Четыре ступеньки вверх и двенадцать потерянных месяцев

Поделиться
Плачевная ситуация со сбором налоговых поступлений в госказну. Театр абсурда, в который давно пре...

Плачевная ситуация со сбором налоговых поступлений в госказну. Театр абсурда, в который давно превратилась борьба политиков за право стать большим благодетелем для народа за счет либо вымышленных, либо эмиссионных источников доходов бюджета-2010. Разрушающаяся финансовая система, растущая долларизация и уход бизнеса в тень. Огромными темпами увеличивающийся госдолг и девальвация национальной денежной единицы. Ожесточенные «наезды» на Национальный банк в попытке вынудить его напечатать новые гривни. Гипертрофированная зависимость сырьевой экономики от ситуации на мировых товарных рынках. Практически полная потеря доверия реальных, а не спекулятивных внешних инвесторов и дальнейшее ослабление позиций Украины в мировых рейтингах конкурентоспособности...

Все это — далеко не полный перечень свидетельств банкротства экономической политики, реализовывавшейся в Украине на протяжении как минимум пяти последних лет.

Тем временем последний мировой опыт свидетельствует: бюджетные стимулы — далеко не единственный, а возможно, и не главный инструмент борьбы с кризисом, применяемый в абсолютном большинстве стран.

В отчетах — снова незачеты

Сразу два опубликованных в сентябре отчета — мировой рейтинг конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) и доклад «Ведение бизнеса-2010» (Doing Business-2010) группы Всемирного банка — зафиксировали реальную результативность антикризисных усилий украинских властей. Результаты подсчетов ВЭФ в особых комментариях не нуждаются. Всего за год Украина опустилась сразу на десять позиций, скатившись на 82-е место среди 133 включенных в исследование стран. На этой позиции мы теперь соседствуем с Гамбией и Алжиром. Даже беглое ознакомление с отчетом вопиет о плачевном состоянии в Украине институциональной среды (120-е место в рейтинге), низкой эффективности товарных (109-е) и развитости финансовых (106-е) рынков.

Опубликованный 10 сентября очередной (уже седьмой по счету) отчет Международной финансовой корпорации и Всемирного банка о результатах исследования условий для ведения предпринимательской деятельности в различных государствах («Ведение бизнеса-2010: проведение реформ в трудные времена») давал украинцам, на первый взгляд, определенный повод для оптимизма. Наша страна едва ли не впервые за весь семилетний период исследований смогла улучшить свой рейтинг на четыре позиции, заняв 142-е место среди включенных в отчет в нынешнем году 183 государств (новичками оказались Кипр и Косово).

Бодрым комментарием по этому поводу не преминула отметиться в информпространстве бютовка Наталия Королевская, возглавляющая в парламенте комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства. По ее мнению, «подъем на четыре пункта в рейтинге в столь сложное время говорит о том, что Украине удалось не только удержаться, но еще и провести частичное реформирование экономики».

Г-жа Королевская считает, что Украина смогла бы достичь большего, «если бы не действия, а точнее, бездеятельность парламента». «По нашим подсчетам, — сказала депутат, — если бы законопроект №4581 в поддержку предпринимательства вступил в силу, мы бы говорили не о четырех, а о 30 пунктах». И напомнила, что законопроект №4581 был проголосован Верховной Радой, однако до сих пор не вступил в силу «из-за технических моментов».

Комментируя результаты доклада, представитель правящей партии «забыла» упомянуть, что повышение Украины в рейтинге обусловлено всего одной(!) реальной реформой. А именно: принятием новой редакции закона об акционерных обществах, который подавался в парламент еще правительством Виктора Януковича в ноябре 2007-го. А принят был ровно год назад — 17 сентября 2008-го. Вступив в силу 30 апреля с.г., этот закон позволил стране подняться на 31 позицию (до 109-го места) по показателю «защита инвесторов».

Никаких других облегчений в жизни предпринимателей экспертам как из Вашингтона, так и из Украины (свыше 50 представителей ведущих юридических и аудиторских компаний) зафиксировать не удалось. И это значительно обиднее, чем динамика рейтинга, реальная или гипотетическая.

А вот упомянутый Наталией Королевской законопроект №4581 («О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия осуществлению предпринимательской деятельности») был проголосован парламентом еще 25 июня. Но до сих пор не подписан спикером Литвином, поэтому не вступает в силу.

Как пояснил «ЗН» руководитель проекта IFC «Развитие предпринимательства в Украине» Санжар Ибрагимов, технологическая причина, которая приводится в оправдание, — принятие парламентом в тот же день, 25 июня, другого нормативного акта (об изменении закона о лицензировании), в котором содержались две нормы, повторяющие положения закона о содействии предпринимательской деятельности.

«Видимо, из-за наличия двух норм дублирующего характера с принятым буквально на три минуты раньше законом о лицензировании у юристов ВР возникли какие-то вопросы, и по этой причине они задержали подписание законопроекта №4581. Хотя, на наш взгляд, это некорректно. Мы специально проверили: регламентом ВР это не предусмотрено. К тому же сотни других подписанных ранее законов содержали гораздо более грубые ошибки, напрямую противоречащие регламенту. Что не помешало им успешно вступить в силу», — сокрушается г-н Ибрагимов.

При этом представитель IFC напомнил, что вышеупомянутым законом парламент в сто раз сократил минимальный размер уставного фонда для создаваемых обществ с ограниченной ответственностью (со 100 до 1 минимальной заработной платы). По его словам, существовавший ранее минимум вовсе не был преградой для нечистых на руку дельцов, но делал недоступным получение статуса юридического лица для огромного количества уже существующих СПД.

Кроме того, новый закон вводил еще одну революционную норму, которая на территории СНГ введена пока только в Грузии, — принцип «молчаливого согласия» при получении разрешений. Который означает, что через десять дней после подачи необходимых для создания фирмы документов (20 — с учетом затрат времени на почтовую пересылку) предпринимательская структура автоматически получает право работать. Если за это время не поступил мотивированный отказ со стороны госорганов.

Кроме того, с вступлением в силу законопроекта №4581 все лицензии должны выдаваться на неограниченный срок (за исключением тех, которые определяются специальным перечнем Кабинета министров, но и в этом случае не менее чем на пять лет). Вступает в силу принцип презумпции невиновности: если контролирующие органы не выявляют в деятельности компании серьезных нарушений, право работать на рынке становится бессрочным.

Также из списка лицензируемых были исключены восемь видов предпринимательской деятельности. И среди них такие «общественно опасные» сферы, как проектирование, строительство и реконструкция мелиоративных систем, оптовая торговля семенами, деятельность в сфере социальных услуг, разведение домашних животных в племенных питомниках, перепродажа и организация торгов предметами искусства, коллекционирования и антиквариата.

Подытоживая эти основные нововведения, г-н Ибрагимов делает вывод, что вступление в силу законопроекта №4581 действительно означало бы существенное улучшение условий предпринимательской деятельности в Украине. В первую очередь благодаря значительному облегчению условий для создания новых предприятий.

Чужой, к сожалению, опыт

Примечательно, что, согласно данным исследований группы Всемирного банка, именно облегчение условий для создания новых предприятий стало самым популярным направлением регуляторных реформ на планете. Причем как в нынешнем году (условия регистрации улучшились в 61 стране), так и в целом за годы существования доклада (за семь лет более благоприятный start-ups обеспечили 3/4 участников общемирового рейтинга).

В докладе «Ведение бизнеса-2010» данные приводятся по состоянию на 1 июня 2009 года. В первую пятерку стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса вошли Сингапур (занимает эту позицию уже четвертый год подряд), Новая Зеландия, Гонконг, Соединенные Штаты Америки и Великобритания. Далее в первой десятке — Дания, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия.

Один из главных выводов авторов исследования: несмотря на проблемы, связанные с финансовым кризисом, в этом году количество реформ нормативно-правового регулирования бизнес-среды достигло рекордного уровня. В том числе и по количеству стран, их осуществивших.

«В период с июня 2008-го по май 2009 года в рамках проекта было зарегистрировано 287 реформ в 131 стране, что на 20% больше, чем в предыдущем году», — говорится в совместном пресс-релизе, опубликованном IFC и ВБ.

Главными направлениями реформ были упрощение правил бизнеса, усиление прав собственности, усовершенствование процедур урегулирования коммерческих споров и банкротства, облегчение бремени налогообложения, улучшение доступа к кредитам и уменьшение стоимости экспорта и импорта.

Примечательно, что наиболее активными реформаторами уже не первый год оказываются страны региона, к которому относится и Украина, — Восточной Европы и Центральной Азии. Из 27 относящихся к нему государств реформы были зарегистрированы в 26, а общее количество нормативно-правовых новаций составило 96.

Лидерами в регионе (и в мире) в нынешнем году стали Кыргызская Республика (скачок в рейтинге с 80-й на 41-ю позицию) и Македония, осуществившие по семь реформ. За ними идут Беларусь (шесть реформ), Таджикистан (5) и Молдова (3), также вошедшие в десятку самых активных реформаторов на планете.

«Одной из главных причин столь высоких показателей в реформировании являются антикризисные меры, которые проводят правительства большинства стран. Обращает на себя внимание, что идет достаточно сознательная поддержка именно мелкого и среднего предпринимательства, — сообщила в эксклюзивном комментарии для «ЗН» Светлана Багаудинова, один из авторов доклада «Ведение бизнеса».

По ее словам, регион Восточной Европы и Центральной Азии входит в число мировых лидеров в реформировании уже шестой год подряд. Причем активность реформ в регионе все больше смещается на Восток.

Г-жа Багаудинова отметила, что среди соседей Украины по региону наиболее последовательными реформаторами сейчас являются Беларусь, Кыргызстан, Македония и Албания, где реформы в целом ряде областей проводятся уже третий год подряд. По примеру своих соседей ускорили темпы реформирования также Таджикистан, Казахстан, Черногория и Молдова.

«Беларусь входит в число наиболее активных реформаторов в мире второй год подряд. Учредив единое окно по регистрации предприятия, Минск реализовал одну из наиболее ярких своих реформ и занимает сейчас по легкости и простоте этой процедуры седьмое место в общемировом рейтинге (Украина — 134-е. — Ю.С.), — рассказывает эксперт. — Начав эту реформу три года назад, правительство Беларуси постепенно сокращало процедуры и в нынешнем году пошло на полную отмену первоначального взноса, необходимого для создания компании. Время на регистрацию новой фирмы было сокращено почти на три недели, и теперь для этого требуется всего несколько дней. Подобные реформы прошли в Кыргызстане и Таджикистане».

«Также значительное внимание в Восточноевропейском и Центральноазиатском регионе было уделено упрощению и удешевлению получения строительных разрешений. Эта сфера, кстати, является одним из самых слабых звеньев в регуляторных системах стран СНГ: сформировавшаяся еще в советские времена сложная и запутанная процедура после распада СССР во многих странах еще и дополнительно усложнилась.

Чтобы решить эту проблему, в Кыргызстане, например, было создано единое окно по получению строительных разрешений, благодаря чему процедура согласований сократилась сразу на несколько недель. В Беларуси получение целого ряда разрешений тоже было объединено, что привело к существенному снижению затрат времени», — пропагандирует успехи соседей Украины г-жа Багаудинова.

Еще одной из наиболее популярных сфер реформирования оказалось налогообложение: с июня 2008-го по май 2009-го в странах Восточной Европы и Центральной Азии было реализовано десять относящихся к налоговой сфере реформ. В общемировом масштабе подобные новшества ввели 45 государств (второй после условий для создания предприятий показатель).

Отечественные реалии

Обидно, но в наиболее популярных среди соседей сферах реформирования у нас оказались самые худшие позиции. Сразу в двух категориях — «получение разрешений на строительство» и «уплата налогов» — Украина оказалась в тройке замыкающих общемировой рейтинг (181-е места).

Перечень согласований на строительство среднестатистического складского помещения в столице Украины включает 30 разрешений, процедура длится в среднем 476 дней. Для сравнения: в Сингапуре — 25, Финляндии — 38, Соединенных Штатах — 40 дней.

С разрешительными процедурами в строительстве тяжелее ситуация только в России (182-я позиция) и в такой экзотической стране, как Эритрея (183-я). В одном из беднейших государств планеты с населением 5,6 млн. человек выдача строительных разрешений вообще не практикуется.

Что же касается налогового бремени, то тяжелее, чем в Украине, оно только в Венесуэле и Беларуси. Украинским компаниям приходится осуществлять 147 налоговых платежей в год (худший показатель среди 183 стран). Несмотря на внедрение электронной системы налоговой отчетности, остаются внушительными затраты времени на решение налоговых вопросов, составляя 736 трудочасов в год, а общий расчетный уровень налоговых отчислений составляет свыше 57,2% получаемой предприятием прибыли.

Сравнивать Украину с популярными офшорными зонами не приходится, поэтому приведем пример нескольких ближайших соседей. Для сравнения, в Беларуси (худшей из худших в налоговой сфере) соответствующие показатели составляют 107 платежей, 900 трудочасов, 99,7% прибыли. А в Казахстане, например, — девять платежей, 271 час, 35,9%; Польше — 40 платежей, 395 часов, 42,5%.

Лучшие позиции в рейтинге «Ведение бизнеса-2010» у нашей страны по показателю «получение кредитов». 30-е место означает ухудшение по сравнению с прошлогодним показателем на три ступеньки (с 27-й), но все же не отражает реального ухудшения в сфере кредитования для предпринимателей малой и средней руки в Украине.

Следует отметить, что рейтинг мировой конкурентоспособности, публикуемый Всемирным экономическим форумом, и индекс конкурентоспособности стран мира по версии Института управления процессами развития (Лозанна), как признаются сами авторы доклада «Ведение бизнеса», гораздо шире по охвату показателей. Но в целом они коррелируются с показателями исследования условий предпринимательской среды (коэффициенты корреляции, соответственно, 0,79 и 0,72).

«Эти соотношения указывают на то, что в условиях мира и макроэкономической стабильности важнейшим фактором экономической конкурентоспособности являются условия регулирования предпринимательской деятельности», — отмечают авторы доклада.

Завтра, после кризиса

Международные эксперты уверены, что именно развитие малого и среднего предпринимательства — главный фактор, повышающий уровень конкуренции, темпы экономического роста и создания рабочих мест, особенно в развивающихся странах.

«...многие страны (и Украина в первую очередь. — Ю.С.) не располагают достаточными бюджетными возможностями для финансирования таких видов деятельности, как инвестирование в инфраструктуру или обеспечение социальной защиты населения и оказание социальных услуг за счет средств государственного бюджета. Поэтому реформы, направленные на создание более благоприятного инвестиционного климата, в том числе предпринимательской деятельности, могут оказаться полезными по нескольким причинам. Гибкая система регулирования и эффективная институциональная основа, в том числе рациональные процедуры создания предприятий, порядок оформления банкротства могут способствовать более эффективному перераспределению трудовых ресурсов и капитала», — считают авторы доклада.

Кризис рано или поздно закончится, и дальнейшие перспективы экономик будут определяться тем, каких успехов добилась та или иная страна на пути реформ, реализация которых была бы крайне проблематичной в «обычные» времена.

Как видим, несмотря на все разговоры об увеличении роли государства, большинство реформ в общемировом масштабе идет в обратном направлении — снижения регуляторных барьеров и создания максимально благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Количество облегчающих жизнь малого и среднего бизнеса реформ в разных странах, реализованных с июня 2008-го по конец мая 2009 года (287), более чем на порядок превышает количество новшеств, эту самую жизнь усложняющих (мы их насчитали всего 27).

А что в Украине? Много заботы на словах о малых и средних — и очень мало пока реальных результатов. Впереди — очередной предвыборный цикл. И очередная волна безудержного и абсолютно безответственного популизма. Однако страну все тяжелее кормить лозунгами о псевдозащите социальных стандартов. Реальный казенный ресурс себя исчерпал. Огромные темпы роста госдолга и эмиссии под покрытие дефицита бюджета — ярчайшее тому свидетельство.

Тем временем инфляция и девальвация делают свое черное дело. Уже 8 млн. украинцев вынуждены существовать на доходы ниже официального прожиточного минимума.

В свое время в ходе исследования Всемирного банка Voices of the Poor («Голоса бедных») было опрошено 60 тыс. малоимущих жителей различных стран мира. Им был задан вопрос — каким образом, по их мнению, они могли бы преодолеть бедность? Полученные ответы были однозначными: и мужчины, и женщины возлагают надежды прежде всего на доходы от собственного предприятия или от работы по найму.

В Украине пока, к сожалению, доминирует другой подход. Конечно, источником для повышения зарплат и пенсий может стать оптимизация неэффективной структуры бюджетных расходов. Однако при нынешнем состоянии экономики этого ресурса все равно не хватит. Не правильнее ли нашему дорогому во всех смыслах государству воспользоваться опытом других стран и попытаться поискать альтернативные пути борьбы с бедностью?

Наиболее разумный и очевидный — создание максимально благоприятных условий для того, чтобы каждый украинец смог побороть свою бедность самостоятельно. Тем более что с эффективностью «чужих» реформ позволяют ознакомиться уже готовые отчеты.

Справка «ЗН»

В рамках исследования «Ведение бизнеса» оцениваются десять основных этапов жизненного цикла предприятия с использованием десяти конкретных показателей. Это — регистрация, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация прав собственности, получение кредитов, защита прав инвесторов, уплата налогов, осуществление международной торговли, обеспечение исполнения договоров и ликвидация предприятия. Общий рейтинг рассчитывается как среднее арифметическое его составляющих.

Отличительная особенность исследования «Ведение бизнеса» в том, что это — не опрос предпринимателей и инвесторов о текущем состоянии бизнес-климата, а анализ, проводимый местными экспертами на предмет бизнес-среды для гипотетической стандартной фирмы. В качестве таковой рассматривается зарегистрированное в крупнейшем городе страны и полностью легально функционирующее малое или среднее предприятие. Этот стандартный подход применяется для всех исследуемых стран.

В исследовании анализируются не все значимые для компаний или инвесторов аспекты условий деятельности. Например, не рассматриваются такие факторы влияния на конкурентоспособность, как уровень безопасности, макроэкономическая стабильность, преступность и коррупция, квалификация рабочей силы, прочность и эффективность институтов, качество инфраструктуры. Также отдельно не исследуются и нормы, касающиеся регулирования иностранных инвестиций. (Более подробно о методологии составления рейтинга см. в «ЗН» №34 от 13 сентября 2008 года «Не ту страну назвали…»)

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме