Cладкий «лохотрон» - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Cладкий «лохотрон»

11 января, 2008, 15:54 Распечатать

Рынок детских новогодних подарков существует всего несколько недель в году. Вместе с тем у некото...

Рынок детских новогодних подарков существует всего несколько недель в году. Вместе с тем у некоторых производителей кондитерских изделий прибыли от продажи этого нехитрого товара перекрывают доходы, получаемые в течение всего остального года. Как результат — украинские кондитеры каждый год начинают готовиться к новогоднему «буму» все раньше — чуть ли не с лета. Оказывается, отечественный рынок может потребить гораздо больше этих сладких праздничных изделий, чем их до сих пор производилось.

Не случайно компания-производитель шоколадных Дедов Морозов увеличила их выпуск с 50 до 200 тысяч штук, начав его не с начала ноября, как обычно, а с сентября.

Не отстает и ЗАО «Житомирские ласощи», которое решило увеличить выпуск новогодних подарков с 631 тысячи до миллиона изделий.

Если присмотреться к прилавкам, вокруг которых творится ажиотаж, можно заметить немало интересного: например, под видом новогодних подарков здесь примостились обычные упаковки конфет с новогодней символикой или открыткой на коробке. Представители торговых сетей не менее изобретательны, чем производители сладостей, — вместе с новогодними чемоданчиками на прилавок попадают совершенно посторонние товары, например, залежавшиеся коробки с халвой или печеньем…

Все это сметает лавина покупателей — в том числе и товары с просроченным сроком годности. А уж на содержимое подарков, включая вес конфет и их стоимость, под праздник никто не обращает внимания. Хотя зачастую стоимость красочной упаковки превышает цену дешевых вафель и карамелек, находящихся внутри.

Традиция дарить детям на Новый год сладкие подарки берет начало с незапамятных времен.

Наши бабушки и дедушки еще помнят то время, когда эти подарки были развешаны прямо на елке — в виде пряников, конфет и «бомб» — прототипов нынешнего киндер-сюрприза.

Такая «бомба» склеивалась из папье-маше, а внутри находилась конфета или самодельная безделушка. Вешали на елку и бонбоньерки (коробочки, сундучки или корзиночки из жатого картона), внутри которых лежали нехитрые сладости…

В советское время детский новогодний подарок был огромным дефицитом — получить его могли только те малыши, родители которых были членами профсоюза. Именно на работе раз в году выдавали сказочные чемоданчики, содержимому которых могли бы позавидовать сегодняшние ребятишки, благо, их формировали не отдельные производители, а вся кондитерская промышленность тех лет — там могли встретиться и знаменитая «Белочка» фабрики им. Карла Маркса, и ароматное суфле московского «Рот Фронта»…

Почем новогодняя крыса?

Главной тенденцией развития украинского рынка новогодних подарков, пожалуй, является новый курс его игроков — от акцента на упаковку изделия к качеству его наполнения. Чего-чего, а упаковок, радующих взор малышей и родителей, появилось необычайно много: это и полипропиленовые либо фольгированные красочные пакетики, и пластмассовые контейнеры-игрушки, и полотняные мешочки ручной работы с вышивкой…

Но главным хитом сезона-2008 стала мягкая игрушка — Мышь, наполненная конфетами и прочими сладостями. К сожалению, такой презент доступен далеко не каждому — стоимость новогоднего мягкого подарка колеблется от 50 до 100 гривен.

Получить информацию от работников крупных торговых сетей о спросе на ту или иную новогоднюю продукцию оказалось непросто: в супермаркете сети «Сельпо» наотрез отказались поделиться информацией, ссылаясь на политику компании. А в супермаркете «Фуршет» даже пытались запретить записывать названия подарков и их производителей — причем в торговом зале, где эта информация доступна любому покупателю.

Возможно, такая реакция работников торговли связана с особенностями реализации этого товара под Новый год, например, отсутствием веса изделия или названия его изготовителя на прилагаемом ценнике, что встречалось сплошь и рядом.

— Наибольшей популярностью в этом году пользуются подарки средней ценовой группы — от 12 до 25 гривен рассказывает продавец одного из столичных гастрономов Татьяна Семенченко. Самый дорогой набор в нашем магазине стоит 27 гривен. Характерно, что оформление упаковки у разных изготовителей в этом сезоне более скромное, чем в предыдущем году, без особых изысков. Как правило, это обычные чемоданчики, сундучки или коробки в форме мыши. Гораздо меньше стало подарков класса «премиум», это говорит о том, что производители начали считаться с доходами среднестатистического украинца. Покупатели говорят, что содержимое подарков изменилось в лучшую сторону, но все-таки доля «нечестных» пакетов (когда внутри оказываются дешевые карамели) еще велика.

Вес подарков колеблется от 300 граммов до 1 килограмма, чаще всего покупают упаковки весом 500—600 граммов, они стоят в пределах 23 гривен.

На прилавках больше всего продукции компании Roshen, реже встречаются «АВК», «Житомирские ласощи» или «Конти». А импортных подарков мы в этом году и вовсе не продавали, очевидно, они не пользуются спросом.

В этом году отечественные производители быстро отреагировали на увеличение спроса в сфере подарков среднего ценового сегмента. Например, в 2007-м доля подарков фабрики «Житомирские ласощи» в ценовой категории до 11 грн. составляла 82,3%, а к 2008 году количество подарков до 12,5 грн. стало равным количеству подарков до 25 гривен. Думается, это связано не столько с ростом цен на кондитерские изделия, сколько с востребованностью более качественного товара.

Подарки компании Roshen впи­сались в среднюю ценовую группу, причем, оказались ближе к верхней ее ценовой отметке. Это, например, подарок «От Деда Моро­за», который стоил 24 грн. 49 коп., «Праздничное путешествие» — 17 грн. 59 коп., «Свят-вечер» — 15 грн. 72 коп.

Такая же тенденция наблюдается в группе подарков компании «Конти». Например, изделие «Рюкзачок» весом 500 г продается за 18 грн. 10 коп.

А вот компания «Житомирские ласощи» сделала ставку на покупателя с более скромными доходами — например, два вида ее новогодних подарков под общим названием «Конфета» стоят всего-навсего 9 грн. 83 коп и 8 грн. 65 коп. за 300 граммов. По этому же пути пошла и компания «Крафт Фудз Украина» — подарок «Рождественские святки» этого производителя весом 300 граммов продается по цене 8 грн. 73 коп., а подарок «Новогодняя карусель» — по 13 грн. 45 коп…

Кстати говоря, в России новогодние подарки — довольно дорогое удовольствие: самый популярный в картонной упаковке весом 1 кг стоит в переводе на нашу валюту 32 грн., в жестяной упаковке (того же веса) — 42 грн., а в мягкой игрушке «Мышь» — 98 грн.

Российский рынок новогодних сладких подарков по подсчетам специалистов имеет емкость около 65 млн. долл. А содержимое самих подарков формируется, в отличие от Украины, не только компаниями-производителями, но и компаниями-фасовщиками, которые закупают отдельно упаковку для подарков и отдельно конфеты — у разных производителей.

Например, одна из подобных столичных компаний формирует подарки из продукции нескольких московских кондитерских фабрик: «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Ударница», «Большевик», концерна «Бабаевский», что приносит весьма приличную прибыль.

Как и в Украине, сами фабрики тоже пакуют подарки из собственного ассортимента, который у крупной фабрики составляет более 20 видов наименований, а отпускные цены на изделие находятся в сегменте от 35 рублей. Объем продаж новогодних наборов у крупных фабрик составляет около 1,2 — 2 миллионов штук.

Эксперты считают, что рентабельность «подарочного» бизнеса гораздо выше любого другого. Бывают годы, когда она доходит в России до 100%, но в среднем по отрасли находится на уровне 40%.

Спрос на импортные новогодние подарки упал не только в Украине: польские и чешские кондитерские наборы, занимавшие четыре-пять лет назад до 30% рынка, сейчас составляют в России не более 5% продукции.

В этом году у россиян появились две новые тенденции, которые еще незаметны на украинском рынке: состоятельные корпоративные клиенты начали заказывать очень дорогие эксклюзивные подарки с гарантией того, что ничего подобного в розничной продаже не появится. Цена таких наборов достигает 6000 рублей. И как противовес этому отмечена бурная активность производителей мелких презентов в так называемом premium-сегменте. Это может быть новогодняя шоколадка для консьержки, презент секретарше или водителю…

В ассортименте — диатез и пищевое отравление

Наверное, ни в одной стране мира новогодние праздники не отмечают с таким размахом, как у нас. Большинство родителей записали своих детей на три-четыре елки, и на каждой из них маленького сладкоежку ждет подарок, качество которого оставляет желать лучшего.

В России просроченный шоколад или испорченное печенье стали настоящим бедствием — массовые пищевые отравления фиксировались в Подмосковье, Красно­ярском крае, Бурятии, Курс­кой, Владимирской, Омской, Мурман­ской, Магаданской, Камчат­ской областях…

В Украине от подобной опасности тоже никто не застрахован: заглянуть в каждый пакет с новогодними сладостями просто нереально, а производители в эти дни стараются избавиться от залежалого товара.

И если родители все-таки пытаются присматриваться к покупке, то для благотворительных или корпоративных елок подарки закупают оптом.

Самым крупным потребителем новогодних подарков для отечественных кондитеров является Фонд социального страхования. В ежегодно проводимом этой структурой тендере на закупки подарков для детей принимают участие практически все крупные производители сладостей, такие, как компании «Roshen», «Конти», «АВК» и «Нестле Украина». Согласно требованиям соцстраха, подарок должен весить около 450 г, а доля шоколадных изделий в нем должна быть не менее 70%. В этом году соцстрахом было выделено 69,2 млн. грн. на закупку 4,8 млн. подарков

В России пошли еще дальше: все государственные учреждения культуры обязаны проводить тендер на поставки новогодних подарков. По конкурсу выбирают тех поставщиков, которые предлагают самые дешевые наборы сладостей. В итоге о высоком качестве и разнообразии конфет говорить сложно — побеждают леденцы.

— Период после новогодних праздников — это просто катастрофа для нас, — комментирует ситуацию педиатр Елена Коваленко. — Поликлиника переполнена детьми с различными жалобами, это и диатез, и больные зубки, и желудочные расстройства. Родители заняты собой и не контролируют, сколько сладостей съедают их дети за праздничные дни. Сегодня конфеты перестали быть дефицитом и являются вполне рядовым продуктом, зачем же заваливать детей сладкими подарками? Как результат — более 70% украинских детей пятилетнего возраста страдают кариесом.

В последнее время многие родители предпочитают подбирать набор новогодних сладостей самостоятельно, благо, на рынке можно не только купить на развес разнообразную кондитерскую продукцию по более низкой цене, но и сделать это вполне быстро и цивилизованно: предприимчивые базарные торговцы взвешивают каждую конфетку и выставляют ценник с ее стоимостью.

Составляя подарок собственноручно, вы застрахованы от приобретения мешка дешевых карамелек.

Многие папы и мамы руководствуются не только качеством и стоимостью сладких подарков, но и здоровьем своих детей, тем более что малышам нельзя предлагать все виды сладостей. Детям старше года в новогодний подарок можно положить зефир, пастилу, лукум, вафли с фруктовой начинкой, не забывая, что предпочтение стоит отдавать белым изделиям — без красителей, ароматизаторов и шоколадной глазури. Все эти сладости содержат пектин, улучшающий работу желудочно-кишечного тракта.

Не стоит забывать о печенье, хотя малышам подходят не все его сорта. Не рекомендуются кексы, тарталетки, сдобное печенье, в состав которых входит маргарин. Самым маленьким лучше положить нежирное и не очень сладкое печенье, например галеты или крекер. Конечно, без конфет не обойтись, но специалисты советуют использовать те из них, которые произведены на молочной основе, например «Коровку», молочный ирис, а также сахарную помадку, постный сахар, фруктовую карамель. А вот от шоколадных конфет стоит отказаться. Шоколад не только является причиной аллергии, но и содержит вещества, которые влияют на нервную систему, вызывая возбуждение. Желательно исключить из подарка леденцы, жвачку. Они создают во рту сладкую среду, что приводит к быстрому разрушению эмали зубов.

В любом случае — злоупотреблять сладостями не стоит: суточная норма кондитерских изделий для ребенка младше трех лет — 10—15 граммов, чуть старше — 20 граммов, что соответствует одной вафле или одной-двум конфетам в день.

Заполнить новогодний подарок помогут мандарины, яблоки, сухофрукты и игрушки.

Думается, что будущее новогодних подарков — за компаниями-фасовщиками, которые будут подбирать сладости не по принципу производителей: «лишь бы не пропало», а с учетом разнообразия, принимая в расчет возрастные группы детей.

При таком вдумчивом подходе к делу индустрия новогодних подарков, возможно, научится относиться к их производству более ответственно, не превращая праздник детства в новогодний сладкий «лохотрон»…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно