БЮДЖЕТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

28 апреля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 28 апреля-5 мая

Час пробил. ХIII сессия Днепропетровского городского совета, хоть и со скрипом, но приняла бюджет областного центра на 2000 год...

Час пробил. ХIII сессия Днепропетровского городского совета, хоть и со скрипом, но приняла бюджет областного центра на 2000 год. Главный финансовый документ города являет собой образец неповиновения мэрии указаниям вышестоящих органов власти. При том, что бюджетная сессия областного совета «отстегнула» Днепропетровску всего-навсего 190 миллионов гривен, доходная часть городской казны утверждена в размере... 273 млн. Да плюс еще 17 млн. из специального фонда.

Впрочем, по подсчетам депутатов, даже получившаяся сумма покрывает едва ли пятую часть потребностей областного центра...

Хотели как лучше...

Яркий пример выполнения таких «очень повышенных обязательств» (выражение мэра Ивана Куличенко) — год минувший. По словам заместителя городского головы Богдана Скрипника, в бюджет-99 (по объему почти такой же, как и бюджет-2000) поступило лишь 86 процентов запланированных доходов. А расходная часть прошлогодней казны (утвержденной с дефицитом в 25 млн. грн.) оказалась профинансирована на 79 процентов. Не оправдались надежды власть имущих на рост доходов горожан, «сработали» повсеместные неплатежи, внесли свою «лепту» и бартерные расчеты.

На этом фоне блекнет даже бодрый доклад начальника городского управления экономики Ольги Пурыгиной о социально-экономическом и культурном развитии Днепропетровска в 1999 году. «Положительные тенденции к стабилизации» (к примеру, рост производства товаров народного потребления на 20 процентов) никак не оправдывают удручающих фактов. В частности, спад производства достиг 5 процентов. Недостаточно средств выделялось на ликвидацию оползней и подтоплений. А число безработных за год выросло на треть!

Хотя, конечно, наблюдались и проблески. В 1999-м город получил 145 тыс. кв. метров жилья (один из самых высоких показателей в Украине). Обильно финансировались «стройки века» — Южный мост (13,6 млн.) и метрополитен (7 млн.). Незначительный, но все-таки рост отмечен в сфере малого и среднего бизнеса.

Однако все это, заметим, имело место при дефицитном бюджете. А бюджет на этот год — без- де-фи-цит-ный!

Планов громадье

— Мы пошли по пути больших компромиссов. Бюджет очень напряженный. Взяли серьезный резерв, над которым нужно работать денно и нощно.

Так Иван Куличенко объяснял депутатам всю важность решения, которое им предстояло принять. Еще бы: превысить «нормативы» облсовета на 80 млн. грн. — это вам не шуточки! Да и то, по выражению председателя постоянной комиссии горсовета М.Магомедова, это «бюджет не потребностей, а возможностей». Поскольку, если бы все пожелания депутатов были учтены, объем расходной части городской казны составил бы... свыше полутора миллиардов гривен.

Тем не менее, даже нынешние «скромные» цифры кое у кого вызвали сомнение. Бюджет называли «документом, пытающимся соединить несоединимое», предвещая, что «скрытый дефицит» (те самые 80 млн.) способен чуть ли не поставить город на колени. Планируемые статьи доходов отдельные народные депутаты считают, мягко говоря, нереальными, а 30-миллионный рост подоходного налога с граждан и удвоенный доход от налога на землю (63 млн.) — вообще химерой. Тем паче, что на каждой сессии рассматривается с десяток вопросов о льготах по «земельной подати». Не говоря уже о гипотетических 26 млн. грн. от продажи земельных участков (до которых еще «шагать и шагать»).

Атака на бюджет была предпринята и с другой стороны: дескать, совершенно несправедливо, что в проекте не было учтено ожидающееся повышение цен на коммунальные услуги.

Мэр заявил, что «нельзя отстаивать свои права за счет закрытия сельских школ и больниц». Кроме того, по его мнению, негоже лишать льгот незащищенные слои населения. Равно как нельзя приостанавливать строительство СШ № 103 и детского корпуса больницы «Соленый Лиман».

Ясно, что главная «надежда и опора» мэра — предприятия и организации города. Именно с их помощью Иван Иванович намерен победить «скрытый дефицит». Опыт у Днепропетровска имеется: за первый квартал этого года на благоустройство улиц и строительство удалось дополнительно привлечь 3 млн. грн. Негусто, но все же...

Бой за льготу

Фактически днепропетровские депутаты уже готовы были голосовать «за». Если бы не одно «но»: в проекте бюджета народные избранники лишались права на... льготный проезд. Вокруг такого, казалось бы, пустячка развернулась бурная дискуссия. Депутатскую «корочку» даже назвали «проездным мандатом». Обещание И.Куличенко выдать всем «нуждающимся» месячные проездные публику не утихомирило.

Только когда депутатская льгота была восстановлена, вверх взметнулся лес рук, что означало — бюджет Днепропетровска утвержден.

Что нас теперь ждет?

Да ничего особенного. Как и прежде, приоритетными направлениями финансирования останутся здравоохранение (27,6 процента расходной части), образование (25,8 процента), жилкоммунхоз (11,8). Правда, если перевести проценты в конкретные суммы, получится не так уж и много. Скажем, на ремонт многострадальных днепропетровских дорог планируется выделить аж 1,7 млн. грн. Да и то — за счет налога с владельцев транспортных средств, план которого в прошлом году был недовыполнен на... 1,6 миллиона.

Впрочем, один «золотой фонтан» может заработать. Многомесячное отчаянное сопротивление депутатов на нынешней сессии было сломлено — они наконец утвердили «Временный порядок организации купли-продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения». Проще говоря, землю в городе таки начнут продавать. Но исключительно с согласия нардепов в каждом конкретном случае.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно