БИОТОПЛИВО ДЛЯ АВТО — СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ДЛЯ СПИРТОВИКОВ

30 мая, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 30 мая-6 июня

Первого апреля 2003 года Кабинет министров Украины принял Программу развития спиртовой, ликероводочной и винодельческой отраслей на 2003—2007 годы...

Первого апреля 2003 года Кабинет министров Украины принял Программу развития спиртовой, ликероводочной и винодельческой отраслей на 2003—2007 годы. Она предусматривает расширение сферы использования этилового спирта в промышленности и в других отраслях экономики. Речь идет прежде всего о перепрофилировании избыточных мощностей по производству этилового спирта, увеличение его экспорта и продукции переработки.

Предприятия концерна «Укрспирт» работают не на полную мощность. Характерно, что загружены они очень неравномерно. Например, в Тернопольском объединении спиртовой и ликероводочной промышленности использование производственных мощностей составляет 81,4%, на Немировском спиртовом заводе на Виннитчине — 100%. В то же время есть заводы, не работающие уже по три года.

Если бы все предприятия концерна «Укрспирт» работали на полную мощность, они могли бы вырабатывать свыше 60 млн. дал этилового спирта ежегодно. В прошлом году его общее производство составляло 26 млн. дал, из них 21 млн. дал направлено на внутреннее потребление, а 5 млн. дал — на экспорт. Спрос на этиловый спирт как на внутреннем, так и на внешнем рынках, ограниченный. Это обстоятельство сдерживает рост его производства в Украине. Какой же выход из ситуации? Детальный профессиональный анализ свидетельствует, что решение существует, и к тому же оно может быть достаточно эффективным, о чем правительство говорило в отдельной программе. Последняя предусматривает расширение сфер использования этилового спирта, а также перепрофилирование спиртзаводов на выпуск высокооктановой кислородсодержащей добавки (ВКД).

По подсчетам специалистов, спиртзаводы будут работать без убытков, если они загрузятся не менее чем на 40%. Поэтому в результате перепрофилирования части избыточных мощностей автоматически увеличится загруженность остальных предприятий.

В правительственной программе представлены аргументы в пользу налаживания производства высокооктановой кислородсодержащей добавки. Эксперты оценивают это как наиболее перспективное и экономически выгодное решение. Украина уже имеет определенные наработки в этом направлении в рамках программы «Этанол». Впервые высокооктановая кислородсодержащая добавка появилась на Барском спиртзаводе на Виннитчине в 1998 году. Сегодня ее изготавливают восемь предприятий государственного концерна «Укрспирт». Всего за все время ими выработано 28,2 тыс. тонн ВКД. В прошлом году — 6,2 тыс. тонн. В первом квартале этого года — немногим более 5 тыс. тонн. У предприятий — производителей ВКД серьезные трудности со сбытом продукта. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что на начало апреля только половину его удалось реализовать. Сдерживающим фактором прежде всего является то, что на законодательном уровне такое производство не стимулировалось.

Как утверждают специалисты, перепрофилирование спиртового производства на выпуск ВКД не требует значительных финансовых затрат, поскольку переоснащивается фактически лишь последняя производственная стадия. Если появятся финансовая прибыль и экономические стимулы, то начнет увеличиваться спрос на ВКД, и на ее выпуск могут без особого труда переключиться другие заводы. Уже нынче появились объективные предпосылки начала стремительного развития этого сегмента производства. Они носят как внутренний, так и внешнеэкономический характер.

Законом Украины от 24 октября 2002 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины о налогообложении, производстве и обороте подакцизных товаров» предусмотрено установление акцизного сбора с одной тонны смесевого бензина — 30 евро и 60 евро с бензина обычного. С принятием этого закона заинтересованность отечественных НПЗ к закупке ВКД возросла. В 2002 году они приобрели 6246 тонн этой продукции. Тем не менее интерес почти пропал после перенесения на первое января 2004 года начала действия ставки в 30 евро на смесевые бензины.

Минагрополитики предложило установить фиксированные лимиты использования ВКД производителями бензинов без применения специфической ставки акцизного сбора путем внесения изменений и дополнений к Закону Украины от 9 января 2000 года «Об альтернативных видах жидкого и газового топлива» и Закона Украины от 21 июня 2001 года «Об охране атмосферного воздуха». Соответствующий проект документа рассмотрели заинтересованные центральные органы исполнительной власти.

Как считают в ряде министерств, в частности транспорта, финансов, экологии и природных ресурсов, нужно разработать проект отдельного закона о государственном регулировании рынка биотоплива, а также использовании ВКД.

7 ноября 2001 года две комиссии ЕС приняли директивы относительно использования биотоплива странами Евросоюза — так называемые биодирективы. Они предусматривают обязательное применение биотоплива как добавки к бензинам.

В директивах предлагается такая последовательность обязательного применения альтернативного топлива в странах ЕС (в процентах к общему количеству):

Некоторые европейские страны, не дожидаясь назначенной даты, собираются досрочно перейти на использование биотоплива транспортными средствами. Например, Германия планирует сделать такой шаг если не в нынешнем, то в следующем году. Эксперты считают, что это создает благоприятные условия для стабильного экспорта ВКД к бензинам в страны Европы. Чтобы не прозевать момент и максимально воспользоваться ситуацией, сложившейся на рынке биотоплива, правительство дало поручение уже сейчас наработать связи с фирмами, потенциальными покупателями ВКД украинского производства. Зондируется почва прежде всего в странах Центральной и Восточной Европы, есть контакты с заинтересованными фирмами Польши, Австрии, Чехии и других стран.

Производство ВКД имеет как экономические, так и экологические последствия. В результате увеличения объемов ее выпуска (правительство ставит задачу до 2007 года вырабатывать примерно 280 тыс. тонн ВКД) Украина сможет существенно ослабить зависимость от внешних поставок энергоносителей. Появляются перспективы развития химической промышленности и других отраслей, где используется этиловый спирт.

Экологический аспект не менее важен. Проблема чистоты окружающей среды в последнее время беспокоит нас все больше, особенно остро она стоит в больших городах. Поэтому переход на бензин с ВКД может иметь положительные последствия для экологии. Согласно результатам расчетов экспертов, следует ожидать уменьшения выбросов: монооксида углерода на 11,5 и углеводородов на 16,9 процента.

Когда автодвигатель работает на топливе с ВКД с небольшими нагрузками и при работе на холостом ходу (в зависимости от типа двигателя), выбросы вредных веществ по сравнению с обычными бензинами намного уменьшаются: оксидов азота — на 25—40%, монооксида углерода — почти в полтора раза, углеводородов — на 15—20%. С учетом результатов испытаний разработан и утвержден отраслевой стандарт Украины на смесевые моторные бензины.

Технологически производство бензина с высокооктановой кислородсодержащей добавкой несложное. Определенный опыт выпуска такого топлива имеют несколько отечественных НПЗ, среди них Одесский, «Галичина», Лисичанский. Со времени появления на Барском спиртзаводе первой партии ВКД прошло пять лет. За этот срок в Украине полностью отработана технология как изготовления самой ВКД, так и производства бензинов с ее содержанием. Для повышения качества смесевого бензина отечественные специалисты разработали стабилизирующую антидетонационную добавку.

По мнению специалистов, меры, указанные в программе, будут содействовать развитию спиртовой, ликероводочной и винодельческой отраслей. Уменьшится энергозависимость Украины от внешних источников. По некоторым подсчетам, использование ВКД позволит уменьшить внутренние затраты бензинов приблизительно на шесть процентов. Это, безусловно, пойдет на пользу формированию внутреннего энергорынка.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно