Быть или не быть бизнесмену ответственным перед обществом?

10 марта, 2006, 00:00 Распечатать

Нестабильность экономического законодательства, политические катаклизмы, обостряющие отношения...

Нестабильность экономического законодательства, политические катаклизмы, обостряющие отношения Украины с ее экономическими партнерами, неповоротливость реформирования регуляторной политики — всего лишь видимая часть айсберга, который приходится каким-то образом обходить бизнесмену, избегая столкновения. На этом фоне полной неожиданностью звучат призывы к предпринимателям взять на свои плечи еще и часть груза социальных проблем.

Что это за явление — социальная ответственность бизнеса (СОБ)? По определению, данному в Зеленой книге Европейского Союза, это «интеграция социальных и экологических аспектов в повседневную коммерческую деятельность предприятий и их взаимодействие с заинтересованными сторонами на добровольной основе».

Принимать ли бизнесу участие в решении социальных проблем общества, является «гамлетовским» вопросом даже в западных странах. Например, «гуру» западного менеджмента Майкл Портер утверждает, что бизнесу не стоит стараться решить все проблемы общества, ему надо сконцентрироваться на своих основных операциях. Можно ли рассчитывать на социальную ответственность украинского предпринимателя сегодня? Может и должна ли она выходить за пределы филантропии?

Чтобы найти ответы на эти и многие другие вопросы, оценить отношение украинских предпринимателей к СОБ, Представительство ООН в Украине организовало в конце 2005 года социологическое исследование 1220 компаний. Ставилась также задача определить, какова существующая практика корпоративной социальной ответственности в Украине; является ли социальная ответственность частью стратегии компаний; кто главные партнеры бизнеса в его СОБ-деятельности; какие существуют стимулы, препятствия и перспективы развития этого явления в обществе.

Опрос проводился в шести крупнейших городах и соответствующих областях Украины: Днепропетровск, Донецк, Киев, Львов, Одесса и Харьков. В них расположены свыше 50% предприятий Украины, которые производят около двух третей валового продукта. Подбор предприятий осуществлялся таким образом, чтобы можно было проанализировать и сравнить СОБ-деятельность в разрезе региона, отрасли, размера и формы собственности. В соответствии с десятью принципами, провозглашенными ООН в Глобальном договоре, анализ форм социальной ответственности украинского бизнеса был структурирован по четырем направлениям: соблюдение, поддержка и внедрение ряда основных ценностей в области прав человека; трудовых норм; охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.

Является ли украинский бизнес социально ответственным?

Как оказалось, почти 80% украинских предпринимателей знакомо понятие социальной ответственности. Это не значит, что именно они (или только они) проводят социально ответственную политику — скорее, проблема СОБ обсуждается и находится «на слуху». Уровень информированности различается по регионам. Например, в Киеве и области о СОБ слышали 90% опрошенных, а в Донецкой и Львовской областях — только 60%.

Интересно, что 75,8% респондентов считают себя практиками СОБ. В то же время представители почти всех предприятий (99,7%) указали на использование в своей деятельности той или иной формы СОБ. Напрашивается вывод о том, что в Украине компании в большей или меньшей степени проводят политику социальной ответственности, хотя их четвертая часть делает это неосознанно. И это является ответной (осознанной или нет) реакцией бизнеса на растущие требования со стороны общества.

Несмотря на то, что социальная активность чаще наблюдается среди крупных предприятий, малые и средние тоже демонстрируют достаточно высокую вовлеченность в СОБ. На 75,2% малых и 81,7% средних предприятий заявили о том, что они ведут социально ответственную деятельность. Причем мероприятия проводятся достаточно регулярно. Даже среди предприятий с численностью до 50 человек была одна треть тех, кто реализует социальные программы на постоянной основе, ежемесячно.

Является ли СОБ частью бизнес-стратегии?

Полученные данные указывают, что все компании, за очень редким исключением, тратят не более 20% своей чистой прибыли на социальные программы. Специальные социальные бюджеты имеют меньше трети опрошенных компаний. Причем эта цифра складывается в основном за счет крупных компаний, среди которых процент имеющих социальные бюджеты составляет 84,6. К тому же крупные компании, в отличие от средних и малых, за последние три года увеличили затраты на социальные программы.

В среднем же, судя по незначительному количеству (18%) компаний, чьи социальные бюджеты росли в течение трех последних лет, социальная активность украинского бизнеса оживилась незначительно. Об этом свидетельствует и то, что за эти три года всего на 11% увеличилось количество компаний, которые сделали СОБ частью своей стратегии. На сегодняшний день только 36,9% фирм включают в свои стратегические планы специальные мероприятия по СОБ. В основном это крупный бизнес.

Портрет лидера

Кто же они, эти «передовики» социально ответственного бизнеса? Исследование позволяет нарисовать портрет усредненного представителя лучшей (в смысле социальной ответственности) части предпринимательства. Как правило, это крупные предприятия с численностью свыше 250 работников (среди них приверженцы СОБ встречаются в два раза чаще, чем среди средних и в три с половиной раза чаще, чем среди малых предприятий). Опыт таких компаний на рынке — чуть больше 11 лет, они сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны украинских и зарубежных предпринимателей. Многие из них оперируют на международных рынках, учитывая уже сформировавшиеся требования западных экономик к социальному имиджу бизнеса.

Особенностью украинского портрета социально ответственной компании можно считать то, что социальная активность воспринимается и практикуется не только в традиционной форме благотворительности, но и в виде социальных программ для своих работников. На первом месте в списке форм проявления СОБ — внедрение программ по улучшению условий работы персонала (65,5%). Далее, с 63,7% — развитие и обучение работников компании и на третьем месте — благотворительная помощь (56%).

В портрете украинского социально ответственного бизнесмена не значится одна из достаточно звучных для Запада форм социальной ответственности — борьба с коррупцией. Около 85% предприятий вынуждены осуществлять неформальные платежи для урегулирования тех или иных проблем. В то же время только треть компаний хотели бы вступить в борьбу с коррупцией, выделяя на эти цели часть своей прибыли. Это косвенно свидетельствует о том, что большая часть предпринимателей не верит в возможность эффективной борьбы с коррупцией в ближайшей перспективе.

Одной из ярких характеристик лидеров является то, что они сознательно проводят социально ответственную политику и убеждены, что бизнес должен принимать участие в решении социальных и экологических проблем. Это отличает «передовиков» от пассивных «практиков», которые реализуют СОБ, но в то же время считают, что решение социальных проблем — функция государственных структур, а бизнес должен только обеспечивать собственникам (акционерам) получение прибыли и платить налоги государству. Более половины опрошенных компаний придерживаются твердой позиции невмешательства бизнеса в социальную сферу.

Каковы же перспективы?

И все же бизнес готов активно заниматься решением социальных проблем, если государство создаст стимулы и поддержку. Две трети опрошенных компаний видят перспективу в том, чтобы государство стимулировало СОБ.

Главным стимулирующим фактором 75% опрошенных назвали льготное налогообложение. Более половины компаний отметили, что для них важным стимулом является снижение регуляторного и административного давления со стороны местных органов власти (например, количество проверок и «визитов» пожарных и санэпидслужб). Третьими по значимости были названы предложения по социальным программам, которые могли бы поступать от местных органов власти.

Исследование выявило неудовлетворенный спрос и рост потребности бизнеса в посредниках между ним и целевым социальным клиентом. Необходимы организации, которые могли бы собирать идеи для СОБ и предоставлять соответствующие услуги компаниям в проведении их социальных мероприятий. При реализации своих социальных программ одна треть компаний сотрудничает с местными органами власти, 12% — со своими деловыми партнерами и всего 6% — с общественными организациями. Как видим, институциональная поддержка СОБ остается для Украины делом будущего.

Высокий уровень осведомленности о СОБ, распространенность социальных программ, особенно внутренних, нацеленных на своих работников, позитивное отношение к перспективам участия бизнеса в решении социальных проблем указывают на то, что украинский предприниматель — не аутсайдер для общества и берет на себя часть забот о создании общественной инфраструктуры. Ответный шаг — за обществом и государством: именно они призваны разработать механизмы и институты поддержки возникшего социального течения в бизнесе. Актуальным для Украины остается призыв генерального секретаря ООН Кофи Аннана: «Давайте попробуем соединить мощь рыночных механизмов с влиянием всеобщих идеалов. Давайте попробуем примирить творческие силы частного предпринимательства с нуждами обездоленных и потребностями будущих поколений».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно