ЧТО НАША ЖИЗНЬ

Поделиться
Игра Королько В.Г. «Основи паблик рілейшнз», посiбник. Київ: Інститут соцiологiї НАН України, 1997 По м...

Игра

Королько В.Г. «Основи паблик рілейшнз», посiбник. Київ: Інститут соцiологiї НАН України, 1997

По мере приближения очередной годовщины Независимости приходится все чаще слышать: демократия победила, кажется, окончательно, будем надеяться, бесповоротно. Возможность построения гражданского общества раскрывает, безусловно, радужные перспективы, но и очерчивает новые проблемы (не очень новые, но с новыми акцентами и способами решения) - это в первую очередь проблема массовизации культуры и увеличения объемов информации. Конечно, если «теперь каждый имеет свое право», то не последний вопрос, как он этим правом воспользуется и как бы подсказать обладателю права способ, место и время его применения. И таким образом «массовизация» - это совсем не «побольше индивидуальностей, самостоятельных и разных», тут речь идет о способах выработки «массовых» моделей сознания - стереотипов, необходимых для усвоения большого количества информации, и создании определенных комбинаций из них. Речь идет об изучении, формировании и использовании великой силы гражданского общества - общественного мнения. Да, трудно себе представить, чтобы в правовом демократическом государстве какое-либо серьезное деяние не апеллировало к общественному мнению. И если в финале «Бориса Годунова» народ безмолвствовал, то это, во-первых, потому, что не было тогда гражданского общества, а, во-вторых, из-за отсутствия паблик рилейшнз.

Итак, с гражданским обществом у нас более-менее понятно, а вот что паблик рилейшнз? Повсеместно возникают фирмы, факультеты и даже ускоренные курсы паблик рилейшнз. И как это нередко бывает, не просто не хватает специалистов-преподавателей новой дисциплины, но иногда даже учащиеся соответствующих курсов не знают хорошенько, что есть паблик рилейшнз (самым расхожим можно считать представление о специалисте по PR как об имиджмейкере или пресс-секретаре). Одной из попыток заполнить этот пробел в нашей системе образования можно считать выход в свет книги доктора философских наук Валентина Королько «Основи паблик рілейшнз». Книга, безусловно, отвечает требованию времени, она хорошо издана и написана на более-менее пристойном украинском языке. Она выполняет, возможно, главную свою задачу - подробно отвечает на вопрос «что такое ПР», в этом ее несомненное достоинство. Но не лишена она и спорных моментов.

Книга снабжена великим множеством примеров, правда, из американской действительности - пенять на автора за это бессмысленно, т.к. в украинской действительности существенных плодов PR- деятельности (как и самой развитой PR-деятельности) пока нет. Разумеется, нельзя исключать изучения чужого опыта, но хотелось бы видеть разработки возможных моделей PR именно для Украины, со всеми ее особенностями.

Также, на мой взгляд, к недостаткам можно отнести то, что практическая часть книги посвящена исключительно политике. Тоже нельзя винить автора - таково требование времени. К сожалению, в нашей стране политика остается самой популярной сферой деятельности. И, возможно, что украинский PR будет развиваться именно на политической ниве, т.к. никто кроме политиков в данный момент не испытывает необходимости в манипуляциях общественным мнением, а значит, и денег давать на это не будет. А поскольку кто платит, тот и музыку заказывает, следует ожидать что PR будет также политизовано, как и все прочие сферы нашей жизни.

Конечно, с необходимостью грамотного и этичного PR смешно спорить. Современный человек живет в потоке информации. От масс-медиа, общения и даже искусства он обычно ждет именно обновления информации. Для нормальной обработки этого потока необходима стереотипизация, выработка моделей восприятия и подачи информации - этим должны заниматься специалисты. Когда, скажем, говорят о штампованности и примитивности сериалов, почему-то не обращают внимания на то, что это нормально вообще для подачи любой информации. Если бы это было не так, мы бы просто не справлялись с этим потоком. Что касается «мыльных опер», то они имеют такой успех именно потому, что дают возможность отдохнуть от информационного накала и вместо него предлагают накал эмоциональный, по которому потребитель испытывает голод. Этот голод используют иногда и для успешности подачи информации: новости перестают подаваться в бесстрастной репортерской манере, и малейшие эмоциональные оттенки склоняют человека к какой-то определенной точке зрения. Неудивительно также то, что для некоторых групп потребителей наиболее авторитетной является так называемая «желтая пресса», материалы которой малоинформативны, зато очень эмоциональны.

К чести автора «Основ паблик рілейшнз» он неоднократно возвращается к вопросу этики пиермена. Но этика - недостаточная гарантия в стране, где продается и покупается если не все, то очень многое. PR-деятельность должна иметь прочную законодательную базу, уже потому, что имеет дело с таким хрупким материалом, как человеческое сознание.

Конечно, из того, что сказано выше, совсем не следует, что от паблик рилейшнз нам следует откреститься раз и навсегда. Напротив, хочется, чтобы эта сфера деятельности у нас развивалась и стала, наконец, профессиональной. Чтобы у нас было побольше потенциальных клиентов PR-кампаний, и не только в политической сфере. И чтобы паблик рилейшнз не было просто увлекательной игрой общественным - нашим с вами - мнением. И что касается круга читателей книги В.Королько, предложенного в аннотации, хочется его дополнить - эту книгу следовало бы прочитать всем, кому интересно, кто и как заставляет нас кем-то или чем-то восхищаться, чему-то верить, «опускать кулак» на какую-то из чаш весов. Может быть, кому-то это знание поможет защититься от нежелательных воздействий. Или хотя бы объяснять поступки свои, и не только.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме