ЧЕРНОБЫЛЬ БЕЗ ВУАЛИ

27 ноября, 1998, 00:00 Распечатать

На чашу весов уже давно поставлены жизнь и здоровье граждан Украины (и не только). На другой чаше - экономическая стабильность, связанная в том числе и с закрытием Чернобыльской АЭС...

На чашу весов уже давно поставлены жизнь и здоровье граждан Украины (и не только). На другой чаше - экономическая стабильность, связанная в том числе и с закрытием Чернобыльской АЭС. Руководство Украины предлагает жить по принципу «Авось, пронесет». Европе же поставлен ультиматум: «Не спасете меня - утону. Но и вам тоже несдобровать». Верховная Рада Украины предлагает реальное решение вопроса финансового обеспечения закрытия Чернобыльской АЭС. Суть его не в кредитах, не в дополнительных источниках финансирования - в льготном налогообложении.

Подсчитано, что для замещения генерирующих мощностей при закрытии Чернобыльской атомной нужно ввести в эксплуатацию два энергоблока на Хмельницкой и Ривненской АЭС. Но энергетическая стабильность в Украине может быть достигнута и с достройкой энергоблоков на Киевской ТЭЦ-6 и Днестровской ГАЭС.

Сооружение энергоблоков №2 Хмельницкой и №4 Ривненской АЭС началось в 1983-1984 годах. Их пуск планировался на 1989-1990 годы.

Но с введением Верховной Радой моратория на сооружение новых мощностей на атомных станциях их строительство было приостановлено. В январе 1994 года мораторий отменен, но в связи с остановкой изменились объемы работ и соответственно размеры финансирования.

Общая стоимость финансирования по пусковым комплексам проекта 2х4Р (без учета обязательных отчислений) составляет 1159 млн. грн. Но вышеупомянутый мораторий повлек за собой дополнительные траты на расконсервацию и обновление оборудования и конструкций, приобретение нового оборудования и замену морально устаревшего; восстановление строительной базы генеральных подрядчиков; развитие инфраструктуры управления проектом.

Сегодня финансирование строительства 2х4Р осуществляется из двух источников: амортизационных отчислений и целевой надбавки к тарифу на электроэнергию (0,3 цента/кВт . ч).

Финансирование этого проекта в 1998 году составляет 390 млн. грн. (амортизационные отчисления - 131 млн. грн., целевая надбавка - 259 млн. грн.).

Однако финансирование - это только один слой общей проблемы. Введение в эксплуатацию новых энергоблоков актуализирует проблему регулирования мощностей. С подачей пиковой мощности и разгрузкой станций в ночное время, когда появляется избыток электроэнергии, полностью справится Днестровская гидроаккумулирующая электростанция. Ее строительство началось в 1984 году. Планируемая мощность - 2268 МВт с годовым производством электроэнергии 2,7 млрд. кВт . ч и прибылью от ее реализации до 80 млн. долл. На ГАЭС возлагаются функции аварийного и частотного резерва энергосистемы, регулирования напряжения, активной и реактивной мощностей, межсистемных перекачек мощности.

Чтобы безболезненно закрыть Чернобыльскую АЭС, нужно решить еще одну задачу - завершить строительство энергоблока №3 на Киевской ТЭЦ-6. Мощность источников «Киевэнерго» (вместе с арендным предприятием «Дарницкая ТЭЦ») составляет 6317 Гкал/ч, в то время как потребление столицы равняется 7314 Гкал/ч. Основным фактором дисбаланса является рост жилищного строительства. Решение этой задачи и зависит от завершения строительства энергоблока №3.

Общая стоимость строительства в ценах 1984 года составляет 184,8 млн. грн. Для его завершения нужна сумма в 129,4 млн. грн. (61 млн. долл.). С учетом налогов эта сумма возрастает до 184,9 млн. грн. (87 млн. долл.).

Принятие решения о сокращении сроков строительства энергоблоков с трех до двух лет, по мнению комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, требует или дополнительного увеличения тарифа для потребителей электроэнергии, или принятия парламентом решения о внесении изменений в закон «О налогообложении прибыли предприятий».

Первое из возможных решений вряд ли даст результат из-за общей задолженности и лишь усилит социальное напряжение.

Отказ от налогообложения средств, необходимых для финансирования завершения строительства энергоблоков электростанций и теплоэлектроцентралей позволит не только окончить строительство 2х4Р за два года, но и снизить через два года тариф на электроэнергию предприятий «Энергоатома» к начальному уровню - 2,4 цента/кВт . ч.

Расчеты показывают, что ежегодная нехватка средств на завершение строительства 2х4Р за 2 года (в случае непринятия упомянутых изменений к закону) составит 189 млн. грн., если изменения будут приняты - 78 млн. грн. Покрытие дефицита в 78 млн. грн. возможно за счет увеличения объемов производства электроэнергии. После введения новых мощностей «Энергоатом» за счет увеличения продажи электроэнергии даст в бюджет дополнительно в первый год 80 млн. грн. и в каждые следующие - приблизительно 120 млн. грн. Таким образом, за три года государству будет возвращено то, что оно недополучит за 1998-1999 годы.

Напрашивается простой и нелицеприятный вывод: у государства есть внутренние резервы и возможности, позволяющие вывести из эксплуатации Чернобыльскую АЭС. Разыгрывание чернобыльской карты для привлечения иностранных средств и игнорирование требованиями безопасности и здоровьем граждан Украины - и есть та вуаль, за которой уже однажды пытались скрыть проблемы Чернобыля.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно