Битва за выживание. Война за интерконнект — отзвук конкурентной борьбы на рынке мобильной связи

Поделиться
Сегодня смешно вспоминать прогнозы конца 90х о том, что пользователей мобильной связи в Украине вр...

Сегодня смешно вспоминать прогнозы конца 90х о том, что пользователей мобильной связи в Украине вряд ли будет больше двухтрех миллионов человек: в абонентских базах операторов уже числится больше людей, чем в Украине жителей. Однако сотовые компании не теряют оптимизма. Им есть за что бороться: в конце концов, рынок правильнее измерять не в «головах», а в деньгах, которые платят абоненты. Последние события на телекоммуникационном рынке — яркая иллюстрация развернувшейся на нем необыкновенно жесткой конкурентной борьбы.

За абонентов и их деньги борются без малого десять мобильных операторов: «Киевстар», УМС, «Голден Телеком», «Украинские радиосистемы» («Билайн Украина»), «Астелит» (life:)), «Телесистемы Украины» (PeopleNET), «Интертелеком», «ITC» («CDMAУкраина»), «Велтон Телеком». К ним скоро собирается присоединиться и «Укртелеком». На рынке продолжаются процессы слияния и поглощения: «Вымпелком» купил «УРС», «СКМ», возможно, будет объединять принадлежащие ему «Оптиму» и «Фарлеп». Возможны громкие покупки и на CDMAрынке. Возможно также слияние многочисленных украинских телекоммуникационных активов «АльфаГрупп».

Мобильные операторы находятся в разных весовых категориях. У одних вложены миллиарды долларов инвестиций, на эти деньги построена сеть на всей территории страны, обслуживающая десятки миллионов абонентов. Годовой доход таких операторов превышает миллиард долларов. Другие только развиваются и вынуждены доказывать инвесторам, что вложенные в них деньги когда­нибудь принесут прибыль. Однако выживать на рынке надо, и небольшие компании вынуждены прибегать, так сказать, к асимметричным мерам.

Такой мерой стало намерение нескольких небольших операторов — «Голден Телекома», «УРС» и «Астелита» — добиться от УМС и «Киевстара» снижения стоимости интерконнекта, т.е. доступа к сети компании. Оно вылилось в один из самых резонансных конфликтов на рынке за последние годы.

Для начала — немного предыстории. В 2006 году НКРС в два приема меняла предельные тарифы на телекоммуникационные услуги. Хотя эти тарифы касаются в основном государственного монополиста «Укртелекома», изменения не могли не сказаться и на других операторах.

Очередное изменение тарифов — повышение стоимости местных звонков и снижение стоимости звонков с фиксированных сетей на мобильные — должно было вступить в силу с 1 ноября. Но 28 ноября была принята поправка к Закону Украины «О телекоммуникациях», которой звонки с фиксированных сетей на мобильные были выведены из перечня универсальных услуг, а значит, и из-под госрегулирования. Основываясь на этой норме, уже с 1 января 2007 года «Укртелеком» вернул тариф на данную услугу на прежний уровень. Право же, госоператор, находящийся в сложном финансовом положении, вовсе не собирается отказываться от дополнительных доходов.

Кстати, «Укртелеком» пролоббировал еще одно выгодное для себя решение: согласно приказу НКРС, с сентября с.г. мобильные операторы будут вынуждены отказаться от использования прямых номеров. Это еще больше увеличит доходы «Укртелекома» от звонков с фиксированных сетей на мобильные (раньше, звоня на прямой мобильный номер, абоненты фиксированных сетей экономили деньги). Правда, это новшество должно коснуться только GSM-операторов. Абоненты «сидиэмэйщиков», по-видимому, смогут продолжать использовать на своих мобильных телефонах прямые городские и даже районные номера, что ставит операторов мобильной связи в неравные условия и создает неудобства для части абонентов.

Инициатором «битвы за интерконнект» стал «Голден Телеком». Еще перед 1 ноября прошлого года компания, готовясь к снижению тарифа на звонки «фиксированный — мобильный», обратилась к УМС с предложением снизить ставки доступа на ее сеть на 40%.

Действующий договор о взаимоподключении сетей между компаниями был заключен 18 июня 1999 года. Величина ставок взаимоподключения устанавливается отдельным протоколом к этому договору. И она не раз пересматривалась в зависимости от рыночных условий. Например, после введения бесплатных входящих осенью 2003 года.

Последний раз ставки взаиморасчетов были установлены 1 марта 2006 года — тогда УМС снизило их на 20%. При этом ставки для мобильных сетей являются паритетными: обе ком­пании должны платить друг другу одинаковую сумму за минуту соединения. Ставки же для звонков с фиксированной сети на мобильную асимметричны: мобильный оператор платит меньше, фиксированный — больше. Это тоже общепринятая мировая практика: стоимость обработки звонка в мобильной сети выше, чем в фиксированной. Но «Голден Телеком» потребовал сделать паритетными и их.

В качестве обоснования «Голден Телеком» привел собственный анализ финансовых показателей УМС, из которого сделал вывод о том, что ставка интерконнекта должна быть на уровне средней себестоимости минуты трафика для компании — показателя ARPM.

Экономические модели для расчета ставок интерконнекта, как правило, разрабатываются специализированными консультационными компаниями. При этом учитывается общий трафик, его структура, общие и текущие капитальные затраты операторов на строительство сети, их финансовые показатели и множество других факторов. По информации УМС, для создания такой методики была привлечена компания Detecon — официальный консультант «Дойче Телекома». В частности, учитывался и тот факт, что в европейских странах ставки интерконнекта гораздо выше — 15—20 евроцентов.

Специалисты «Голден Теле­кома» приводили в пример Россию, где эти ставки, наоборот, в несколько раз ниже украинских. Однако там с недавних пор эти цифры определяются решением регулятора. Причем тарифы на завершение вызова определяются географией региона и объемом пропускаемого трафика: небольшие операторы платят больше, у операторов с большим объемом трафика тарифы ниже (действует т.н. экономия на масштабе). Ставки интерконнекта, возможно, будут пересмотрены и в РФ, поскольку сотовые операторы поднимают вопрос о том, что они не отражают реальных затрат на терминацию звонков.

«Голден Телеком» пошел на принцип. И заявил об отказе заключать на прежних условиях договор о предоставлении телекоммуникационных услуг. Затем оператор попытался привлечь в качестве третейского судьи НКРС, однако госорган, к его чести, не стал вмешиваться в спор двух хозяйствующих субъектов, ограничившись лишь технической помощью в систематизации разногласий. В УМС не раз предлагали заключить временное соглашение, чтобы не прекращать соединение сетей. С тем, чтобы после заключения нового договора произвести перерасчет. Однако в «Голден Телекоме» с предложениями УМС не согласились, а предложили бесплатно обмениваться трафиком через прямое соединение сетей, что фактически означало бы сокрытие доходов.

Результат? К 1 марта 2007 года стороны компромисса не достигли, договор утратил силу, и трафик перестал направляться напрямую. При этом в УМС не стали препятствовать «заходу» «голденовского» трафика через посредников: абоненты ведь ни при чем…

Главной причиной конфликта эксперты считают возрастание конкуренции в условиях приближения рынка к насыщению.

Рост конкуренции приводит к снижению тарифов. Рыночные реалии таковы, что чем крупнее оператор, тем меньше себестоимость его минуты. А значит, тем меньшие тарифы он может предоставить конечным пользователям. И последние тарифные предложения «Киевстара» и УМС — тому подтверждение. Средняя розничная стоимость минуты на рынке уже вплотную приблизилась к ARPM крупных операторов.

Небольшие операторы не могут конкурировать с крупными на равных — ни по тарифам, ни по качеству обслуживания, ни по покрытию. Их инвесторы понимают, что нет смысла вкладывать значительные средства в развитие сети и услуг: крупных игроков им все равно не догнать, и инвестиции эти окажутся зарытыми в землю. Поэтому идет поиск иных стратегий отвоевания рыночной доли.

«Астелит», например, пошел по пути экономически неоправданного снижения тарифов. Да, до недавних пор они были одними из самых низких на рынке. Компания фактически дарит своим абонентам внутрисетевой трафик и трафик передачи данных. Тем не менее компания демонстрирует самую низкую на рынке доходность абонентов — ARPU всего 1,9 долл. И, как следствие, не выполняет плановые финансовые показатели, в результате чего инвесторы вынуждены идти на сложную реструктуризацию долгов компании. Если события будут развиваться так и дальше, то «Астелит» станет оператором, фактически дотируемым из средств Turkcell и «СКМ». «Подключайтесь к life:) — ваши разговоры оплатит Ахметов» — успели придумать шуточный рекламный слоган журналисты…

Свои сложности и у «Билайн Украина». Этот оператор не рискнул демпинговать и проводит достаточно взвешенную тарифную и инвестиционную политику. Напомним, однако, что при покупке «Вымпелкомом» «Украинских радиосистем» в конце 2005 года декларировалось, что в 2007-й компания войдет уже прибыльной. Тем не менее этого не произошло. «Вымпелком» достаточно силен, чтобы поддержать украинскую «дочку», однако там также понимают, что доля рынка, которую может занять компания, может оказаться меньше ожидаемой. Особенно учитывая постоянные перегрузки сети в тех регионах, где у компании нет частот в диапазоне 1800 МГц.

«Голден Телеком» всегда имел имидж стабильной и успешной компании. Однако поддерживался он в основном, так скажем, реалистичной рыночной позицией оператора: он не претендовал на национальный масштаб и работал в своей достаточно узкой нише бизнес-связи. Однако в 2006 году границы этой ниши поколебались. Во-первых, в компании поняли, что если ее мобильный бизнес не будет развиваться (а в последние годы инвесторы просто не выделяли на это средства), то компания его просто потеряет. А с ним — и значительную долю своих доходов.

Во-вторых, стоило «Голден Телекому» заявить о своем проекте развития конвергентных услуг, как об этом же заявили и все остальные крупные операторы. И стало ясно, что выйди на этот рынок «большая тройка» — «Киевстар», «Укртелеком» и УМС, конкурировать с ними «Голден Телекому» будет чрезвычайно сложно. Нет у него такого количества клиентов и экономии на масштабе. А инвестировать в развитие FMC-сети нужно и нужно показать инвесторам, что эти инвестиции не повиснут в воздухе, подобно «астелитовским».

В «Голден Телекоме» не скрывают, что без радикального снижения ставок интерконнекта их тарифы никогда не будут конкурентоспособными с тарифами крупных операторов. А значит — прощай клиенты и мечты о сохранении рыночной доли. Хотя бы в своей сравнительно узкой нише.

Еще два совпадения. Первое. Спор вокруг ставки интерконнекта между УМС и «Голден Телекомом» протекал уже несколько месяцев, но обострился после смены менеджмента у последнего. Напомним, в начале февраля исполняющим обязанности гендиректора компании стал Андрей Милиневский. Ранее возглавлявший компанию Андрей Дронюк был переведен на другой фронт — ему поручено отсудить у НКРС скандальную лицензию компании «Эс-Лайн» на перспективный радиодиапазон. По неофициальной информации, московское руководство выразило недовольство тем, что лицензия не была вовремя переоформлена после покупки «Эс-Лайна» GTI.

Как собирается «Голден Телеком» одновременно судиться с НКРС за лицензию «Эс-Лайна» и просить у комиссии помощи в решении вопросов с интерконнектом — сказать сложно. Однако на первой же своей пресс-конференции Андрей Милиневский дал понять, что готов сражаться до конца за то, чтобы приставка «и.о.» к его должности как можно скорее исчезла.

И еще один момент, на который обратили внимание присутствовавшие 5 марта на совместной пресс-конференции «Билайна», «Астелита» и «Голдена». В акционерном капитале всех трех компаний принимает участие «Альфа-Групп». Ее российские активы — «Вымпелком» и «Мегафон» — основные конкуренты владельца УМС, компании «МТС». Но, судя по всему, происходящее в Украине — больше, чем просто «импорт» российской конкурентной борьбы. В споре о ставках интерконнекта фигурирует только один большой оператор и отсутствует другой, «Киевстар» — к слову, главный украинский актив «Альфы». Более того, и в «Голдене», и в других мобильных компаниях всячески уходят от ответов на вопросы, как обстоят дела со стоимостью интерконнекта с «Киевстаром». Хотя на рынке поговаривают, что условия там даже жестче, чем у УМС.

Складывается ощущение, что кто-то, на фоне своих финансовых проблем и падения доходов, специально выводит «Киевстар» из игры, направляя гнев «малышей» исключительно на УМС, в надежде поживиться ее рыночной долей. На вопрос — «кто?» — позволим ответить читателю: вариантов-то всего два…

Когда верстался номер.

В минувший вторник UMC и «Голден Телеком» восстановили прямой обмен трафиком между своими сетями. В результате переговоров, длившихся более четырех месяцев, операторы пришли к взаимовыгодному соглашению и подписали соответствующий договор о предоставлении телекоммуникационных услуг. Согласно договору, размеры расчетных такс за доступ на телекоммуникационные сети установлены на приемлемом для обеих сторон уровне. Договор также определяет возможные объемы и временные рамки снижения расчетных такс в будущем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме