Бизнес-обозрение

23 июня, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 23 июня-30 июня

Хотели как лучше, а получилось хуже, чем всегда Несмотря на многомиллиардные инъекции, уровень жизни в Центральной и Южной Африке сейчас оказался даже ниже того, который был зарегистрирован в 60-е годы...

Хотели как лучше, а получилось хуже, чем всегда

Несмотря на многомиллиардные инъекции, уровень жизни в Центральной и Южной Африке сейчас оказался даже ниже того, который был зарегистрирован в 60-е годы. К такому неутешительному выводу пришли специалисты Всемирного банка, завершившие широкомасштабное сравнительное исследование. Только Гане, Мозамбику и Уганде удалось в последние годы стать на путь, способный вывести из состояния крайней нищеты, хотя СПИД, малярия и гражданские беспорядки и там ставят под угрозу само выживание населения этих стран.

В целом усилия МВФ и ВБ, в течение двух последних десятилетий направлявших туда миллиарды долларов помощи, из-за плохо продуманной стратегии привели даже к некоторому ухудшению уровня жизни на континенте. Калисто Мададво, вице-президент ВБ по африканским странам, говорит, что фактический материал, изложенный на 280 страницах доклада, способен вызвать острый приступ пессимизма. Тем не менее именно Всемирный банк, по его словам, в последние месяцы разработал новую стратегию предоставления помощи, которая должна, наконец, возыметь должный эффект.

По данным мировой статистики, Африка оказалась единственным регионом, который в конце ХХ столетия оказался на пути регресса. В 60-е годы этот район считался гораздо перспективнее Восточно-Азиатского. Тем не менее совокупный ВВП стран Юго-Восточной Азии с тех пор возрос в четыре раза, а 48 африканских стран, чей совокупный ВВП так и остался на уровне 300 миллиардов долларов, не смог превзойти ВВП одной лишь Бельгии. Общая доля Центральной и Южной Африки в мировой экономике снизилась до 2 процентов и продолжает снижаться. В одной лишь Польше асфальтовых дорог больше, чем на всей части континента, расположенной под Сахарой.

Экономическая активность этого региона полностью зависит от кредитов и грантов, выделяемых богатыми странами. Эти суммы составляют десятую часть всех капиталов, задействованных в африканской экономике. Тем не менее, как оказалось, все эти деньги были израсходованы впустую, в основном из-за плохого контроля над осуществлением проектов, под которые они выделялись. Высокая степень коррумпированности местных чиновников оказывается самым непреодолимым барьером на пути выхода африканских стран из бедственного положения.

Кофейные раздоры

Производители кофе, обескураженные самой низкой за последние семь лет ценой на свою продукцию, решили взять пример с экспортеров нефти и ограничить поступление кофейных зерен на мировой рынок. Впрочем, наряду с плодотворной идеей производители кофе скопировали и те бесплодные склоки, которыми прославились производители нефти.

14 членов Ассоциации стран-экспортеров кофе, собравшиеся в Лондоне на встречу вместе с представителями пяти стран, не входящих в эту организацию, договорились о снижении предложения кофейных зерен на 20 процентов. В целом все участники переговоров обеспечивают 85 процентов мировых поставок зерен. Детали данного соглашения должны были быть улажены в середине июня, что вызвало крайний скептицизм у независимых аналитиков. И, как оказалось, совершенно обоснованно. Если сразу же после объявления о достигнутом консенсусе цены на кофе повысились на 50 долларов и достигли 980 долларов за тонну, то информация о раздорах, вызванных этими самыми «деталями», в ближайшие три дня «опустила» цену до 921 доллара. Впрочем, до самого дна, зарегистрированного в начале мая на отметке в 890 долларов, цена все же не опустилась.

Мексика, которая не входит в Ассоциацию, но наряду с Вьетнамом, Гондурасом, Гватемалой и Никарагуа принимает участие в переговорах, считает залогом успеха разработку финансовых механизмов стимулирования роста потребления кофе на внутренних рынках стран-экспортеров. Бразилия, основной экспортер кофе, уже объявила о своем решении выделить 167 миллионов долларов для того, чтобы 3 миллиона 60-килограммовых упаковок зерен не покинули страну. По сравнению с нынешним урожаем в размере 27 миллионов упаковок эти объемы вызывают определенное уважение. Тем не менее общий успех мероприятия все равно остается под большим сомнением. Ведь импорт кофе, в отличие от нефти, не является критическим для мировой экономики, и вполне может статься, что сокращение предложения приведет не к повышению цен, а к снижению потребления этого напитка.

Боятся данайцы, дары подносящие

Избалованные постоянными скидками и предложениями «купить три пылесоса по цене двух», американцы чувствуют себя в странах Западной Европы неуютно без заботы со стороны самого навязчивого в мире сервиса. Хотя сами европейские работники торговли с радостью переняли бы опыт своих заморских коллег, строгие законодательные ограничения на всевозможные скидки, подарки и рекламные акции удерживают их от подобных проявлений торгового энтузиазма. Тем более, что в большинстве западноевропейских стран подобные методы торговли вообще объявлены вне закона.

Наибольшей жесткостью в этом вопросе отличается германское законодательство, которое в значительной степени осталось неизменным еще с 1930-х годов. Сезонные распродажи проводятся в строго установленные недели, и перечень товаров, которые могут быть на них предложены, весьма ограничен. Максимальная скидка на автомобили, в частности, не может превышать 3 процентов. А пожизненные гарантии на товары вообще запрещены. Самый громкий из известных скандалов разразился, когда булочник бесплатно предложил сумку своему клиенту, купившему сразу десять буханок, и... был за это оштрафован. Не меньший резонанс вызвали санкции, предпринятые против владельца гаража, предлагавшего своим постоянным клиентам бесплатную мойку автомобилей.

С учетом очень мощного сопротивления либерализации правил торговли сложившаяся ситуация будет сохраняться, скорее всего, еще долгие годы. Членами Ассоциации по борьбе с нечестной конкуренцией является свыше тысячи мелких торговцев, которые опасаются быть вытесненными с рынка крупными корпорациями именно за счет всевозможных скидок и рекламных акций. А в отношении американских компаний в немецких судах не прекращаются разбирательства по поводу допущенных ими нарушений. В частности, шесть лет продолжается тяжба против звукозаписывающей компании Polygram, осмелившейся предложить немецким покупателям пробные компакт-диски бесплатно. А американской компании Lands’End все же удалось отстоять свое право на предоставление пожизненной гарантии.

Правда, без права упоминать об этом в рекламных материалах. Поэтому воспользоваться вечной гарантией может только тот клиент, который сам догадается спросить о ней у продавца. Правда, с развитием электронной коммерции у немецких покупателей все же появился слабый шанс на некоторую либерализацию торгового законодательства. Ведь Интернет-компании должны подчиняться законодательству той страны, в которой они зарегистрированы, и немецкие фирмы просто не смогут выдержать конкуренции с заокеанскими апологетами свободного рынка.

Подборку по материалам зарубежной прессы подготовил Евгений СТАШЕВСКИЙ
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно