ЧТЕНИЕ БЮДЖЕТА ВСЛУХ

Поделиться
Верховная Рада приступила к изучению проекта главного финансового документа на 2002 год Обсуждение бюджета уже давно превратилось в ритуальное мероприятие вроде молений культовым изваяниям...

Верховная Рада приступила к изучению проекта главного финансового документа на 2002 год

Обсуждение бюджета уже давно превратилось в ритуальное мероприятие вроде молений культовым изваяниям. Так уж повелось, что одни его хвалят, а другие ругают. Внесенный на прошлой неделе Кабмином бюджет-02 — не исключение. К нему одинаково применимы определения: профицитный и дефицитный, прорывной и нереальный, основанный на самой современной методике расчета — и почему-то все равно вызывающий недовольство.

Дефицит профицита

Итак, изюминка представленного Минфином бюджета на следующий год — то ли его дефицитность на уровне 4,3 млрд. гривен (1,7% ВВП) при доходах государственного бюджета в 43,6 млрд. гривен и расходах 47,9 млрд., то ли профицит его общего фонда (1% ВВП). Все дело в методологии: если по «старой», с включением запланированных 5,8 млрд. гривен от приватизации в доходную часть, то госбюджет-02 — профицитный, как, собственно, того и требовал Президент. А ежели воспользоваться применяемыми в мире нормами, то дефицитность налицо.

Впрочем, что такое профицит или дефицит? Просто термины, обозначающие в первом случае превышение доходов над расходами, а во втором — наоборот. Профицитом, конечно, можно гордиться, но только после того, как бюджетное финансирование начнет обеспечивать минимально приемлемый уровень существования граждан. А если профицит просто от бесчеловечного урезания нужд, помощи детям, малообеспеченным — тут уж гордиться нечем.

Удивительно другое. В последние годы Кабмин всегда включал доходы от приватизации в доходную часть бюджета, а тут вдруг решил: приватизация ради наполнения бюджета неэффективна. Сами наши приватизаторы — в частности Александр Бондарь — признали это еще в позапрошлом году. Аргумент серьезный: при любой спешке нет времени для предпродажной подготовки и возможности выбирать момент, когда цены на акции наиболее высоки. Если мир рушится — да, тогда можно продавать за любые деньги. Но пока мир стоит — лучше подумать о выгоде. И подготовиться успеем получше.

Если с приватизационными доходами все более-менее понятно (за исключением того, удастся ли их обеспечить), то уровень заимствования, идущего на финансирование того самого «дефицита-профицита», вызывает сомнения. В частности, Минфин планирует в следующем году на внутреннем рынке занять 1,8 млрд. гривен. Это значительные суммы, гораздо превосходящие то, что достигнуто в этом году. А достигнуто-то в сравнении с грядущими планами совсем ничего: в первом полугодии на внутреннем рынке «наскребли» 464 млн. гривен.

Так за счет чего планируется успех? Минфин считает, что из-за низких темпов инфляции его бумаги станут потенциально привлекательными. А если нет?

К слову сказать, Кабмин надеется и на деньги международных финансовых институтов — в главную смету заложена сумма не менее 1,7 млрд. гривен. Хотя последний транш Международного валютного фонда, этого «законодателя мод» среди кредиторов, поступил в Украину осенью 2000 года...

Бумажная идиллия

Вторая серия спорных определений открывается утверждением о том, что мы имеем дело с бюджетом роста. Почему роста, а не стагнации? Оказывается, потому, что бюджет реален и хорошо посчитан. Представляя проект, министр финансов Игорь Митюков так и сказал: «Он реален и является максимально возможным».

То, что речь идет о «максимально возможном», наверное, многие согласятся. Ведь доходы сводного бюджета (государственного плюс местных) прогнозируются на 21% большими, чем в текущем году. Другое дело — реальность поступлений. Ведь нынче даже более скромные запланированные доходы выполнить не можем (на этой неделе отечественные мытари заявили, что бюджет-01 под угрозой срыва).

Взять хотя бы тот же злополучный НДС, поступления от которого должны составить в следующем году более 12 млрд. гривен, что на миллиард больше запланированного в текущем году. Ситуация хуже некуда. Налоговая бьет тревогу: с начала 2001-го экспортерам из бюджета возмещено НДС больше, чем его поступило. Если идти такими темпами и дальше, то очень скоро величина НДС, требуемого компаниями назад, может превысить поступления в казну от этого налога и по итогам всего года.

Кабмин это понимает, а потому затянул старую песню: долг бюджета по НДС надо реструктуризировать на пять лет, а тем, у кого есть недоимка или что-то было списано по статье 18-й так называемого закона о платежах, — и вовсе возвращенной суммы НДС не видать, как своих собственных ушей.

Кстати, значительной части депутатского корпуса подобные правительственные настроения не нравятся, и уже давно. Некоторые народные избранники вообще продолжают настаивать на отмене налога на добавленную стоимость.

Впрочем, если одни поступления в проекте бюджета завышены, то, по мнению главы бюджетного комитета ВР Александра Турчинова, другие занижены. В частности, Турчинов указывает запланированные доходы от продажи военного имущества, от таможенных сборов.

Однако Минфин не унывает. По мнению разработчиков, бюджет в таком виде, в котором он был представлен Раде, — уже подспорье для роста экономики. На всякий случай министр финансов уточняет: если депутатские поправки не увеличат доходы и расходы 2002 года более чем на полтора миллиарда гривен.

И еще один штрих к идиллии. Такое впечатление, что проект главного финансового документа страны буквально светится оптимизмом. Рост ВВП — на 6%, среднегодовой курс 5,72 грн./долл. (а в только что утвержденных советом НБУ основах денежно-кредитной политики на 2002 год — почему-то 5,6 грн./долл.) , инфляция — 9,8%, и она «съест» нашей заработной платы примерно на 2% меньше, чем в текущем году. Даже повышения зарплат грядут — кому на 15%, а кому (в частности, сотрудникам администрации Президента) — и на все 30. К тому минимальная заработная плата увеличится со 118 гривен до 140. Одним словом, не жизнь, а рай.

Ради справедливости заметим, что оптимизм государственных финансистов имеет под собой некие основания. В украинской экономике второй год наблюдается подъем. К примеру, в июле ВВП вырос на 17,4%, что стало рекордом за годы независимости Украины. Однако вряд ли стоит сбрасывать со счетов всегда отпугивающий инвесторов политический фактор, особенно в преддверии предстоящих парламентских выборов 2002 года.

Все больше
и больше…

Есть такая особенность у бюджета: сколько бы его ни хвалили, а недовольных не уменьшается. Особенно депутатов и особенно в преддверии новых выборов, когда даже захудалый представитель народа будет вспоминать об этом самом народе.

Несмотря на то, что расходы в 2002 году планируются рекордные — 61,4 млрд. гривен против 52,9 в текущем, депутаты будут требовать большего. Собственно, это уже происходит. «Трудовая Украина», вторая по численности депутатская группа, заявила: за бюджет проголосуем, если в нем будут увеличены расходы на силовые ведомства, а также на образование, медицину и зарплату.

А еще каждому депутату нужно поддержать свой округ, регион. И гарантий, что общегосударственные интересы в конце концов возобладают, нет никаких. Правда, теперь, после вступления в силу нового Бюджетного кодекса, правительство получило право дискутировать с народными избранниками по поводу содержания тех или иных бюджетных статей, не дожидаясь первого чтения бюджета.

Надо сказать, что рекордные расходы — особая гордость Кабмина. Гордятся там, что 50% расходов адресуются на социальные нужды. Хотя, если быть честными, то социальность эта с бо-ольшим изъяном. Так, судя по нынешней редакции документа, в 2002 году бесплатного проезда на транспорте могут лишиться даже участники боевых действий, полные кавалеры ордена Славы и инвалиды — если такие решения будут приняты городскими и районными советами.

Впрочем, подкорректировкой бюджетных норм депутаты займутся уже в ближайшее время. Первое чтение намечено на середину октября. Ждем-с.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме