Будущее ЖКХ — это нормальный рентабельный бизнес в сфере жизнеобеспечения

28 октября, 2011, 13:25 Распечатать Выпуск №39, 28 октября-4 ноября

Сделать потребителей коммунальных услуг своими единомышленниками — одна из главных задач Минрегиона.

Об украинских системах жизнеобеспечения говорит вся страна, причем половина заявляет о необходимости их реформирования.

Нынешняя повестка дня ключевым приоритетом опре­де­ляет ком­фортное жизненное пространст­во для наших граждан, рассматривает местное развитие в контексте обеспечения жителей страны полным спектром социальных услуг, независимо от места проживания.

«Маємо те, що маємо» — сказал однажды первый президент независимой Украины. Все двадцать лет мы говорим о реформе отрасли, пытаемся что-то делать, но ситуация не улучшается. Государство делает робкие попытки, а общество фактически не принимает участия в реформировании жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). С каждым годом техническое состояние систем ухудшается, и подготовка к очередному осенне-зимнему периоду дается все труднее.

Например, из тепловых сетей общей протяженностью почти 33 тысячи километров около 15% — ветхие. У нас почти четверть жилых домов (24,1%) — 1961—1970 годов постройки, 25,1% — 1946— 1960-х, а свыше 16% — еще старше.

Можно как угодно это обсуждать и оценивать, но подобная ситуация является фактом и нашей объективной реальностью. Нам не надо ни на кого показывать пальцем, нам необходимо принять и понять необходимость перемен. И, конечно, немедленно приступить к исправлению сложившейся ситуации.

Понимание необходимости реформ есть у большинства. Президент их четко обозначил и встал во главе этого непростого процесса. Задача правительства и Минрегиона, в частности, — собственная и отраслевая реорганизация, выработка концепции и стратегии, а также конкретных программ по реформированию. Ключевым элементом в этой связи будет эффективность обновленной системы.

Неправильно ругать местные власти за высокие потери или сложное финансовое положение коммунальных предприятий. Нужно подойти к этому системно и задать себе вопрос, а какие условия для развития отрасли создало государство? Прежде чем требовать действий от регионов, нам нужно пересмотреть нормативно-правовую базу и установить четкие технические и социальные стандарты. Без этого модернизация отрасли не начнется. В том числе с этой целью создана Национальная комиссия, регулирующая рынок жилищно-коммунальных услуг.

Работа в законодательном направлении продолжится и это сфера ответственности команды Минрегиона. Мы выполняем Национальный план действий на 2011 год по осуществлению программы реформ, утвержденной президентом. Разработаны и отправлены на согласование законопроекты по вопросам деятельности обществ совладельцев многоквартирных домов, общие принципы региональной политики, коммерческого учета коммунальных услуг и энергоэффективности зданий и т.д. Без тотального учета потребляемых ресурсов и экономии все наши действия будут похожи на «битву с ветряными мельницами».

При этом общий процесс реформирования отрасли мы делим на два этапа. Первый этап — организационный, второй — инвестиционный.

На первом этапе органам местного самоуправления необходимо определить и организовать оптимальную систему жизнеобеспечения для каждого региона и современную структуру управления этой системой.

На втором, инвестиционном, этапе — определить направления стратегического развития и оптимальную форму привлечения инвестиций, осуществить модернизацию систем, улучшить качество предоставляемых услуг.

Сейчас мы находимся в середине организационного этапа, который затягивать нельзя, но однозначно понимаем, что уже давно должны были перейти к инвестиционному. Именно в этом проблема задержки процесса реформирования.

«Разруха начинается в головах». Мы сегодня преодолеваем стереотипы устаревшего и проблемного ЖКХ. Нет полного и одинакового понимания процессов реформирования как у общества, так и у работников самой отрасли. Сделать потребителей коммунальных услуг своими единомышленниками — одна из главных задач нашей команды.

За 20 лет независимости мы приняли рыночные законы, стали членами ВТО, пережили не один кризис, но систему ЖКХ изменить и системно реформировать не смогли.

Строительная отрасль, тоже зона ответственности министерства, в отличие от проблем систем жизнеобеспечения, более упорядочена и сис­темна. Секрет успеха в том, что строители работают в рыночной среде, в которой спрос формирует предложение. В техническом регулировании отрасли Украина наиболее продвинулась среди всех стран СНГ. Более того, в ряде случаев даже страны Евросоюза используют наши наработки для утверждения своих евростандартов. Единственная проблема — отсутствие платежеспособного покупательского спроса на производимые ими квадратные метры.

В «коммуналке» все совершенно иначе. Ведь услуги ЖКХ нельзя отложить «на потом». Все хотят получить сегодня и сейчас не просто услугу, а услугу качественную и, желательно, без дополнительных затрат.

В отрасли за последние 20 лет не было четкой последовательности действий, попытки реформирования были хаотичными. Рыночные отношения продолжали развиваться во всех отраслях, кроме ЖКХ. Из этого состояния нужно выходить. И сегодня правительство имеет видение реформ и готово воплощать этот процесс в жизнь.

На реализацию проектов по модернизации систем в сфере ЖКХ необходимо более 700 млрд. грн. Мы имеем огромные резервы в экономии энергоресурсов. Отрасль должна быть прибыльной, но нам необходимы огромные финансовые вливания. Никакие бюджетные программы (хотя мы и будем за них бороться) не смогут обеспечить даже 1% инвестиционной потребности коммунальных предприятий. Не смогут решить эту проблему и очередные повышения стоимости коммунальных услуг.

Нельзя сегодняшние проблемы решить старыми, вчерашними методами.

Поэтому суть реформы ЖКХ не только в проведении технических мероприятий, но и в привлечении всех возможных форм финансирования в отрасль. Наша главная задача — создание благоприятных условий для бизнеса в идеологии Закона Украины «О государственно-частном партнерстве». Мы понимаем, что будущее ЖКХ — это нормальный рентабельный бизнес в сфере жизнеобеспечения.

Но на это нужно время. Уровень доходов наших сограждан не позволяет в один момент поднять тарифы до экономичес­ки обоснованного уровня. По нашим расчетам, на это необходимо, по крайней мере, три-четыре года. За этот период мы должны добиться роста уровня доходов населения, решить вопросы технического перевооружения отрасли и постепенно выйти на рентабельную работу коммунальных предприятий.

Переходный период будет самым тяжелым. Необходимо не только сохранить системы жизнеобеспечения, но и заложить основы для повышения качества услуг. Пройти так называемую точку невозврата. Для этого нужны различные механизмы привлечения финансов. Один из них — это бюджеты всех уровней.

Со своей стороны, мы подготовили бюджетный запрос не на один миллиард гривен. Он включает в себя субвенции на покрытие разницы в тарифах и переброску воды в маловодные регионы. В среднем по полмиллиарда хотим направить на программы развития систем тепло- и водоснабжения, ремонт лифтового хозяйства, поддержку ОСМД, в том числе и на первый капитальный ремонт, на реализацию программы передачи в коммунальную собственность общежитий, установку приборов учета.

При этом бюджетные деньги будем направлять в том числе на крупные проекты, которые действительно необходимы. Пос­кольку если реализовывать их за счет предприятий, то это приведет к увеличению себестоимости, а следовательно, и тарифов.

Ближайший год — это работа по антикризисному управлению в отрасли, решение проблем энергоэффективности и импортозамещения. В условиях перехода к рыночным отношениям нам придется потрудиться не только над сохранением работоспособности систем, но и над снижением энергозатратности, а значит, энергозависимости. В среднем Украина на производство 1 Гкал тепла тратит на 50% больше топлива, чем европейские страны. Мы не можем себе это позволять в дальнейшем.

Снижения потребления энергоресурсов нужно достигать за счет уменьшения потребности в тепле. Стране необходима полная теплоизоляция жилого фонда. Между­народный опыт показывает, что альтернативы этому пути нет. До 50% потерь тепла происходит в жилом доме. Сегодня обеспечение теплоснабжением жилого дома напоминает попытку обогреть зимой на улице раздетого человека! Если мы его «оденем», то сможем снизить общую потребность в производстве тепла и обеспечим возможность уменьшения потребления энергоресурсов и, соответственно, затрат.

Ключевой составляющей обновленной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства станет разработка механизмов льготного заемного финансирования коммунальных предприятий. Прежде всего, нам нужно реализовать проекты, которые комплексно решают проблемы, типичные для большинства регионов Украины. Например, полная термомодернизация жилых домов массовых серий, комплексная модернизация котельных большой мощности.

Для финансирования таких проектов мы рассматриваем вопрос создания специализированного государственного фонда, который будет заниматься исключительно финансированием доступного строительства и модернизации систем жизнеобеспечения на льготных условиях. Есть поручение президента провести энергоаудит территорий. Мы объективно должны посмотреть на схемы теплоснабжения и определить необходимость повышения или сокращения мощностей объектов генерации. Это нужно сделать в условиях работающего технологического оборудования уже в нынешнем отопительном периоде.

Уже в текущем году на региональном уровне мы начинаем полную инвентаризацию и паспортизацию систем жизнеобеспечения. На государственном же уровне будут решаться вопросы технического регулирования и нормативно-правовой базы. При этом регионы и города должны быть готовы к созданию групп управления проектами и к разработке самих проектов по модернизации систем. А государство будет обеспечивать условия для финансирования таких проектов на возвратной основе. Парал­лельно планируем работать над механизмами государственно-частного партнерства. И сов­местными усилиями мы научимся привлекать инвестиции в системы жизнеобеспечения наших городов.

Качество жизни человека — это наличие цивилизованных услуг и удобство коммуникаций в нормальных экологических условиях. Именно в таком едином ракурсе мы хотим рассматривать данный вопрос.

У нас высокая энергоемкость систем жизнеобеспечения и высокая техногенная нагрузка на экосистему. Не созданы условия, в которых людям комфорт­но жить. Наше жизненное пространство еще не организовано оптимально. Все, что сделано на сегодняшний день, не гармонизировано с точки зрения оказания социальных услуг и удобства инфраструктуры. Имеются депрессивные территории и несамодостаточные общины с низким уровнем жизни. Есть проблемы в оперативности принятия управленческих решений по вызовам времени. У нас сложные системы, и чем они сложнее, тем более чувствительны к отсутствию взвешенного государственного подхода к управлению.

В любой работе все начинается с оценки ситуации и планирования. Если мы правильно запланировали свою работу, то на начальном этапе уже можем моделировать результат. Несо­вершенство административно-территориального устройства и отсутствие градостроительной документации приводят к недостаточно эффективному развитию территорий и оказанию услуг по обеспечению жизнедеятельности. Поэтому работы по разработке схем развития регионов и генеральных планов населенных пунктов будут продолжены.

В условиях административной реформы, инициированной президентом Украины, особенно остро стоит вопрос неэффективности действующей системы власти и дублирования функций между чиновниками разных уровней. Только после решения проблем планирования территорий мы можем переходить к возможности эффективного обеспечения данных территорий инфраструктурой. Поэтому без административно-территориальной реформы и реформы местного самоуправления полноценная реформа ЖКХ трудно выполнима.

Европейский Союз создает «Европу без границ». Там проводят «территориальное выравнивание» между регионами, создают условия для ликвидации диспропорции их развития.

Наш посыл: «Мыслить глобально — действовать регионально»! Региональная политика государства должна строиться как на межрегиональном, так и на межнациональном сотрудничестве. При этом процесс нужно сопровождать деес­пособными управленческими решениями, которые будут способствовать привлечению инвестиций.

В конечном итоге данные мероприятия должны привести к гармонизации системы административно-территориального устройства и выравниванию достатка территориальных общин. Появление естественным путем сильных районов является началом эффективного межмуниципального сотрудничества для решения общих проблем. Нами подготовлены законопроекты, позволяющие упростить процедуры объединения территориальных общин с целью формирования самодостаточных громад и единого пространства социального обеспечения на базе социальных стандартов, решения вопросов развития инфраструктуры жизнеобеспечения. Это позволит усилить роль органов местного самоуправления в региональной политике.

Все это мы сможем сделать только при наличии как минимум трех ключевых условий.

Первое — восприятие обществом обновленной идеологии, нацеленной на реформы и непосредственное участие в них.

Второе условие — консолидация ресурсов из всех источников.

И, наконец, третье — время, достаточное для обеспечения целостности и преемственности стратегически важных решений.

Перед нами большой объем работы. Это трудный, но интересный путь возможных ошибок, но и, уверен, общих побед. И как говорится в стихотворении общественного деятеля Петра Калиты,

…Мы сами строим те миры,

Где проживаем, до поры,

И только сами изменить

Мы сможем мир,

где будем жить.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно