БОЛЬШОЙ ЭЛЕКТРОШОК ДЛЯ МАЛЫХ ОБЛАСТЕЙ - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

БОЛЬШОЙ ЭЛЕКТРОШОК ДЛЯ МАЛЫХ ОБЛАСТЕЙ

4 января, 2002, 00:00 Распечатать

Отключения электроэнергии, наблюдавшиеся до недавнего времени, успели стать неотъемлемым атрибутом жизни...

Отключения электроэнергии, наблюдавшиеся до недавнего времени, успели стать неотъемлемым атрибутом жизни. Они дестабилизировали работу ряда отраслей экономики, заставили многих граждан забывать о благах цивилизации и — главное — способствовали повышению напряженности в обществе. И это всего лишь следствие взаимоотношений между различными участниками электроэнергетического рынка.

Расчеты за электроэнергию все потребители осуществляют по рыночным тарифам. Тариф, учитывающий уровень оптовой цены, стоимость затрат на передачу и снабжение электрической энергии и ее технические потери в сетях, в декабре для потребителей второй категории достиг 24,3 коп. (4,6 цента) за кВт·ч с учетом НДС. В то же время тариф для населения является фиксированным и составляет 15,6 коп. за 1 кВт·ч электроэнергии. Для сельских потребителей он еще ниже — 14,4 коп. Для сельхозпроизводителей кроме того установлен предельный уровень тарифа — 21,22 коп.

А если определенным категориям потребителей электроэнергию отпускают со скидками, то логично, что компаниям-поставщикам следует возмещать недополученные средства. Для индустриальных регионов расчеты населения и сельского хозяйства за потребленную электроэнергию не имеют принципиального значения. Там основной ее потребитель — крупные промышленные предприятия, для которых не существует ни фиксированных, ни пониженных тарифов.

Иначе выглядит ситуация в облэнерго, обеспечивающих электроэнергией преимущественно население. Во многих областях, где не сконцентрировано большое количество промышленных предприятий, к примеру в Тернопольской, Закарпатской, Черновицкой, Волынской, Винницкой и пр., население, особенно в осенне-зимний период, потребляет до 50% электроэнергии.

В феврале 2001 года НКРЭ приняла постановление, согласно которому сумма компенсации потерь облэнерго от снабжения населения электроэнергией по фиксированному тарифу поставлена в прямую зависимость от фактических объемов потребления электроэнергии населением (читайте — от фактической оплаты). Но ведь энергопоставляющие компании вынуждены считаться с крайне несовершенной системой учета потребления электроэнергии. А определить фактические объемы потребленной населением электроэнергии —дело довольно сложное. Практика свидетельствует, что бытовые потребители рассчитываются за электроэнергию лишь на 50—60%. Скажем, на Тернопольщине лишь 47% из 390 тысяч бытовых потребителей полностью рассчитались за «свет». Сознательная часть населения рассчитывается за электроэнергию по абонентским книжкам. Показатели счетчика люди указывают самостоятельно. И в силу разных причин оплачивают они лишь тот «свет», который, так сказать, вывели на свет.

Чтобы в полном объеме получить компенсацию за потери от поставок электроэнергии населению по фиксированному тарифу, облэнерго должны четко знать, сколько зафиксировано потребленной электроэнергии на счетчиках у бытовых потребителей, и на это количество выставлять счета к оплате. Однако реальность выглядит иначе.

Директор по экономическим вопросам ОАО «Тернопольоблэнерго» Людмила Мацко убеждает: «Контролеры электросетей в районах пока не имеют возможности ежемесячно снимать показатели счетчиков. А поскольку приборы учета находятся в помещениях, то неединичны случаи, когда перед нашими работниками хозяева просто закрывают дверь... И бытовые потребители оплачивают электроэнергию по самостоятельно заполняемым расчетным книжкам, то есть по собственному усмотрению. Энергопоставляющие компании отражают в отчетности лишь то потребление электроэнергии, за которое проведены расчеты. Любое иное отражение реализации и потребления электроэнергии без подтверждающих документов считается безосновательным... » Поэтому проблема предоставления дотаций со стороны НКРЭ обострились.

Состояние возмещения средств энергопоставляющим компаниям может о многом рассказать. Только с марта по октябрь прошлого года ОАО «Тернопольоблэнерго» недополучило дотаций на сумму около 13 млн. грн. Оптовая цена электроэнергии за этот же период увеличилась на 25%, опять же — вследствие недополученных дотаций. Бюджет задолжал за льготы и субсидии 3 млн. 865 тыс. грн. Поэтому закономерно, что у облэнерго растут убытки, превысившие за минувший год 20 млн. грн.

Из-за высокой цены на электроэнергию ОАО «Тернопольоблэнерго» рассчитывается с оптовым рынком электроэнергии на 75—85%. И это при том, что уровень оплаты потребителей в апреле—октябре составлял 103%. А в зависимости от состояния расчетов с «Энергорынком» устанавливаются лимиты электроэнергии для области. Точнее, должна была бы существовать такая взаимозависимость. Но были периоды, когда потребители, покрывая долги минувших лет (сельское хозяйство), рассчитывались за электроэнергию на 110—120 процентов. ОАО «Тернопольоблэнерго» тоже почти не имело текущей задолженности перед «Энергорынком». Скажем, в июне оно оплатило 99,4% от необходимых сумм. Тем не менее электроэнергетический лимит для области не увеличили.

Руководство ОАО «Тернопольоблэнерго» обращалось в НКРЭ с просьбой не применять упомянутое постановление к сравнительно небольшим областям. И обосновывало свою позицию тем, что следует прежде всего усовершенствовать учет электроэнергии и активнее внедрять программу «Энергосбыт в быту».

Подсчеты показывают, что для наведения порядка с учетом электроэнергии у всех бытовых потребителей области, а следовательно, и для решения проблемы определения фактических объемов потребления населением, необходимо 25 млн. грн. Перспектива эта не такая уж и близкая. И все же ОАО «Тернопольоблэнерго» недавно начало внедрять новую систему учета. Уже закуплено более 1000 электронных счетчиков для установления у абонентов Тернополя и на объектах малого бизнеса. Нововведение состоит в том, что у каждого абонента будет электронный счетчик, на котором бегущая строка отражает информацию о потреблении электроэнергии в квартире каждые несколько минут. И эта информация через радиомодем будет поступать на центральный сервер городского района электросетей.

Таким образом, начало совершенствования учета электроэнергии в быту положено. Дальнейшее реформирование учета и контроля потребления электроэнергии потребует больших капиталовложений, которые в принципе невозможны без гибкого регулирования электроэнергетических тарифов и, во многих случаях, приведения их хотя бы до уровня затрат. Но стоит ли при этом забывать о специфике малых, неиндустриальных регионов, где основной потребитель электроэнергии — население? А нынешние отношения между участниками энергорынка очень напоминают игру без правил, в которой страдают прежде всего самые бедные области.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно