БИТВА ЗА МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

26 февраля, 1999, 00:00 Распечатать

Волна экономических неурядиц, окатившая Азиатский континент и достигшая берегов многих других стран с развивающейся экономикой, оказала на удивление малое влияние на производителей мобильных телефонов...

Волна экономических неурядиц, окатившая Азиатский континент и достигшая берегов многих других стран с развивающейся экономикой, оказала на удивление малое влияние на производителей мобильных телефонов. Их перспективы, как и прежде, выглядят весьма привлекательно. Действительно, уровень продаж продукции, связанной с мобильной связью, на большинстве мировых рынков остался достаточно высоким - по крайней мере, для крупных концернов с известными именами.

Взять, к примеру, ситуацию в Китае. Каждый пятидесятый китаец сегодня является обладателем мобильного телефона, который не просто подключен к сети, но и эффективно используется. И западные производители не ожидают ничего иного, кроме стремительного роста количества счастливых обладателей мобильников в этой стране, несмотря на то, что многие видные эксперты выражают скептицизм по поводу ее дальнейшего экономического будущего.

«Нокиа Оу», ставшая в мире мобильных телефонов производителем №1 после того, как недавно вытеснила с этого места компанию «Моторола Инк.», в прошлом году повысила уровень реализации своей продукции в КНР до суммы в 10 млрд. финских марок (2 млрд. долларов США). Если учесть, что годом раньше она продала в Китае мобильных телефонов на 6 млрд. марок, то налицо рост более чем на 60 процентов. «Нокиа» сегодня контролирует 20% китайского рынка сотовой связи.

Третий мировой производитель мобильных телефонов - «Эрикссон АБ» - контролирует 30% китайского рынка. За прошлый год эта шведская компания увеличила объем реализации своей продукции в Китае более чем на четверть - до суммы в 25 млрд. шведских крон (3,19 млрд. долларов США).

На противоположном конце света, в Бразилии, наблюдаются такие же тенденции. Обеспечивающий бразильцев услугами сотовой связи консорциум «БСР Телекомуникасос», основанный в прошлом году американской компанией «Белл Саус Корп.», за первые пять месяцев своего существования обеспечил подключение к мобильной сети 600 тысяч клиентов в одном только Сан-Пауло. Президент «БСР Телекомуникасос» Роберто Пеон ожидает, что в будущем его концерн будет регистрировать по меньшей мере 10 тысяч новых пользователей в день.

Развивающиеся рынки являются теми двигателями, благодаря которым производители мобильных телефонов намереваются въехать в «светлое будущее». Действительно, потенциал этих рынков огромен. В большинстве развивающихся стран большинство населения еще не сделало своего первого звонка с помощью «мобильника», хотя многие люди действительно в этом нуждаются. И удовлетворить такие потребности с помощью технологий спутниковой и сотовой связи сегодня действительно значительно легче и дешевле, чем протягивать новые телефонные линии связи в труднодоступных районах Азии, Африки и Латинской Америки.

В то же время рынки развитых стран также еще далеки от насыщения. Согласно последнему отчету по развитию европейской сотовой связи, подготовленному агентством «Стратеджик груп», в той же Западной Европе к 2007 году один мобильный телефон будет приходиться на двух человек. Таким образом число пользователей мобильной связью составит 244 миллиона человек, которые в год будут тратить на это около 100 млрд. долларов. На сегодняшний день в мире насчитывается около 300 миллионов владельцев мобильных телефонов, а в ближайшие семь лет, по оценкам экспертов, эта цифра утроится.

Между тем этот лакомый пирог не может быть разделен поровну. «Нокиа», «Моторола» и «Эрикссон» вместе контролируют две трети рынка мобильных телефонов. При этом часть «Моторолы» может в ближайшем будущем возрасти, если ее ставка на новую революционную спутниковую телекоммуникационную систему «Иридиум ЛЛС» окажется оправданной. 11 лет назад «Моторола» начала создание этой системы и на сегодняшний день вложила в нее не менее 5 миллиардов долларов. Цель этого проекта заключается в создании первой в мире телефонной службы, обеспечивающей абонентов связью из любой точки мира. «Моторола» финансировала изготовление спутников «Иридиум», она же стала главным подрядчиком создания самой системы связи. Совместно с корпорацией «Кийосера Корп.» она также разработала для этой системы специальные телефонные трубки и пейджеры.

Все три упомянутые корпорации ведут борьбу за влияние на мировом рынке телекоммуникаций, при этом у более мелких производителей мобильных телефонов, таких, как «Сименс АГ», «Алкатель СА» и «Роял Филипс Электроникс НВ», остается слишком мало шансов для того, чтобы их догнать.

Как ни странно, главная причина этого заключается в колоссальном успехе индустрии мобильной связи. Мобильные телефоны все чаще относят к товарам действительно необходимым, нежели к предметам роскоши. Компании постоянно подпитывают растущий спрос на них, выбрасывая на рынок новые модели телефонов и снижая цены на них на 20-30 процентов ежегодно. Это чрезвычайно усложняет условия конкуренции на рынке для мелких, средних, а иногда и для крупных компаний. Фактически, по оценкам экспертов, для того чтобы успешно выдерживать конкурентную борьбу на новых для них рынках, компаниям необходимо контролировать их часть, составляющую не менее 5 процентов. И только те фирмы, которые имеют возможность производить большое количество недорогих телефонов, могут чувствовать себя комфортно в этом бизнесе.

А на рынке сотовой связи осталось слишком мало места для маневра. «Сименс», например, закончил прошлый год с убытками. Он предлагал потребителям дорогие телефоны экстра-класса, в то время как другие производители продавали аналогичные модели всего за полцены. Как результат, этой известнейшей фирме с безупречной репутацией сегодня принадлежит всего 4 процента мирового рынка мобильных телефонов. Однако «Сименс» не сдается, намереваясь вложить около миллиарда немецких марок в реструктуризацию производства и в ближайшем будущем выбросить на рынок принципиально новые модели.

«Филипс» и «Алкатель» продолжают следовать избранным курсом - по крайней мере, в настоящее время. Обе компании стремятся укрепить свои слабеющие позиции, реорганизуя свой бизнес мобильной связи, модернизируя продукцию и ведя консультации с партнерами. Однако многие аналитики сомневаются, что эти усилия принесут успех. Другие же компании и вовсе капитулируют перед своими могущественными конкурентами. Например, «Лусент Технолоджис» и «Хюндаи Электроникс» уже практически потеряли надежду одержать победу в борьбе с крупными производителями мобильных телефонов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно