ДА НЕ ОБМЕЛЕЕТ РЕКА «БЕНЗИНОВОГО» ИМПОРТА

7 мая, 1999, 00:00 Распечатать

Раздав гарантии по иностранным кредитам, государство призадумалось. Правда, почему-то только над ...

Раздав гарантии по иностранным кредитам, государство призадумалось. Правда, почему-то только над одним проектом - строительства топливного комплекса по производству бензина «евросупер» на НПК «Галичина» (Дрогобычский нефтеперерабатывающий завод). Рассудив, что закупка тракторов является делом государственной важности в большей мере, нежели производство высокооктанового экологически чистого бензина, госмужи решили еще раз убедиться в целесообразности поддержки этого проекта и все еще раз проверить. Проверяют. До сих пор…

Выполняя поручение премьер-министра, Укрэксимбанк еще раз рассмотрел «состояние дел по реализации» кредитного проекта НПК «Галичина» и Nissho Iwai Corporation. Высказав сомнение в надлежащем прохождении процедуры привлечения иностранных кредитов под гарантии правительства, банкиры намекнули на необходимость доработки ряда документов «до полного соответствия действующему законодательству».

Вице-премьер Сергей Тигипко предложил повременить с подписанием межбанковского кредитного соглашения. В результате выполнение постановления Кабмина от 9 марта 1999 года

«О предоставлении гарантии ОАО «НПК «Галичина» по обеспечению погашения кредита Эксимбанка Японии на сумму 236,3 млн. долл. для реконструкции предприятия» отложено на неопределенный срок…

Желание сохранить «закрома» Родины было настолько жгучим, что позабыли о трех правительственных постановлениях и двух поручениях Президента о реконструкции НПК «Галичина». Однако информация, на которой базировалась бережливость была, мягко говоря, неточной.

Во-первых, оказались несостоятельными опасения Укрэксимбанка по части «приблизительности» расчетов окупаемости проекта (наличие шести предыдущих экспертиз - от Минфина, Минэкономики, Госнефтегазпрома и валютно-кредитного совета Кабмина - так и не развеяло сомнений банкиров). При этом Национальное агентство Украины по вопросам развития и европейской интеграции (НАУРЕИ) признало, что «все расчеты окупаемости проекта выполнены на основе официальной информации японской стороны» (подтвердившей неизменность условий кредитования проекта НПК «Галичина»), и ни о какой «приблизительности в расчетах» не может быть и речи.

Во-вторых, излишними оказались требования «обеспечить защиту интересов государства во время проведения собрания акционеров». Минюст, НАУРЕИ и Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку подтвердили, что решения общего собрания акционеров принимались в полном соответствии с действующим законодательством. Акционеры НПК «Галичина» дважды давали согласие на залог имущества предприятия - в 1998 и 1999 годах (т.е. до и после кабминовского решения по гарантиям): 10 апреля 1998 года собрание акционеров поручило правлению АО заключить договор залога с Укрэксимбанком для получения правительственных гарантий по японскому кредиту; а 25 марта 1999 года договора залога и внутреннего кредитного соглашения были единогласно утверждены. НАУРЕИ признало, что «ссылки на недействительность договоров залога являются безосновательными».

В-третьих, преувеличением оказались заявления о том, что НПК «Галичина» - должник государства, а его имущество давно заложено из-за долгов перед бюджетом. Минфин подтвердил, что имущество НПК «Галичина» в налоговом залоге не находится, а указанная в письме Укрэксимбанка задолженность «является текущей и уплачивается своевременно». Задолженность перед бюджетом, на которую напирают авторы письма, обусловлена системой бухгалтерского учета в Украине. Как следует из справки налоговой инспекции Дрогобыча, «переплата предприятия в бюджет, которая на 1 января 1999 года составила 772,5 тыс. грн., превышает недоимку в сумме 524,9 тыс. грн.».

Решать, что явилось причиной подобных проколов, - не наша задача… Но то, что проблема гарантий для НПК «Галичина» «зависла», по мнению, например, председателя НАУРЕИ Романа Шпека, «в связи с недостаточно внимательным изучением документов кредитного проекта НПК «Галичина», а также поверхностным владением авторов докладной записки действующей процедурой предоставления госгарантий и законодательством Украины, что и привело к ошибочным выводам» - это похоже на правду.

Не знаешь - молчи! Знаешь - помалкивай…

Аргументы в пользу дополнительной проверки сводятся к одному: а не получит ли государство еще один безнадежный долгострой в дополнение к «ЛиНОСу» и «Ориане»? И вообще: нужна ли Украине очередная «стройка века»? Таким радением об интересах государства можно было бы восхититься, если бы не ряд замалчиваемых обстоятельств.

Во-первых, финансовые обязательства правительства в случае с «Галичиной», согласно условиям контракта, наступят только после полной сдачи топливного комплекса «под ключ».

До этого момента все риски по проекту несут инвестор - НПК «Галичина» - и генеральный подрядчик - Nissho Iwai Corporation. Если не ошибаюсь, аналогичные уточнения в кредитных договорах по «ЛиНОСу» и «Ориане» отсутствуют. Да и в госсобственность имущество ни одного «гарантированного» должника, как это предусматривается в случае с «Галичиной», не поступало.

Во-вторых, ввод в эксплуатацию топливного комплекса в Дрогобыче позволит Украине полностью отказаться от импорта высокооктановых бензинов.

Сегодня каждый третий автомобиль в стране ездит на высокооктановом бензине, и в будущем его потребление возрастет: согласно прогнозам теперь уже бывшего Госнефтегазпрома, его доля в 2000 году составит 46%, 2005 - 62%. Однако отечественные НПЗ не могут удовлетворить спрос на высокооктановый бензин. В 1998 году его производство составило 412 тыс. тонн, а потребление - 2 млн. тонн. Дефицит восполняется продукцией из России, Литвы, Белоруссии и Европы.

«Украина, обладая мощным производственным потенциалом в нефтепереработке, покорно кормит иностранного производителя нефтепродуктов», - сокрушается президент объединения «Укрнефтехимпереработка» Николай Приймак. Такое положение, безусловно, создает приятную тяжесть в карманах импортеров и ряда нефтедавальцев (поставщиков нефти на украинские НПЗ в качестве давальческого сырья). Страна при этом остается с прохудившимся бюджетом, который могли бы существенно пополнить уплывающие в неизвестном направлении нефтедоллары.

В-третьих, на горизонте маячат штрафные санкции, которые нагрянут вслед за нарушением экологических норм Орхусской конвенции: присоединившись в 1998 году в Орхусе к Общеевропейской стратегии снятия с производства бензина с содержанием свинца, Украина взяла обязательство, образно говоря, поставить вне закона этилированный бензин, на котором ездит большинство автомобилей в стране.

Массового производства высокооктановых неэтилированных бензинов в Украине нет (бензин марок А-95,

А-98 вообще не производится), а рынок наводнен импортными нефтепродуктами, качество которых зачастую оставляет желать лучшего. Кроме того, переход на экологически чистые неэтилированные бензины сдерживает еще и отсутствие экономических стимулов и законодательной базы. Сегодня акцизы на оба вида бензина в Украине одинаковы - для трейдеров это означает, что этилированный бензин ввозить выгоднее, чем неэтилированный.

Дышать станет легче

Согласно Общеевропейской стратегии, к 2005 году этилированный бензин в Украине и по всей Европе должен «исчезнуть как класс». В США его не используют уже четвертый год, причем вытеснение бензина с содержанием свинца проходило не в порядке запрета, а с помощью экономических санкций. И хотя первый этап антисвинцовой кампании должен завершиться только в 2002 году, во многих европейских странах этилированный бензин уже сейчас запрещено продавать.

Что касается Украины, то в 1998 году половина реализованного на ее рынке бензина содержала свинец. В то же время почти все отечественные НПЗ выпускают неэтилированный бензин (до 95% от общего объема производства). Но нюанс в том, что до европейских стандартов он все равно не дотягивает.

В наследство от советских времен Украине досталась нефтеперерабатывающая промышленность с технологиями 70-х годов - глубина переработки нефти в среднем составляет 65%, в то время как в Европе этот показатель давно уже перевалил за 80%, а в США - за 90%. Автомобильный парк в большинстве своем соответствовал отсталым технологиям производства моторных топлив - все автомобили были спроектированы на использование в качестве топлива моторных бензинов с содержанием тетраэтилсвинца. Технология его производства такова: в процессе первичной перегонки нефти отделяется фракция бензина, смешивается с этиловой жидкостью (основным компонентом которой является тетраэтилсвинец), в результате чего октановое число бензина поднимается до

72-76. Позже на НПЗ строили по ленинградскому проекту установки каталитического риформинга, оснащали их германским оборудованием и получали А-92, А-93 (но тоже с добавками тетраэтилсвинца).

Сегодня автомобильный парк пополняется машинами, имеющими чувствительные к тетраэтилсвинцу катализаторы. То есть залить в них бензин, на котором ездит герой фольклора «запорожец», нельзя. А технологии для производства необходимого для таких машин бензина строятся на принципиально новых процессах. Сейчас в Украине четыре НПЗ - «Херсоннефтепереработка», «Одесский НПЗ», «Кременчугнефтеоргсинтез» и «ЛиНОС» - производят только неэтилированный бензин, увеличивают его производство «Нефтехимик Прикарпатья» и НПК «Галичина». Но, хотя он имеет соответствующее октановое число и не содержит тетраэтилсвинец (используются специальные добавки), по своим качественным характеристикам он не вполне подходит для иномарок. К тому же «экологически чистый» бензин местного разлива не отвечает требованиям Орхусской конвенции.

Даешь «евросупер»!

Строящийся в Дрогобыче топливный комплекс - современное производство, единственное предприятие такого уровня в Украине - эти проблемы сведет к нулю. Проект разработан Французским институтом нефти (IFP). Суть идеи в том, что без тетраэтилсвинца или этиловой жидкости можно будет производить все марки бензинов, в том числе А-95 и А-98, полностью соответствующие мировым стандартам и требованиям Орхусской конвенции. В Европе аналогичный комплекс работает только в Братиславе, а в России - завод в Хабаровске, будут реконструироваться заводы в Уфе и Ярославле.

Уже сейчас, когда до окончания строительства остается еще четыре года, НПК «Галичина» имеет договоренности с европейскими и японскими компаниями на реализацию бензина «евросупер» - дешевого, качественного и экологически чистого. Долгосрочные (с правом пролонгации) контракты заключены на весь срок окупаемости проекта - до 2011 года. Общая сумма контрактов на экспорт нефтепродуктов составляет 1,161 млрд. долл., сумма 2,5 тыс. договоров, ориентированных на внутренний рынок, - 4,411 млрд. долл. Кроме того, реконструкция обеспечит «Галичине» безоблачное будущее в условиях экологического бума. Однако, понятно, что все это будет иметь смысл только после введения нового комплекса в строй…

А пока идет строительство, применяют «кустарные» методы смешивания: из произведенных в 1998 году НПК «Галичина» 156,7 тыс. тонн бензина только 30% - неэтилированный.

«Для удешевления производства неэтилированного бензина во всем мире используют т.н. кислородосодержащие соединения. Другими словами, отходы спиртового производства - метанол, этанол и пр. В Украине спиртовых заводов много, и этот дешевый отечественный компонент с успехом заменяет дорогостоящие тетраэтилсвинец, этиловую жидкость или импортные спецдобавки. Но так «облагородить» можно только бензин марок А-76, А-92,

А-93, к высокооктановым бензинам такие методы неприменимы», - объясняет директор топливного комплекса НПК «Галичина» Евгений Майданюк.

«Этот проект будет прибыльным даже в том случае, если комплекс строить в чистом поле (была бы рядом нефтяная труба). А реализация его в Дрогобыче, где уже существуют мощности по переработке нефти, есть квалифицированная рабочая сила, рядом граница, делает этот проект не просто выгодным, а фантастически выгодным», - уверен директор НПК «Галичина» Роман Матолич.

Бей своих,

чтоб чужие боялись

А пока на украинских просторах господствует «бензиновый» импортер. И хотя производство бензина отечественными НПЗ в прошлом году увеличилось на 8% (а высокооктанового - на 60%), его доля на рынке не превышает 58% (21%). Потребителя понять можно - при всем своем патриотизме он предпочитает дешевый русский, литовский или белорусский бензин. Причины такого положения неизменны уже несколько лет: режим «вольной торговли» для импортеров, засилье нефтедавальцев, непосильное бремя налогов.

Разорвать порочный круг не удается: денег на закупку нефти у заводов все меньше и работают они в основном на давальческом сырье. Ни в коем случае не ставя под сомнение честность всех будущих и нынешних нефтедавальцев и импортеров нефтепродуктов, отметим, что в большинстве случаев засилья на рынке иностранной продукции наблюдается устойчивая обратная пропорциональная зависимость между прибылями «купцов» и убытками отечественного производителя, которого попросту выжимают с рынка.

Отказ государства проводить политику протекционизма в этом случае наводит на определенные размышления. Как, впрочем, и устроенная перепроверка по НПК «Галичина». Категория экспертов, в просторечии именуемая «злыми языками», объясняет излишнюю щепетильность в вопросе гарантий не столько радением о госпользе, сколько отеческой заботой о вполне конкретных компаниях, давно и плотно сидящих на рынке нефтепродуктов. Такое объяснение не кажется неправдоподобным: как только на рынок пойдет высокооктановый бензин дрогобычского производства, импортерам нефтепродуктов придется потесниться.

«Осуществление проекта находится в реальном секторе экономики. Переход его «в тень» невозможен: вся платежная система является абсолютно прозрачной для госорганов, в отличие от существующих схем поставок нефтепродуктов по импорту», - подчеркивает Роман Матолич.

Предприятие уже вложило в реконструкцию 40 млн. долл. собственных средств, и отказ от правительственных гарантий по кредиту Эксимбанка Японии приведет к тому, что строительство будет заморожено - в одиночку завод его не осилит. Чем это грозит предприятию в будущем, объяснять не надо: направляя согласно решениям сначала Совмина, а потом Кабмина деньги на строительство комплекса, «Галичина» не проводила модернизацию имеющихся мощностей, и через 4-6 лет завод будет полностью самортизирован.

На сегодня «Галичина», выплачивая государству до 50 млн. грн. в год (наивысший показатель по отрасли), обеспечивает 70% поступлений в бюджет Дрогобыча и 10% - в бюджет Львовской области. На предприятии работает две тысячи человек. Хотелось бы верить, что без работы они не останутся. Впрочем, время покажет, чьи проблемы - отдельных финансово-промышленных групп или самого крупного налогоплательщика Западной Украины - примет ближе к сердцу правительство.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно