Через горы, через лес... Австрийцы прокладывают украинские дороги по собственной технологии

Поделиться
Не хочется вспоминать известное изречение о дорогах и дураках, однако именно оно и напрашивается. Но когда речь идет о лесных дорогах, то здесь и сравнивать особенно не с чем...

Не хочется вспоминать известное изречение о дорогах и дураках, однако именно оно и напрашивается. Но когда речь идет о лесных дорогах, то здесь и сравнивать особенно не с чем. Если в западных странах на тысячу гектаров леса приходится более 32—35 км дорог, то в Украине всего 11 км.

Наиболее остро эта проблема стоит в горных районах Западной Украины. Имея огромные запасы ценных переспелых деревьев в Карпатах, местные лесхозы не могут заготавливать их только из-за того, что к ним невозможно добраться. В первую очередь это касается Львовщины, в частности Сколевского района. Чтобы только опоясать основные лесные массивы в Гребенивском лесхозе этого района, требуется не менее 100—150 км лесных дорог. Конечно, в районе всегда занимались этими вопросами. Ежегодно прокладывали один-два километра лесных дорог, но этого было очень мало. К тому же они были невысокого качества. Часто прокладывались вдоль ручейков, в результате реки заиливались, загрязнялись отходами вырубок.

Когда начали знакомиться с опытом зарубежных стран, обратили внимание на австрийский опыт. Невероятно, но в Австрии программа прокладки лесных дорог существует уже более 100 лет. Имея на своей территории значительно более высокие и сложные горы — Альпы, эта страна добилась рекордной для Европы густоты горных дорог. Сейчас ими опоясана практически каждая гора, у австрийских лесоводов есть доступ к любому клочку территории. Благодаря дорогам с каждого гектара леса в Австрии заготавливают не менее 90 кубометров, в то время как в Украине только два-три. Наличие разветвленных лесных дорог позволяет австрийцам не только заготавливать, высаживать новые деревья, но и надлежащим образом ухаживать за существующими, оберегать их от вредителей и пожаров.

Было понятно, что собственными силами львовянам не решить проблему. Поэтому они пригласили к сотрудничеству австрийских специалистов с их богатейшим опытом. Тендер на выполнение строительных работ выиграла украинс­ко-австрийская научно-производственная фирма «Опілля». С тех пор прошло совсем немного времени. Недавно Сколевский лесхоз решил продемонстрировать эффективность новых техно­логий, показать, какими должны быть лесные дороги. Кроме председателя и заместителя Госу­дар­ственного комитета лесного хозяй­ства Ук­раины В.Сильца и О.Пристая, заместителя Львовской ОГА Т.Фе­дака, руководителей лесных хозяйств карпатского региона, специалистов профильного института из Ивано-Франковска, других руководителей, на осмотр пригласили и журналистов. Это был тот случай, когда можно ни о чем не спрашивать, ведь все видно и так.

Мы стоим на опушке возле большого урочища со странным названием — Джершин, именно отсюда берет свое начало новая дорога, которую прокладывают австрийские специалисты. Из 8 км (проектная протяженность) уже построено около 3,5 км. Несмотря на то что уложен только один слой гравийной смеси (со временем будет еще один), легковой автомобиль без особых трудностей преодолевает подъем. С одной стороны видна крутая гора, с другой — удивительное горное ущелье, на дне которого, как на ладони, лежит небольшое село. Чем тебе не рай для туриста. Там, где заканчивается дорога, высота достигает 890 метров над уровнем моря. Работа в полном разгаре. Но привычного для нас скопления строительной техники не видим: работает один экскаватор — «японец Комацу». И нужно было видеть, как быстро двигались его стрелы. «Комацу» сам стягивал поваленные лесоводами деревья, проводил земляные работы, разравнивал дорожное полотно. За рулем — один работник. Рассказы­вают, что в Австрии он выполняет эти работы уже около 20 лет. В зависимости от сложности горной породы за смену прокладывает около 80—120 метров дороги. И никаких тебе подсобников, горючее и то подвозит сам на собственной легковушке.

— Такую лесную дорогу в Украине строят впервые. Она проложена по склонам, а не, как обычно, вдоль русел водотоков, что приносило ощутимые убытки водной системе, — говорит директор Сколевского лесхоза Остап Бойко. — Это помогает в решении экологических проблем территории. При таком подходе к возведению дорог не нужны мосты, громоздкие и дорогие гидросооружения и тому подобное. Сама же дорога будет стойкой и надежной для грузовиков, ширина земляного полотна будет составлять 4,5 м, а расчетная скорость транспорта — 40 км в час.

По его словам, строительство дороги позволит получить доступ к массиву переспелых лесов, ежесуточно заготавливать около 120 кубометров древесины, которая начинает усыхать и уничтожаться. Проектирование было начато еще в прошлом году, для строительства лесхоз собирался привлечь инвестиционные средства, но неожиданно на помощь пришел Государственный комитет лесного хозяйства Украины, за что мы признательны. Уже в этом году на выделенные правительством 4 млн. грн. в районе запланировано проложить 14 км лесных дорог. Из них 8 км — в урочище Джершин. А уже со следующего года Сколевский лесхоз сможет дополнительно привлекать с этой целью и собственные средства. Всего же из государственного бюджета, по словам начальника Львовского областного управления лесного хозяйства Анатолия Дейнеки, для предприятий областного управления Львовщины в этом году будет выделено 16,4 млн. грн., что даст возможность построить 55 км лесных дорог.

— Наличие лесных дорог — свидетельство цивилизованности государства, — считает заместитель главы Львовской обл­госадминистрации Тарас Федак. По его мнению, в перспективе это открывает широкие возможности для рекреационной отрасли, которая без дорог существовать не может. Уже сейчас инвесторы интересуются возможностями для вложений в развитие экстремального и пешего туризма. Но лесные дороги предназначены прежде всего для потребностей лесхозов, а отнюдь не для туристических путешествий. Для этого нужны иного качества дороги, которые здесь появятся непременно. Итак, первый шаг сделан, но и рекреационный комплекс должен приложить к этому усилия.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме