БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫ

27 ноября, 1998, 00:00 Распечатать

Многоходовка по выходу из кризиса Помни: в пяти случаях из шести свет в конце тоннеля - это свет надвигающегося поезда...

Многоходовка по выходу из кризиса

Помни: в пяти случаях из шести свет в конце тоннеля - это свет надвигающегося поезда.

Пол Диксон, американский писатель

Это может показаться странным, но далеко не все жители Украины промышляют рэкетом, финансовыми и бартерными махинациями на бюджетных деньгах и коррупцией. Даже просто воруют и то не все, а некоторые умудряются еще и платить налоги. Я не говорю о коммерсантах и предпринимателях - абсолютное большинство из них вынужденно приняло неписаные, но от этого не менее жесткие правила игры. Причем от этих правил давно уже тошнит многих игроков, но бизнес в нашей стране по-другому не делается. Я не говорю и об исполнителях, законодателях etc. - там правила те же.

По этим правилам, пока законопослушные граждане удивительного государства, в котором неукоснительно выполняются только законы физики (а неукоснительно пополняются только списки разнообразных льготников), слушаются писаных законов, остальные с помощью более или менее тонких маневров перманентно выходят из кризиса. Причем власти - те, что на раздаче ресурсов, освобождений и льгот, -отдаются любимому делу распределения и потребления «внутри себя» с видом крайней озабоченности положением в стране и повышением уровня жизни населения. Что особенно противно (и давно уже бессмысленно) с точки зрения страны, уровня и жизни.

Строго в соответствии с правилами, неделя выдалась банальная - буквально каждый день кто-нибудь из «верхов» делал совсем не то, о чем говорил, и уж, конечно, не говорил о том, что делал. А больше, собственно, ничего и не происходило.

Как употребить бюджет

Поскольку речь у нас пойдет о писаных законах и прочитанных речах, начнем с бюджета, который некоторые с подозрительной гордостью именуют основным финансовым документом страны.

Президент Украины Леонид Кучма высказался за пересмотр политики валютного коридора и прогнозируемого в следующем году уровня инфляции, что означает пересмотр всего бюджета-99. Аргумент Президента, приведенный агентством «Интерфакс-Украина», состоит в том, что «документ (бюджет) разрабатывался на докризисной налоговой базе». Показатель инфляции-99 глава государства определил в 19-20%. Причем определил, видимо, абсолютно точно, поскольку не успел Президент высказаться, как правительство под руководством премьера выяснило, что в следующем году инфляция составит никак не менее 20% - при все том же неизменном дефиците госбюджета 0,6% ВВП.

Спикер ВР Ткаченко не остался в стороне от магистрального направления и, в порядке сотрудничества с Президентом, высказал твердую уверенность в том, что парламент примет бюджет-99 до конца нынешнего года - причем именно с указанным дефицитом. Такая уверенность внушает трепет перед потенциальными возможностями спикера в деле убеждения и увещевания парламентариев, поскольку до сего дня Верховная Рада приняла в бюджетном плане только одно, но радикальное решение. А именно - увеличила расходную часть на 17 млрд. грн., установив уже с 1 октября нынешнего года черту малообеспеченности на уровне 118 гривен 60 копеек (вместо нынешних 74) и минимальную зарплату в 148 гривен (55 грн.). Соответствующими таким расходам доходами парламентарии, по традиции, не озаботились.

В тон Президенту высказался и Национальный банк, глава которого Виктор Ющенко предположил, что политика курсообразования может быть пересмотрена и «не исключено, что будет установлен плавающий валютный курс». Правда, были и некоторые оговорки, например что «политика плавающего курса, как и иная курсовая политика, должна демонстрировать стабильность». О том, что произойдет с плавающим курсом, если он по неосторожности продемонстрирует нестабильность, остается только гадать…

Но вернемся к нашему парламенту. О, сколько нам открытий чудных готовит бюджетный комитет ВР! Причем он уже приступил. Глава комитета Юлия Тимошенко заявила буквально следующее: «Впервые в истории было найдено решение бездефицитного формирования местных бюджетов». Причем еще как найдено - с триумфом, с «глобальными поправками к проекту госбюджета (?! - госбюджет - это бюджет центральный. - С.Р.)» и перспективой «в будущем году решить более 90% социально-экономических проблем местного значения».

Доходную часть местных бюджетов, формирующуюся за счет местных же налогов, предлагается утвердить в размере что-то около 10 млрд. грн. при расходной части что-то около 19 миллиардов. Дефицит столь бездефицитного бюджета должен покрываться за счет дотаций (комитет, видимо, имеет в виду бюджетные субсидии) и за счет - внимание, сейчас будет тонко - введения системы энергетических векселей. Последнее и является собственно новинкой, поскольку автор не допускает мысли, что главе бюджетного комитета не известно, что местные бюджеты исстари у нас бездефицитны и весь дефицит консолидированного бюджета отражается в бюджете центральном. Что же до свежей идеи насчет энерговекселей, то свежесть ее - вторая, поскольку хорошо известны обкатанные схемы извлечения скромной приватной прибыли из энергетики с помощью операций с недоброй памяти векселями НДЦ (Национального диспетчерского центра). Предлагаемый маневр ничем не отличается от общего принципа управления: ничего не меняя по сути, делать «точечные» вмешательства, как наиболее прибыльные. Например, устроить «небольшой кусочек» вексельного оборота, ничего при этом не меняя в платежной системе в целом.

Всерьез обсуждать какие-либо показатели бюджета следующего года, в силу всего сказанного, не приходится. Можно только предположить, что борьба за возможность распоряжаться деньгами налогоплательщиков обострится до предела - ввиду инфляционной перспективы.

А тут, как на грех, к нам снова едет МВФ, у которого под программу расширенного финансирования правительство уже одолжило 335 млн. долл. Теперь Фонд интересуется - как выполняется программа. По словам Виктора Ющенко, «рассмотрение программы по соответствующему этапу еще не завершено, однако это не приостановка ее». К сожалению, Виктор Андреевич не уточнил, что же тогда «это», если это не приостановка. А между тем нельзя не согласиться с формулой премьера Пустовойтенко: есть программа - есть инвесторы, нет программы - нет инвесторов. Ну, нет так нет. В конце концов у правительства есть и собственные (имеется в виду -украинские) банки.

Неинтересные долги, интересные решения

Итак, что же может правительство извлечь из банков? Наверное, следует начать по старшинству - с НБУ. По поводу Нацбанка с различных высот прозвучало два симптоматичных высказывания. Президент как-то ненароком заметил, что «по Конституции, принятой за один день, у правительства прав меньше, чем у Национального банка Украины» («ИФ-У»). Тут есть пара вариантов - либо речь о том, чтобы добавить прав бесправному нашему Кабмину, либо поубавить независимости Нацбанку. Последнее предположение не только выглядит логичнее - ввиду наступившего обострения борьбы за деньги, оно еще и косвенно подтверждается спикером Ткаченко, пообещавшим, кроме принятия бюджета, еще и закон о Национальном банке - тоже до конца года.

Пока же Нацбанк занят своим нелегким делом: предупреждает коммерческие банки о скором изменении учетной ставки НБУ и об увеличении норматива резервирования, поскольку намерен изъять из оборота от 200 до 300 млн. лишних гривен - чтобы не давили на психику и на курс. Учитывая то, что последнее ужесточение требований к резервам комбанков случилось в сентябре, когда одновременно с повышением объемов обязательных резервов Нацбанк отказался засчитывать в них ОВГЗ, банки вполне могли бы и обидеться всеми доступными им средствами. Похоже, что именно это и происходит, но уже, по слухам, без участия НБУ.

А именно - в процессе второго этапа добровольной (на чем банкам удалось настоять) конверсии ОВГЗ добровольцев маловато. Между тем выплаты Минфина комбанкам и клиентам-владельцам ОВГЗ по необменянным на сегодня облигациям составляют около 400 млн. грн. до конца года. Конечно, это мелочи - по сравнению с ОВГЗ-пакетом НБУ весом в восемь с половиной миллиардов, но все равно неприятно как-то.

По словам представителя Ассоциации украинских банков (АУБ) Станислава Аржевитина, Нацбанк в этой провально-конверсионной ситуации ведет себя нейтрально, предоставляя банкам самостоятельно решать их проблемы с Минфином, но при этом твердой рукой регулирует пошатнувшуюся в результате остановки ОВГЗ-рынка ликвидность и не рефинансирует банки на предмет ее, ликвидности, поддержания. По данным агентства «Українські новини», Виктор Ющенко, встречаясь с банкирами, высказался в том смысле, что восстановление ликвидности - дело самих банков, а если у кого-то избыточная ликвидность, то пусть этот кто-то добровольно конверсирует свои ОВГЗ. Такой вот маневр.

В целом создается впечатление, что из банковской системы правительству удастся выжать немного (а чего вообще можно требовать от этой системы, если весь ее суммарный капитал - аж 560 млн. экю). Остается разве что в очередной раз потребовать длинных кредитов в промышленность и, что более реалистично, перетасовать бюджетные счета. На фоне столь продуктивной работы властей с банками некоторым оптимистическим диссонансом прозвучало утверждение президента АУБ Александра Сугоняко о том, что «банковская система уже пережила пик кризиса».

Кстати, из-за некоторой напряженки с госсредствами ввиду отсутствия в стране рынка земли и по просьбам трудящихся на финансовых полях Президент, пообещавший было национализировать АКБ «Украина» и устроить вместо него ипотечный банк для нужд села, пришел к выводу, что таковая мера преждевременна. Сельские начальники не готовы гарантировать предоставленные кредиты, закладывая землю и имущество, - гораздо легче получать их (кредиты) старым способом: безвозмездно, то есть даром.

Расплата гарантирована

К слову - о гарантиях. На сей раз о гарантиях, предоставляемых правительством под кредиты для украинских предприятий. Не успело правительство стыдливо откреститься от этой «порочной практики», как сразу же к ней вернулось, ибо практика эта порочна потому, что доходна. Расходы-то по погашению гарантированных правительством и не погашенных заемщиком кредитов несет налогоплательщик. И налогоплательщик не всегда может понять: почему, собственно, он должен из своего не слишком тугого кошелька оплачивать многомиллионные кредиты какому-нибудь «Сумыхимпрому», не имея ни малейшего представления - на что, собственно, пойдут его, плательщика, деньги. Простая логика подсказывает, что если планы модернизации этого милого предприятия таковы, что можно рассчитывать на «быстрый возврат кредита», то государственные гарантии тут просто ни к чему. Но это подсказывает простая логика, а в случае госгарантий мы, похоже, имеем дело со сложной логикой очередного «точечного маневра».

Та же история со взаимозачетами и списанием долгов. После многократных публичных заявлений о том, что «никаких списаний долгов перед государством и никаких взаимозачетов задолженностей больше не будет», правительство «точечно» разрешило взаимозачет угольщиков и некоторых предприятий Луганщины. Что же до списания долгов, то его хозяйствующие (в основном - сельскохозяйствующие) субъекты ждут с нетерпением. Сельхозмонополист «Хлеб Украины», создававшийся в свое время под лозунгом «Поможем селу рассчитаться с государством», как и следовало ожидать, рассчитаться селу не помог, но зато сделал это централизованно. Весной правительство поставило селу нефтепродукты и удобрения, а осенью, в строгом соответствии с традиционной бартерной схемой, потребовало засыпать зерно в закрома. Инкогнито из Министерства АПК так прокомментировало ситуацию «Українським новинам»: «Хозяйства спят и видят, как им реструктурируют или пролонгируют долги. Значит, придется выбивать зерно. Как - еще неизвестно». Увы, давно известно - как. Опять начнется очередность поставок и запреты на вывоз зерна за пределы каждой конкретной области.

Завершает картину выхода из кризиса в исполнении ВР, правительства и Президента недоумение председателя Государственной налоговой администрации Николая Азарова. Жутко и постоянно страдающие от нехватки оборотных средств предприятия получили только в этом году из налоговых поступлений более 4,5 млрд. грн. А увеличения этих самых средств не произошло. Странное дело, но оборотные средства даже уменьшились. Напомним, что эти 4,5 миллиарда - не что иное, как не дошедшие до бюджетников и социально незащищенных зарплаты и пособия. И за это властям наше большое человеческое спасибо. Большое, но «точечное».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно