ЧЕТВЕРТЫМ ГЕНЕРАЛОМ СТАЛ УКРАИНСКИЙ «ПОЖАРНИК»

28 апреля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 28 апреля-5 мая

Казалось, от ударов, обрушившихся на него в течение последних лет, коллектив всемирно известного украинского самолетостроительного КБ оправится нескоро...

Казалось, от ударов, обрушившихся на него в течение последних лет, коллектив всемирно известного украинского самолетостроительного КБ оправится нескоро. После недавней трагедии с «семидесяткой» немало нашлось людей (и среди моих коллег-журналистов), открыто заявлявших, что самолетостроение в Украине похоронено. Жизнь доказала: они ошибались. АНТК продолжает создавать самолеты. Строится новый Ан-70, он должен взлететь в начале будущего года Заканчивается постройка 52-местного пассажирского самолета Ан-140. Если Национальное космическое агентство профинансирует работы по второй «Мрие», то в недалеком будущем в Украине появится свой летающий космодром. И еще один самолет, созданный на базе серийного транспортного Ан-32, уверенно занял лидирующее место среди пожарников мира - Ан-32П. Это самолет с большим запасом мощности, хорошими маневренными характеристиками, оборудован для выброса парашютистов и сброса на платформах техники весом до трех тонн. Баки для огнегасящей смеси общей емкостью 8 тонн - подвесные, расположены снаружи, чего практически нет ни у одного пожарника (все прячут баки в фюзеляже). Подобная конструкция позволяет использовать Ан-32П еще и как обычный грузовик.

Без международного сертификата летной годности - официального свидетельства соответствия летных и технических характеристик машины международным нормам - даже самый замечательный самолет вынужден работать только в заданном воздушном пространстве. Такая судьба, слава Богу, миновала наш пожарник. Сертификат типа ограниченной категории (то есть только для борьбы с пожарами) был выдан Ан-32П 10 марта 1995 года, а через 10 дней - 21 апреля в АНТК состоялось его торжественное вручение. Событию предшествовали два года испытаний. Право на жизнь самолет отвоевывал у огня. Причем это были далеко не всегда специальные испытания по эффективности пожаротушения.

Незапрограммированные пожары ворвались в жизнь самолета буквально с первых дней. 5 мая 1993 года из лесоохраны Тетеревского лесничества на летную базу АНТК поступило сообщение: «Вблизи села Андреевка горит хвойная подстилка на площади 800 квадратных метров». Над горящим лесом Ан-32П появился через несколько минут. Самолет летел со скоростью 260 километров в час. Секунда - и в самое жерло огня обрушилось 8 тонн воды. Повторный вылет - и дым окончательно рассеивается. Затем была презентация на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, где «убийца огня» получил предложение от французов, испанцев, голландцев, что по сути означало приглашение в гости на пожары.

Увы, пожаров на нашей планете более чем достаточно. Ежегодно в разных точках земного шара горят миллионы гектаров леса, часто по вине людей. Как это случилось в Ялтинском лесном заповеднике вскоре после возвращения Ан-32П с парижского авиасалона. Поздно ночью, 16 октября, правительство Крыма обратилось к руководству АНТК с просьбой о помощи. 17 октября, на рассвете, по тревоге были подняты летный состав и технические специалисты. Очевидцы рассказывают, что горевшие отроги Ялтинской Яйлы в те дни напоминали действующий вулкан. Каждые 40 минут в небе над огнедышащим распадком появлялся Ан-32П. Птицей скользил он вдоль склонов горы, стремительно приближаясь к бушующему пламени, стараясь достичь оптимальной высоты в 40 метров, и опрокидывал в жерло огня тонны пенной влаги. Затем самолет взмывал ввысь и брал курс на Симферопольский аэродром, чтобы заправиться и вновь лететь. За 5 дней экипажи Геннадия Братыщенко и Юрия Курлина совершили 94 боевых вылета. Ялтинский горно-лесной заповедник был спасен.

Через год эскадрилья из трех Ан-32П полетела тушить пожары в Португалии. На родину вернулись две машины... Экипаж Геннадия Братыщенко погиб. Чудом остался в живых Александр Семиряд. В интервью португальскому журналу «Revista» один из руководителей пожарной инспекции центрального региона Педру Лопеш заявил: «В противоположность тому, что о них говорили, Ан-32П оказались крайне надежными и мощными самолетами, обладающими оптимальными характеристиками для операций такого рода. Все указывает на то, что причиной катастрофы была человеческая ошибка, возникшая, вероятно, в связи с той самоотверженностью, которую проявили украинцы - члены экипажа в выполнении задачи, судя по всему, первой для них задачи такого рода». В то крайне напряженное лето в Португалии летными экипажами АНТК было совершено на Ан-32П 545 вылетов на тушение пожаров. В результате правительство Португалии предложило руководству АНТК продлить контракт на 4 года.

В цивилизованном мире рынок помогает завоевывать реклама. Ан-32П создает свой рекламный имидж, в основном, в огне. Трудная, опасная работа...

Время от времени украинский «пожарник» демонстрирует свой «класс» на всевозможных выставках. Как это было в сентябре 1994 года на съезде лесничих Российской Федерации, или совсем недавно, в марте 95-го, когда он участвовал в демонстрационных полетах в Малайзии, в авиационных выставках на Филиппинах и в Австралии. Это почти 90-часовое воздушное «турне» организовало Киевское авиационное производственное объединение «Авиант», освоившее серийное производство самолета.

Ан-32П заинтересовались Испания, Португалия, Венесуэла, ВВС Малайзии. Все это страны с жарким климатом, с высокогорными аэродромами, неподготовленными площадками. Для работы в подобных условиях «тридцать вторая» приспособлена идеально.

Асы-летчики считают, что получить международный сертификат самолету - все равно что рядовому стать генералом. В дружной семье АНов четыре генерала: Ан-28, Ан-74, Ан-124-100, Ан-32П. Точку в конце списка антоновцы ставить не собираются.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно