Черное море, белый теплоход… Под силу ли Украине круизный туризм?

Поделиться
Когда-то белоснежные круизные лайнеры ходили по Черному морю строго по расписанию. Но регулярные Крымско-Кавказские линии умерли вместе с Черноморским морским пароходством...

Когда-то белоснежные круизные лайнеры ходили по Черному морю строго по расписанию. Но регулярные Крымско-Кавказские линии умерли вместе с Черноморским морским пароходством. Еще некоторое время отечественных туристов радовали средиземноморские круизы. Но и они вскоре канули в Лету — вместе с уходом последнего пассажирского теплохода «Одесса», впоследствии порезанного на лом у берегов Индии.

С тех пор остались ностальгия и попытки возродить круизное судоходство. Пока они не увенчались успехом. Но Черное море не осталось без белых теплоходов. Стремительный рост круизного туризма в мире и благодатный ветер путешествий стал все чаще пригонять к черноморским берегам иностранные лайнеры. Круизных судов в черноморских портах с каждым годом становится больше, но по сравнению со Средиземноморьем, не говоря уж о Карибском бассейне — это мизер.

Между тем потенциал Черноморского региона огромен. В связи с возможным проведением в Одессе в 2012 году матчей чемпионата Европы по футболу и в Сочи в 2014-м — Олимпийских игр он получил новый толчок для развития. Но станет ли Черное море самостоятельным направлением для регулярных круизных линий — вопрос.

Развитию круизного туризма в бассейне Черного моря была посвящена первая международная конференция Black Sea Cruise 2008, проходившая в Одессе в конце сентября. Она была организована Одесским морским торговым портом, международной Ассоциацией портов Черного и Азовского морей (BASPA), издательством «Порты Украины» и собрала солидных гостей. Среди участников — представители крупнейших круизных компаний мира, портов Черного моря и туроператоров.

На туристической карте мира места хватит всем

Есть два направления в развитии круизного туризма в бассейне Черного моря. Первое — это возрождение круизного судоходства, ориентированного на внутренний национальный рынок причерноморских стран или рынок постсоветского пространства, то есть русскоязычных туристов. Второе — привлечение в причерноморские порты иностранных туристов и дальнейшее продвижение черноморского бренда на мировой круизный рынок.

Судя по выступлениям участников конференции, какое из этих направлений ни взять, вывод один: у Черноморского региона есть круизное будущее. Но зависит оно от того, как регион сможет сам предста­вить себя на туристической карте мира. И тут Черное море необходимо рассматривать не как отдельные порты, а как регион в целом. Иными словами, успех возможен, если все причерноморские порты объединят свои усилия. В том числе для совместного представления черноморского круизного направления на международных форумах, конференциях, выставках и ярмарках.

«Вы должны выработать более позитивный имидж и привлекательность Черного моря как круизного бассейна, где бы туристы могли получить максимум впечатлений и хорошо провести время», — отмечали представители мирового круизного бизнеса. А игра стоит свеч.

Мировой спрос на круизы остается высоким. По прогнозам иностранных компаний, в 2017 году в мире будет насчитываться 24 млн. круизных туристов. В настоящее время ежегодно путешествуют морем порядка 15 млн. человек. Большая часть приходится на Северную Америку. Но впервые за последние годы набирает силу круизный туризм в Европе. Средиземное море становится все более привлекательным для североамериканских туристов. И тут Черноморский регион, которому есть что предложить, не должен оставаться на обочине. Ведь морские путешествия — это новые неизведанные страны и новые впечатления. Стало быть, чем больше портов, тем лучше.

Ну, о том, что интерес к Черноморскому региону есть, свидетельствует с каждым годом растущее число судозаходов. Лидирует здесь Одесса, если не брать во внимание Стамбул. В 2001 году в Одес­су зашли 99 иностранных лайнеров. В 2007-м — уже 147, в 2008-м ожидается 159. Это около 140 тыс. туристов. Хотя пропускная способность пассажирского терминала Одесского порта — до 4 млн. человек в год. Он способен принимать до пяти теплоходов одновременно. В том числе океанские лайнеры дли­ной до 300 метров с двумя и более тысячами пассажиров на борту.

Для сравнения: в Сочи в этом году зайдут 40 круизных судов. А в Стамбул — 414, свыше 580 тыс. туристов.

По данным ассоциации Medcruise (в этом году членство в этой европейской организации после пятилетнего перерыва восстановил Одесский порт), 60% европейцев предпочитают Средиземное, Черное моря и атлантические острова. Интерес вызван новыми маршрутами и новыми судами.

Примечательно, что европейские линии являются пионерами в зимних круизах. Путешествие вне сезона — это дополнительная ниша для быстро растущего круизного туризма. На этом фоне Черное море может ожидать круизный бум, считает вице-президент ассоциации Medcruise Валерия Манжиротти.

Лучшая реклама — впечатления туристов

Черное море до сих пор недооценивалось, считает директор ком­пании «Тура туризм» (г. Стам­бул) Онер Эркут. Туристы могут побывать в шести странах в течение одной недели и ознакомиться с разны­ми культурами, их бесценными памятниками. Обеспокоенность круизных операторов относительно сервиса и озабоченность по поводу разработки туристических программ понятна. Для такого направления нужен базовый порт для обслуживания недельных круизов.

По мнению г-на Онера, для этой цели подойдет Стамбул с его гостиничными возможностями, двумя современными аэропортами, современным портовым оборудованием, но главное — будущим новым грандиозным портом, у причалов которого одновременно смогут швартоваться шесть огромных судов. Кроме пассажирских терминалов здесь будут 4- и 5-звездочные отели, торговый центр и несколько ресторанов.

Однако в настоящее время мировые круизные компании не рассматривают Черное море как отдельный самостоятельный регион, а лишь в сочетании со Средиземным, как продолжение средиземноморских круизов. И причин тут несколько.

Туристы пока что не выказывают повышенного интереса к Черноморскому региону. А их выбор — это главный критерий, отмечали докладчики. «Мы возим туристов туда, куда они хотят, — говорил вице-президент компании Princess Cruises Брюс Крамрайн. — Мы спрашиваем каждого, насколько понравились порты, экскурсии, сервис, и просим оценить инфраструктуру и услуги».

Круизные порты мира, по выражению г-на Крамрайна, создают собственный образ-миф. К созданию такого образа должны стремиться и порты Черного моря. Каждый из них должен стать совершенным во всех отношениях. Естест­венно, речь идет не только о портовой инфраструктуре, но и о городе в целом. Участвовать в создании имиджа должны государственные и муниципальные власти, туристические компании и прочие организации, предоставляющие услуги пассажирам круизных теплоходов.

«Красивых мест много, — отмечает вице-президент по коммерции компании Royal Caribbean International Джон Ф. Терчек. — Но для туризма они недостаточно развиты. К примеру, Ялта — удиви­тельно красивый город, но для больших судов она слишком мала».

К сожалению, инфраструктура черноморских портов не приспособлена к приему больших судов. А за ними будущее. Ими выгоднее оперировать. Им не страшен шторм. И это — роскошные лайнеры с индивидуальным дизайном, богатым набором услуг и развлечений и с шикарным сервисом. Они вмещают более 3 тыс. человек. Планы по строительству новых судов — а именно они стимулируют спрос на морские путешествия — свидетельствуют, что лет через шесть на круизном рынке будут превалировать суда длиной свыше 300 метров. Вся круизная индустрия готовится к этому. И черноморские порты не должны оставаться в стороне.

Сегодня же они в состоянии принимать небольшие суда. Самый крупный теплоход, который когда-либо заходил в бассейн Черного моря, — это Queen Victoria длиной 294 метра. Заход такого круизного лайнера в Одесский порт был назван знаковым событием для всего Черноморского региона. Он совпал с проведением конференции, и ее участники могли посетить этот роскошный океанский лайнер. Полюбоваться же отходом красавца-теплохода собралось огромное количество одесситов.

Ностальгия по морю

Когда-то, в советские времена, многочисленный пассажирский флот ЧМП базировался в Одессе. И все желающие могли купить тур и свободно отправиться в круиз по Черному морю в любое время года. Морские путешествия пользовались огромной популярностью. Нынче по ним осталась одна ностальгия. И это — хороший стимул к их возрождению.

Представители черноморских портов считают, что наиболее привлекательным сегодня может быть кольцевой маршрут по Черному морю с посещением портов Украины, России, Грузии, Турции, Болгарии и Румынии. Для реализации подобных проектов, связанных с развитием круизов и пассажирских перевозок, в рамках ассоциации BASPA уже создана рабочая группа.

Но здесь имеются свои сложности. К примеру, проект круизов по Черному морю, который разработал порт Сочи, не поддержали туристические фирмы. Они не взяли на себя риски, связанные с реализацией туров. Продавать же круизы по бросовым ценам невыгодно — слишком велика стоимость топлива.

Попытки украинских компаний реанимировать любимую всеми Крымско-Кавказскую линию в конечном итоге тоже не увенчались успехом. Последний опыт украинской судоходной компании «Укрфер­ри» по организации подобного круиза оказался не совсем удачным.

С энтузиазмом и известной долей ностальгии компания взялась за возрождение черноморских круизов летом прошлого года. Был разработан новый маршрут в виде кругового круиза вокруг Черного моря: Одесса—Ялта—Сочи—Стамбул—Одесса на пассажирском пароме «Южная Пальмира» вместимостью 452 человека. Но было выполнено всего три рейса.

Проблема возникла, без преувеличения, унизительнейшая. В Ялте, в последнем украинском порту захода, закрывалась государственная граница, и все пассажиры, чтобы следовать далее по маршруту, должны были покинуть борт судна с вещами для прохождения пограничного и таможенного контроля. Эта процедура длилась, как правило, три часа и фактически срывала экскурсионную программу в Ялте. Неоднократные обращения компании к таможенным властям результата не дали.

Кроме того, опыт показал: для успешной работы подобного маршрута нужен современный комфортабельный круизный лайнер класса 4* предпочтительной вместимос­тью 1000—1200 человек. Это позво­лит обеспечить стоимость билетов в эконом-классе на приемлемом для туристов уровне 100—120 долл. за день круиза.

Но такого флота в Украине нет. Его могут предоставить иностранные компании. Сегодня они доминируют в Черном море в грузоперевозках и могут точно так же обосноваться на круизном рынке России и Украины.

Правда, попытки порта Сочи привлечь серьезную судоходную компанию для организации черноморских круизов пока результатов не дали. Причина? Черное море — нестабильный в политическом и экономическом отношении регион. И события в Грузии еще раз это подтвердили. Правда, с точки зрения иностранных компаний, на заход круизных судов в Черное море недавние события не повлияли. Хотя это, безусловно, сдерживающий фактор.

Вместе с тем, по мнению специалистов, с точки зрения стратегических интересов, да и большой доходности глупо отдавать этот перспективный бизнес компаниям из других стран. Но для покупки круизного теплохода необходима внушительная сумма.

По данным СК «Укрферри», в этом году лайнер Pride Of Aloha (1999 года постройки вместимостью 2 тыс. пассажиров) можно было купить за 320 млн. долл. Постарше и меньшей вместимости теплоход Superstar Libra (1988 года постройки, 1480 пассажиров) — за 130 млн. долл. Старенькие, но модернизированные бывшие теплоходы ЧМП, переименованные в Van Gogh и Delphin, вместимостью 500—600 пассажиров предлагались по 18—19 млн. евро. Но 33—34-летний возраст этих судов не позволяет рассчитывать на окупаемость инвестиций. Вывод?

По мнению СК «Укрферри», ни одна отечественная компания не рискнет вкладывать в покупку теплохода порядка 100 млн. долл. без серьезной государственной поддержки или гарантий. Но круизное судоходство вряд ли актуально сегодня для Украинского государства.

Порт Сочи считает, что необходимо объединить усилия всех черноморских стран для создания своего круизного флота. Покупка общими усилиями с привлечением частного капитала современного лайнера вместимостью свыше 3—4 тыс. пассажиров сумела бы вдохнуть жизнь в развитие внутричерноморских круизов. Как отметил в своем выступлении на конференции представитель порта, «круизный рынок Черного моря — это наш рынок, и иностранцы его осваивать не будут. В прошлом году они так и сказали: мы к вам не придем». Ну а в том, что это направление перспективное, сочинцы не сомневаются. Огромный постсоветский рынок в сочетании с болгарским, румынским и турецким не уступает европейскому.

Привыкшие к морским путешествиям туристы из стран бывшего СНГ до сих пор ограничены в предложениях. Дорогие авиаперелеты, сложность в получении виз и непреодолимый языковый барьер делают морские путешествия на иностранных теплоходах малодоступными. Если же взять круизные суда, которые заходят в Одессу, то русскоязычные туристы составляют менее 1%.

При этом порты Одесса и Сочи могут стать базовыми для туристов постсоветского пространства. Сегодня Одессе недостает лишь современного аэропорта, но к проведению в стране Евро-2012 эта проблема, надо полагать, будет решена. Что же касается самого порта, то в реконструкцию пассажирского комплекса будет вложено 260 млн. гривен.

Кстати, Одесса в лице Сочи может получить серьезного конкурента. Этот черноморский курорт благодаря Олимпийским играм ожидают колоссальные преобразования. Порт станет лишь пассажирским. И сможет принимать одновременно три крупнейших океанских лайнера и два парома (сегодня суда вместимостью свыше полутора тысяч человек он вынужден обслуживать на рейде, доставляя пассажиров на берег катерами). Украшением станет крупнейший яхтенный комплекс, по всему побережью появятся 15 порт-пунктов. Общий объем вложений в реконструкцию порта Сочи — порядка 560 млн. долл.

И все же, если говорить о морских путешествиях для русскоязычных туристов, то более перспективным направлением выглядят средиземноморские круизы из Черного моря. Иностранные круизные компании могут обеспечить заход своих комфортабельных судов из Средиземного в Черное море, чтобы взять на борт пассажиров в Одессе или Сочи.

Подобный опыт уже есть. В прошлом году иностранные компании продавали круговые круизы по Северной Европе из Санкт-Петербурга. На нынешний октябрь впервые запланированы два круиза по Средиземному морю с посадкой в Одессе. По информации тур­агентов, вся квота билетов для реализации на украинском рынке была продана.

Круизный туризм в мире приносит большие доходы. Поэтому все — и государства, и отдельные города, и порты, и туристические компании — должны быть заинтересованы в его развитии. Ведь каждый иностранный турист в базовом порту оставляет 100 евро, а в других портах захода — 50 евро.

Поэтому, с какой стороны ни посмотри, круизный туризм в Черном море — дело выгодное и перспективное. Представители черноморских портов и туроператоры согласны: пора объединять усилия, чтобы добиться результата. Во всяком случае, участники конференции были в этом выводе единодушны. Осталась самая малость — убедить в этом свои страны. А тут работы непочатый край…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме