Быть или не быть среднему классу в Украине? К сожалению, повышение минимальных зарплат уводит нас в противоположную от цели сторону

6 мая, 2005, 00:00 Распечатать

Для начала — немного теории. Понятия среднего класса, класса бедных и класса богатых связаны с их ...

Для начала — немного теории. Понятия среднего класса, класса бедных и класса богатых связаны с их доходами, покупательными способностями, с соответствующими наборами потребительских потребностей, а также со вкладом каждого из классов в построение цивилизованного общества.

Товары, покупаемые потребителями, делятся на три группы: товары первой необходимости (продукты питания, средства гигиены, одежда), товары длительного пользования (мебель, инструменты, приборы, кредит на машину, на жилье и т.п.) и товары роскоши (золото, драгоценности, дорогая мебель, автомобили и т.п.).

Продукты питания и одежду покупают всегда, независимо от их цены, поскольку это жизненно необходимо. Еще ни в одной стране мира цены на товары первой необходимости не снижались.

Чтобы купить товары длительного пользования, нужно иметь доходы, а следовательно, и покупательную способность, превышающую некую предельную величину.

Товары роскоши обычно покупают очень богатые люди.

Следовательно, средний класс — это та часть населения, доходы семей которой достаточны, чтобы полностью удовлетворить потребность в товарах первой необходимости и иметь возможность покупать товары длительного пользования. Во все времена это была и есть наиболее активная часть общества. С экономической точки зрения, это самосогласованная общественная формация, которая создает, зарабатывает, потребляет, отчисляет взносы в Пенсионный фонд, накапливает капитал в банках и в результате модернизирует производство и маркетинг, обеспечивая конкурентоспособность товаров и услуг, поддерживает динамическое равновесие между предложением и спросом, содержит уязвимые социальные слои общества (пенсионеров и подрастающее поколение) — и осуществляет инновационное развитие государства.

По имущественному расслоению населения ученые выделяют два стационарных состояния общества. Первое: подавляющая часть общества — это люди бедные (которые могут покупать только товары первой необходимости), малочисленный средний класс и сосредоточенные вокруг олигархов группы очень богатых семей.

К таким обществам относятся, в частности, Россия и Украина.

Второе: мало бедных и мало очень богатых людей, а подавляющую часть населения составляет средний класс. К таким странам относятся Япония, Австрия, Финляндия, другие страны ЕС.

Именно средний класс является носителем культуры, науки и инноваций, основной производственной силой общества.

Одна из важнейших задач украинского руководства как раз и заключается в разработке стратегии развития среднего класса и перехода из первого состояния, в котором мы сейчас находимся, во второе.

Этого никогда не достичь, проводя политику увеличения доходов только самых бедных слоев населения. Не туда идем! Мы расцениваем как просчет безответственное увеличение пенсий 11 млн. малообеспеченных пенсионеров до 284 грн. (это обходится государству в 13 млрд. дополнительных расходов в год), а также последующее повышение пенсий до 332 грн., на которое потребуется дополнительно еще 6 млрд. грн.

В целом внезапное увеличение месячных доходов самых бедных слоев населения до 332 гривен в месяц существенно улучшает жизненные условия значительного количества пенсионеров. При этом, однако, следует помнить, что доходы каждого из них не выходят за пределы доходов, необходимых для приобретения товаров первой необходимости. Но покупательная способность на такие товары возрастает в Украине на 1,8 млрд. грн. ежемесячно. Предложение товаров не может особо увеличиться, а значит, существенно повысятся цены. Рост цен коснется всего населения, а не только пенсионеров.

Дабы не допустить этого, правительство намерено снизить ввозную пошлину на товары первой необходимости. Это будет способствовать конкуренции, но может поставить отечественную пищевую промышленность в сложное положение. В результате средства, направляемые из бюджета на помощь пенсионерам, пойдут на поддержку зарубежных предприятий.

Пенсионеры не производят продукцию, не делают отчислений в Пенсионный фонд. В связи с этим увеличение расходов Пенсионного фонда, то есть повышение пенсий, можно считать потерянными деньгами — это астрономические суммы, причем не из Пенсионного фонда, а из государственного бюджета. Это суровая действительность, перед которой умышленно поставлено новое правительство Украины. Нужно разобраться в пенсиях трудового народа, определиться с размером выплат в Пенсионный фонд, с трудовым стажем. Ведь это касается ни много ни мало 12 млн. граждан, получающих одинаковую пенсию — 332 гривни в месяц.

Шкалу заработных плат в государстве не следует строить, исходя из минимальной заработной платы или из размера прожиточного минимума. Такой путь при нехватке средств ведет к «сужению» шкалы заработных плат, к несправедливой уравниловке. Именно это мы сейчас и переживаем.

В качестве исходной точки в шкале зарплат следует взять среднюю заработную плату (СЗП). Величина ее должна соответствовать такой покупательной способности и обеспечить такой спрос, который будет содействовать развитию производства товаров как первой необходимости, так и длительного пользования.

Взяв среднюю зарплату за исходную точку, строим шкалу, на которой будут находиться СЗП каждой отрасли производства и сферы услуг. Чтобы построить такую шкалу для Украины, воспользуемся опытом Австрии. Шкала заработных плат в Австрии, являющейся членом ЕС, близка к аналогичной шкале в других странах ЕС. Мы сделаем свой прогноз в двух вариантах: первый — исходя из стоимости общего для Украины и Австрии эквивалента, второй — с учетом пропорций в показателях месячного потребления среднего взрослого человека в Украине и Австрии.

Начнем с расчетов, базирующихся на стоимости общего эквивалента.

Покупательная способность СЗП может определяться неким согласованным эталоном. В нашем исследовании мы ориентируемся на эталон, принятый в Австрийской Республике. Там еще в 1993 году средняя заработная плата равнялась стоимости условных 884 кг ржаного хлеба. Это подтверждается и данными 2000 года: средняя заработная плата в Австрии составляет 1944 евро в месяц, а средняя цена одного килограмма хлеба — 2,2 евро за килограмм. И СЗП соответствует тем же 884 килограммам хлеба.

В Украине килограмм ржаного хлеба стоит 1 грн. 75 коп.

В табл. 1 представлены среднемесячные зарплаты в Австрии (2000 год) и в Украине (2004 год) по отраслям производства и услуг.

Приведем теперь значения зарплат в Австрии и Украине к единому эталону: количеству условных килограммов ржаного хлеба в месяц. Принимая во внимание, что килограмм ржаного хлеба в Австрии стоит 2,2 евро, а в Украине — 1,75 грн., получим сравнительную картину, представленную на рис. 1.

Переведем теперь количество килограммов хлеба, соответствующее зарплате в Австрии, в гривни, взяв для расчета цену одного килограмма ржаного хлеба в Украине в 1,75 грн. Мы получим сравнение шкалы зарплат в Украине со шкалой зарплат в Австрийской Республике в гривнях. Соответствующие данные модели представлены на рис. 2.

Как видим, согласно «хлебному» эквиваленту зарплата в Украине всего лишь более чем вдвое ниже европейской. А вот зарплата в сфере образования и здравоохранения втрое меньше, чем в Европе.

В табл. 2 приведены данные о количестве работающих в отдельных отраслях производства и в сфере услуг и данные о необходимых увеличениях выплат на заработную плату, чтобы она сравнялась с европейской по «хлебному» эквиваленту. В частности в бюджетной сфере ассигнования нужно увеличить на 55 млрд. грн. При этом отчисления в Пенсионный фонд только из зарплат бюджетной сферы автоматически возрастают на 20 млрд. грн. в год.

К сожалению, в связи с популистскими действиями в стране раскручивается инфляция. Она будет продолжаться и дальше. Правительство будет стремиться сдержать рост цен на продукты потребления. Это ему удастся только относительно самого популярного вида хлеба — «Украинского», да еще пшеничного батона. Цены же на другие виды хлеба и булок будут галопировать вверх.

Поскольку цена на ржаной хлеб искусственно поддерживается государством, пожалуй, более показательным будет второй вариант определения зарплат. Мы исходим здесь из потребительских расходов в эквиваленте на одного взрослого человека в Австрии и Украине. Средневзвешенные показатели для Австрии в 2000 году и в Украине в 2004-м приведены в табл. 3. Отметим, что покупательная способность в Австрии остается весьма стабильной на протяжении последних десятилетий.

Мы воспользовались данными статистического сборника Государственного комитета статистики Украины «Расходы и ресурсы домохозяйств Украины в 2003 году (по данным выборочного обследования условий жизни домохозяйств Украины)» и данными, предоставленными нам в письме Посольства Украины в Республике Австрия от 08.02.2005 г. «Показатели месячного потребления в эквиваленте на одного взрослого человека в 1999/2000 гг.». Здесь, в частности, транспорт означает: приобретение автомобиля — 7%, ремонтные услуги — 7,2, расходы на общественный транспорт — 0,2%; отдых и досуг: развлекательная электроника и компьютер — 1,7%, спортивное и прочее снаряжение, цветы, домашние животные — 2,3, спортивные, культурные мероприятия — 2,9, канцтовары, бумага — 1,7, путешествия во время отпуска — 3,9%; другие расходы: средства личного пользования — 2,6%, парикмахерская, косметические салоны — 0,7, социальные услуги — 0,3, страхование — 3,7, разное — 1,4%.

Сравнение показателей потребления впечатляет. Среднестатистический взрослый австриец принадлежит к среднему классу, украинец — к классу бедных. Расходы на продукты питания в Австрии составляют 12,5% потребительских расходов, в Украине — 56%. Существенно отличаются и другие расходы: на жилье — в Австрии вдвое больше, на транспорт — в Австрии в четыре раза больше, на отдых — в Австрии в шесть раз больше. Однако на образование австриец тратит денег в пять раз меньше, чем украинец, образование для среднестатистического австрийца — бесплатное.

Чтобы среднестатистического украинца, принадлежащего к классу бедных, превратить в представителя среднего класса, применим условно австрийские показатели расходов (в целом почти одинаковые для государств ЕС).

Итак, допустим, что 226,08 грн. в месяц, которые взрослый украинец тратит на продукты питания, составляют (как в Австрии) 12,5% всех его потребительских затрат (а не 56%) и что внутренний рынок товаров и услуг предоставляет достаточные объемы предложения по таким пропорциям спроса, как в Австрии (ЕС). Соответствующие расходы приведены в последнем столбце табл. 3. Как видим, потребительские затраты среднего взрослого украинца должны составлять 1806,86 грн. в месяц. А средняя заработная плата должна быть на 44%, то есть на 795 грн., выше и равняться 2602 грн. в месяц.

Теперь уже можем воспользоваться европейской шкалой заработных плат, приведенной в табл. 1, и определить, какой должна быть шкала заработных плат в Украине при условии сохранения существующих цен. Соответствующие данные приведены на рис. 3.

Теперь мы можем точнее сказать, что такое средний класс общества. Это фермеры, агрономы, зоотехники, квалифицированные механизаторы в сельском хозяйстве; мастера, техники, инженеры, руководители, квалифицированные работники, работники управления в каждой отрасли промышленности, строительства, транспорта; работники государственного управления, работники сферы торговли и финансов; учителя, врачи, ученые. Это главная творческая сила общества, носитель прогрессивного и инновационного.

Отметим также, что цена одного килограмма хлеба в Украине должна быть другой. Если средняя зарплата должна составлять 2602 гривни в месяц и соответствовать 884 килограммам ржаного хлеба, то килограмм ржаного должен стоить 2,90 гривни. Иной будет и стоимость набора продуктов питания. Но все это можно согласовать...

Проблема создания в Украине общества европейского типа заключается не только в увеличении заработных плат работающего населения. Хотя, прежде всего, именно к ним должно быть приковано внимание властей.

Проблема создания в Украине европейского общества также касается принципа разумной рентабельности всех звеньев сегмента потребления, в частности:

— расходы на жилье (аренда жилья, отопление, электроэнергия и проч.);

— оснащение жилья (мебель, бытовые приборы, посуда, инструменты);

— услуги домоуправления (расходы на страхование и т.п.).

Все эти вещи и услуги должны быть в наличии и по таким ценам, что их сможет приобрести среднестатистический работающий украинец среднего класса.

В государстве следует развить индустрию товаров и услуг для среднего класса, ведь если есть товары, то должен быть и платежеспособный спрос. Спрос, как видно из табл. 3, распределяется по ряду статей. Суть заключается в обеспечении каждой из них соответствующим предложением товаров и услуг.

Следовательно, в понятие украинского среднего класса входят не только среднемесячные доходы работающих (около 2 тыс. грн. в месяц), но и наличие товаров и услуг соответствующей стоимости и качества, которыми средний украинец непременно воспользуется и за которые заплатит. При этом производство каждого вида продукции и каждого вида услуги, предоставляемой потребителю, рентабельно. Основным производителем необходимых товаров и услуг является именно средний класс общества. Создается устойчивая самоподдерживающая система. Система, опирающаяся на экономику среднего класса.

Следовательно, задача властей должна заключаться:

— в контролируемом спланированном переходе от существующих показателей и предложений месячного потребления, представленных во втором и третьем столбцах табл. 3, к показателям, представленным в пятом и шестом столбцах этой же таблицы;

— в контролируемом переходе от существующих средних зарплат к зарплатам, соответствующим европейскому уровню;

— в обеспечении автоматических отчислений от этих возросших зарплат в Пенсионный фонд государства. Тогда пенсионеры каждой отрасли производства и сферы услуг получат достойную и справедливую пенсию.

Увлекшись средним классом, мы словно забыли об олигархах. Должен действовать принцип: «Очень богатые обязаны помогать бедным». Хорошо, если этим правилом богатые будут руководствоваться сами, без государственного принуждения.

Украина должна войти в Европу. Но для этого, в частности, нужно терпеливо и настойчиво приближаться к европейским показателям в производстве, в доходах и в потреблении населения, менять существующее распределение населения по покупательной способности и привести его к состоянию, в котором мало бедных, мало олигархов и много людей среднего класса.

Созданию среднего класса в наибольшей степени поспособствует развитие малого предпринимательства, малых предприятий инновационного характера, ставка на технологические парки. Всесторонняя поддержка инициативы молодых специалистов — наиболее признанный путь в мировой практике.

Одним из главных лозунгов государства должна стать всесторонняя поддержка инициативных, трудолюбивых, просвещенных и квалифицированных. Они и создадут в Украине мощный средний класс.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно