонду перечислены 112,3 млн. грн. на формирование государственного продовольственного резерва и проведение залоговых и интервенционных операций.

Понятно, что Минфин активизировался отнюдь не после «наезда» на него аграрного министра. А что касается дотаций на озимые, то МинАП, по старой привычке, пыталось придумать несуществующий тринадцатый стул, за который требовало деньги вперед.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно