ЧТО НАМ ЗАВЕРНУЛИ В БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЕКТ

15 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Украинская экономика, словно заблудившаяся в океане неопределенности каравелла Колумба, продолж...

Украинская экономика, словно заблудившаяся в океане неопределенности каравелла Колумба, продолжает искать свою «землю» - устойчивую структурную базу, которая позволила бы наконец перейти к фазе стабильного экономического роста. Штурманов-советчиков на каравелле хоть отбавляй. Справа рекомендуют плыть к либеральной Америке, в центре - к социально ориентированной Европе, чуть левее - к «промежуточной» Японии или по так называемому «третьему пути». Весьма популярен у левоцентристов также вариант Китая, где цветет симбиоз народно-государственного капитализма. Ну-с, а на самом левом краю спят и видят Украину плывущей назад, в светлое социалистическое прошлое.

И вот приходит пора обсуждать правительственный вариант бюджета-2000. Насколько он реален? Ответ содержится, очевидно, в уточненном варианте «Основных прогнозных макропоказателях экономического и социального развития Украины на 2000 год», рассчитанных специалистами Минэкономики и положенных в основу бюджета будущего года. Для их сравнительной оценки воспользуемся аналогичными прогнозными характеристиками экспертов Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) и совместного Киевского отделения варшавского Центра социально-экономических исследований и Гарвардского института международного развития (CASE-HIID).

Ряд показателей у отечественных и зарубежных организаций довольно заметно различаются. И в первую очередь это касается изменения ВВП, ибо иностранные консультанты предполагают в 2000 году лишь замедление спада, а специалисты Минэкономики - небольшой экономический рост. Чтобы оценить вероятность соответствующего результата, следует, очевидно, ознакомиться с основными допущениями, положенными в основу каждого прогноза.

Оптимизм отечественных специалистов основан на давно ожидаемых структурных и технологических сдвигах, постепенном преодолении платежного кризиса, заметном росте инвестиций в результате эффективной налоговой, кредитной и внешнеэкономической политики. Однако их последующие утверждения о покрытии значительного внешнего и внутреннего долга с помощью внутреннего финансирования, внешних кредитов, приватизации, экономии и смены структуры расходов по сути не оставляют камня на камне от возможных источников серьезных инвестиций «под экономический рост».

Эксперты МЦПИ и CASE-HIID не страдают, в отличие от наших госэкономистов, «синдромом двух стульев», один из которых - научный, а другой - чиновничий. Во всяком случае, обе организации «с иностранными инвестициями» в разной мере, но однозначно предполагают продолжение в 2000 году нынешней макроэкономической политики. Разве что «гарвардские мальчики» предполагают более солидный рост денежной массы, который приведет к большей девальвации гривни и инфляции, ибо сдерживающие их в нынешнем году административные меры НБУ и правительства на валютном и потребительском рынках после президентских выборов будут, по их мнению, несколько ослаблены.

Вообще говоря, политический фактор, связанный с ситуацией до и после президентских выборов, является одним из решающих во всех прогнозах. Весьма близок, на наш взгляд, к истине политэкономический прогноз, сделанный в одном из последних номеров английского журнала «Экономист».

Поскольку население Украины, по мнению журнала, еще не привыкло к свободным выборам и не имеет четких критериев «любимца народа», а действующий Президент имеет в своем распоряжении большую часть СМИ и значительную олигархическую подпитку, Леонид Кучма имеет все шансы на успех. Хотя избиратели недовольны его политикой, экономические программы его конкурентов просто смехотворны, считают авторы статьи в журнале «Экономист». Однако переизбрание Л.Кучмы не принесет каких-либо фундаментальных политических или экономических изменений. Поражение левого кандидата на выборах сделает парламент еще менее готовым к сотрудничеству с Президентом, и потому с еще большей увлеченностью он будет блокировать все попытки реформ - и удачные, и неудачные. Но тем самым ВР даст возможность г-ну Кучме продолжать излюбленную им практику манипулирования экономикой под прикрытием несговорчивости депутатов. На конец текущего года британские аналитики прогнозируют медленное ухудшение экономического положения: ВВП сократится на 2% при небольшом подъеме промышленного производства, инфляция составит 25%, а обменный курс понизится до 4,75 грн./долл.

Непременным пунктом всех программ претендентов на пост лидера нации является снижение налогового бремени. Но к чему ведет снижение налогов в социальном ракурсе? К уменьшению страховых и пенсионных взносов. Стало быть, соответствующее обеспечение ляжет в основном на плечи каждого трудоспособного человека, а не одного лишь государства и работодателя. Аналогичные требования не могут не коснуться таких «святых» сфер, как образование и здравоохранение, и вместо постоянного выклянчивания господаяний руководители искомых отраслей и их представители в парламенте обязаны позаботиться о создании условий жесткой конкуренции между школами, вузами, больницами, поликлиниками. Но для этого придется, наряду с промышленными и аграрными предприятиями, провести радикальную реформу во всех социальных учреждениях.

Реально это? Вряд ли, если иметь к тому же в виду необходимость принципиально иного взгляда на такой источник внутренних инвестиций, как средства населения, о которых у нас бесконечно разглагольствуют, но к практическим действиям по привлечению перейти явно не в состоянии. Между тем, достаточно всем, включая депутатов и чиновников, лично платить за социальные услуги, чтобы сделать весомый вклад в копилку экономического роста.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно