БЕЗРАБОТИЦА В УКРАИНЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

26 апреля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 26 апреля-6 мая

Николай МИХАЛЬЧЕНКО, президент Украинской академии политических наук, Сергей БУРЯК, народный депутат Украины Проблема безработицы является одной из главных среди глобальных проблем современности...

Николай МИХАЛЬЧЕНКО, президент Украинской академии политических наук,

Сергей БУРЯК, народный депутат Украины

Проблема безработицы является одной из главных среди глобальных проблем современности. Для некоторых стран она является постоянным кошмаром, для других - рычагом повышения производительности труда, для третьих - и первым, и вторым, для четвертых - это новая проблема.

Для Украины - это новая проблема. Она порождает споры, страх, демагогические спекуляции. Настало время спокойно взглянуть на нее с точки зрения интересов государства, общества, личности, слоев населения - социальных аутсайдеров, а возможно, и под другими углами зрения.

Как каждая проблема, безработица - явление многогранное. Существовала она в СССР и других странах социалистического лагеря частично в скрытой форме, частично - в открытой. Существует она и сегодня во всех странах постсоветского пространства. И тоже частично в скрытой форме, частично - в открытой.

В СССР часть людей открыто игнорировала официальные формы труда. Их называли тунеядцами, сажали в тюрьмы, высылали на принудительные работы, тем самым нарушая права человека (человек имеет право работать или не работать. И до тех пор, пока он не нарушает прав других людей, он имеет право не работать. Его может содержать семья, друзья. Но он не имеет права воровать, мошенничать и т.д.). Значительная часть людей в СССР была втянута в скрытую безработицу. Там, где достаточно было одного работника, работали двое-трое. Тем самым тормозился технический прогресс (зачем автоматизация промышленности, когда есть дешевые рабочие руки?), сдерживалась производительность труда, развращалась бездельем рабочая сила. Была популярна поговорка, схватывающая отношение «трудящийся - государство»: «Если они считают, что платят нам за работу, то пусть думают, что мы работаем».

В Украине в значительной мере продолжается лицемерная политика «социалистического» государства. Министерства, директора за счет общества «сохраняют коллективы» (интересно, для чего?), месяцами, годами платят деньги работникам, продукция которых никогда не найдет сбыта, тратя при этом драгоценные материальные и духовные ресурсы. Вместо увольнения безработным людям предоставляют бессрочные неоплачиваемые отпуска, сея беспочвенные иллюзии и давая «крышу» криминализированным структурам. То есть, вместо решения проблемы безработицы власть старается закрыть на нее глаза, полагаясь «на авось», усложняя и без того сложные социальные проблемы общества.

Эта проблема сама не разрешится. Общество, государство обязаны если не ликвидировать безработицу, то сознательно, разумно регулировать вопросы трудовой занятости. При этом важно использовать прогрессивный мировой опыт, накопленный за сотни лет борьбы с безработицей, регулирования процессов труда.

В то же время использование мирового опыта даст эффект, если будет сопряжено с нашими специфическими условиями. А для этого необходим всесторонний, глубокий подход к проблеме безработицы в условиях Украины. Каковы пути, механизмы контроля за процессами возникновения, регулирования и ликвидации массовой безработицы? Каковы средства решения этой проблемы, каковы границы решения?

Разрабатывая экономическую программу реформ, Христианско-демократическая партия Украины обратила самое серьезное внимание на пути и средства эффективной борьбы с безработицей. При этом разработчики программы понимали, что полностью победить ее невозможно, но ослабить многие негативные последствия вполне реально. Без этого говорить об успехе рыночных реформ не приходится, поскольку именно они детонируют безработицу, делают ее массовой. Снижение уровня безработицы является важнейшим фактором продвижения экономических реформ. Кроме того, концепция перехода к социальному государству предполагает мощное участие государства в борьбе с безработицей, помощь тем, кто уже не может найти работу.

Программа борьбы с безработицей, разрабатываемая ХДПУ, включает в себя ряд главных направлений.

Первое - создание информационной системы накопления данных по подвижению трудовых ресурсов в целом по стране и по регионам, чтобы иметь реальную картину безработицы. Поскольку налицо заинтересованность различных политических и экономических структур скрыть ее уровень в целом по стране и в регионах.

Второе - транспортное строительство. В цену любого товара заложены транспортные расходы, иногда до 25 процентов стоимости товара. Чем хуже и неэффективнее транспортная сеть в стране, тем больше транспортные расходы, тем более дорогой товар достается покупателю. Украина наряду с Россией является самой отсталой страной по уровню развития (технологичность, сервис и т.д.) транспорта - железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного, трубопроводного. А ведь уровень развития транспорта - один из важнейших показателей развития страны.

Мы не будем приводить здесь данные о потерях общества из-за неразвитости транспортной сети. Они огромны в моторесурсах, в обеспечении промышленными и продовольственными товарами, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в психологическом состоянии общества, когда человек, организации, социальные институты, социум в целом находятся в постоянном стрессовом состоянии из-за транспортных неурядиц. Нас интересует иной аспект - как использовать модернизацию и развитие транспорта для решения проблемы безработицы.

Можно назвать два ярчайших примера, когда демократический и тоталитарный режимы одинаково успешно использовали строительство и модернизацию транспортных артерий для решения проблемы безработицы. США и Германия в 30-е годы нашего столетия реализовали подобные широкомасштабные проекты и как средство обеспечения занятости излишней рабочей силы, и как рычаг экономической модернизации страны. Это говорит об универсальности данного опыта.

Представляется, что Украине в настоящее время не обойтись без разработки и реализации широкомасштабной государственной программы транспортного строительства. Такая программа выгодна со многих точек зрения: 1) Она почти полностью может быть обеспечена отечественными строительными материалами и во многом даже отечественной техникой; 2) она обеспечит рабочие места для увольняемых с убыточных и модернизируемых предприятий; 3) может быть создана транспортная основа модернизации сельского хозяйства и укрепления связей города и села; 4) можно создать современную систему сервисного обслуживания на транспорте и т.д.

Отдельно следует сказать и о стратегическом значении транспортных артерий. Можно построить трансконтинентальные шоссе Балтика - Черное море, которые будут чрезвычайно выгодны государствам Балтии, Скандинавии, а также Украине, Белоруссии, Польше и другим странам. Россия поняла это и готовится строить транспортный коридор Балтика - Центр России - Черное море протяженностью около 2 тыс. км, в обход Белоруссии и Украины (см. «Известия», 22 марта 1996 г.). Транспортный коридор Балтика - Белоруссия - Украина - Черное море будет значительно короче и эффективнее.

Предлагаемая программа должна быть глобальной и охватить все транспортные артерии и работающие в тесной связи системы: автодороги, железнодорожный и водный транспорт, аэропорты, морские и речные порты, систему складов и т.д. По самым скромным прикидкам, в подготовке и реализации такой программы можно занять 8-12 миллионов человек - проектировщиков, менеджеров, инженеров, техников, строителей, другую квалифицированную и неквалифицированную рабочую силу. К выполнению этой программы будут привлечены трудящиеся многих отраслей промышленности - добывающей, металлургической, машиностроительной, деревообрабатывающей и т.д. То есть, промышленность получит новые государственные заказы и тем будут стимулироваться новые капиталовложения отечественных и иностранных инвесторов. Для них можно было бы предложить некоторые льготы, в том числе в сфере создания и деятельности транспортного (притранспортного) сервиса.

Третье, жилищное строительство. Государство может продолжить строительство дешевого жилья, частично расплачиваясь с трудящимися квартирами. Представляется, что часть безработных согласится работать в строительной индустрии за более низкую заработную плату, если им будет гарантировано в четко определенные сроки бесплатное жилье. Здесь необходима экономическая проработка механизма взаиморасчетов, чтобы не допустить обмана работающих. Часть трудящихся закрепится на рабочих местах в строительной индустрии и после получения жилья, но уже на других контрактных условиях.

Четвертое. Чтобы модернизировать сельское хозяйство Украины - а это один из главных рычагов нашего прогресса, - необходимо не только приостановить отток рабочей силы из села, но и направить туда 1 - 1,5 млн. трудоспособного населения. Точнее, возвратить в сельскохозяйственное производство часть тех, кто уехал из села и попал в армию безработных в городе. Конечно, речь не может идти о принудительном возвращении. Здесь необходимо искать материальные стимулы для возвращающихся: жилищное строительство на селе, льготная аренда земли и т.д. Поможет такому перетоку рабочей силы из города в село дорожное строительство, которое облегчит связь города и села, льготы на капиталовложения в сельское хозяйство для отечественных и иностранных инвесторов.

Пятое - экологическая деятельность по гармонизации (или хотя бы упорядочению) взаимодействия природы и общества. Все кричат об экологическом кризисе, но мало что делается в данном отношении. Государство не может ни на год «бросить» эту проблему. И здесь не только ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Сотни, тысячи мини-чернобылей происходят в Украине каждый год. Есть тысячи объектов эколого-хозяйственной деятельности, которые требуют не огромных затрат, но внимания к себе: модернизация очистных сооружений, укрепление плотин и дамб, очистка малых рек и т.д. Эта сфера деятельности может вобрать в себя часть безработных и быть полезной для общества. Поскольку государство тратит неизмеримо больше на ликвидацию последствий экологических катастроф, не разумнее ли тратить средства на их предотвращение?

Мы указали лишь некоторые пункты программы, разрабатываемой аналитиками ХДПУ для борьбы с безработицей. Поскольку правительство не занимается стратегией и тактикой решения проблемы занятости (наверное, текучка заела), то общественность призвана заполнить этот пробел в экономическом и политическом программировании. Главное здесь - совместить решение вопросов занятости и экономического развития. Политические партии, аналитические центры, негосударственные экономические структуры могут и должны помочь государству в решении наших глобальных задач в интересах всего украинского общества.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно