«БЕНЗИНОВАЯ» ТОРГОВЛЯ: ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ

12 марта, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 12 марта-19 марта

По меркам недалекого прошлого, более 350 автозаправочных станций (АЗС) в Запорожской области - это чересчур много...

По меркам недалекого прошлого, более 350 автозаправочных станций (АЗС) в Запорожской области - это чересчур много. Особенно если учесть, что прежде только слишком наивный человек видел смысл существования бензоколоночного королевства в бесперебойном обеспечении транспорта горючим. Подавляющему большинству трезвомыслящих людей было хорошо известно: АЗС прежде всего нужны для проведения разъяснительной работы на тему «Бензина нет, и неизвестно…».

С этой функцией абсолютный монополист - Госкомнефтепродукт с его территориальными управлениями на местах, надо признать, справлялся весьма успешно. Ровно до тех пор, пока не обремененные идеологическими догмами предприниматели не предложили альтернативное мнение. Игнорируя дефицит как «великий двигатель общественных специфических отношений», они попросту низвели горюче-смазочные материалы (ГСМ) до уровня «обычного товара», не упуская из виду его неоспоримое достоинство - высокую ликвидность, базирующуюся на устойчивом спросе, а также способность обеспечить быструю оборачиваемость вкладываемых средств. Стоило лишь частникам получить право заниматься данным видом бизнеса, как положение на отечественном рынке нефтепродуктов изменилось коренным образом. АЗС стали «плодиться», словно грибы после дождя, причем в самых невообразимых местах.

К подобному повороту событий бывший монополист оказался совершенно не готов. Увлекшись проблемами внутриведомственной реорганизации, он чуть было вообще не оказался у разбитого корыта. И теперь правопреемник некогда всемогущественного территориального управления - АО «Запорожнефтепродукт» - вынуждено довольствоваться менее чем 14% областного рынка ГСМ. Казалось бы, для потребителей наступило благоприятное время. Есть даже повод порадоваться негаданной возможности получить моральную сатисфакцию - за убитое время в очередях, безвозвратные потери нервов и сил ради приобретения канистры бензина. Однако реальное положение дел еще весьма далеко от идиллии. По крайней мере, такую оценку дают власти сформировавшемуся (кстати, не без их участия) рынку нефтепродуктов.

Как и следовало ожидать, административных мер по искоренению торговли с бензовозов на разлив, оказалось явно недостаточно. Взамен так называемых передвижных АЗС появились стационарные, но на пополнение бюджета это мало повлияло. Поднаторев в работе, удельные бензоколоночные князья легальным способам ведения бизнеса явно не симпатизировали. Возможно, будь их поменьше, власти смогли бы наладить контроль поэффективней, но для начала нелишне хотя бы определиться - какое же количество автозаправок является оптимальным? Одни считают, что, согласно существующим нормам и правилам, в областном центре, к примеру, должно быть не более 70 АЗС. Другие, ссылаясь на те же нормы, убеждены, что городу требуется чуть ли не вдвое больше автозаправок. Третьи, как, например, власти портового Бердянска, и вовсе не представляют, что делать с полусотней предпринимательских заявок на открытие новых АЗС.

Впрочем, может быть, они как раз и правы, небезосновательно полагая, что новое количество еще не гарантирует утверждение нового качества.

Об этом свидетельствует и проверка в конце прошлого года 60 запорожских АЗС. Ее итоги - более чем неутешительные: ни одна из них не соответствует правилам безопасности движения, экологическим и санитарным нормам. Впечатляющими результатами «порадовал» и пожарный надзор: из 4,5 тысячи выявленных нарушений, треть вообще невозможно устранить, поскольку АЗС построены по несогласованным проектам. Но что самое удивительное - все они… были приняты в эксплуатацию госкомиссиями, получили разрешение на ведение торговой деятельности. Какими «вескими основаниями» руководствовались комиссии, думаю, догадаться несложно. Стоит лишь ознакомиться хотя бы с частью требований, которым должны соответствовать объекты розничной торговли нефтепродуктами.

Согласно существующим нормативам, современной автозаправочной станции, помимо определенного ассортимента горюче-смазочных материалов, положено иметь мастерскую по ремонту автомобилей, охраняемую стоянку на 15 грузовиков и столько же легковых машин, обеспечивать клиентам санитарно-бытовые услуги, включающие питание, горячий душ, отдых, междугородную телефонную связь и много других элементов сервиса, о которых наши граждане получили представление, по крайней мере, просматривая зарубежные фильмы.

Столь трогательная забота госчиновников об автопутешественниках вроде бы и похвальна, но все же вызывает некоторое недоумение. Ведь отважиться на такие затраты вряд ли сможет даже преуспевающая фирма. Поэтому не случайно водители с немалым стажем единодушны во мнении: подобных оазисов благополучия на наших дорогах им видеть не приходилось. Встречаются, правда, изредка приличные автозаправочные комплексы, но до определенного нормативами идеала им, увы, еще далеко. В Запорожской области, например, таких, что «приближаются к современным требованиям», по признанию местных властей, наберется штук восемь. Но если строго следовать букве закона, даже они не имеют права на существование, не говоря уже об остальных АЗС.

Однако все заправки как работали, так работают. И удивляться тут нечему, поскольку правила у нас, как водится, изначально создаются не столько для их выполнения, как для предоставления возможности разным инстанциям предусматривать исключения. Разумеется, отнюдь не за красивые глаза.

- Мы отправили на утверждение в Киев проект строительства АЗС в Васильевке, - рассказывает председатель правления АО «Запорожнефтепродукт» Владимир Головко, - а в ответ получили счет на оплату 15 тыс. грн. за сетку-рабицу и требование о безвозмездном выделении для нужд милиции бензина на 10 тысяч. Но ведь помимо утвержденного проекта нужен еще участок земли под строительство. И чтобы, например, получить его в селе Новобогдановка Мелитопольского района, необходимо было перечислить 5 тыс. грн. на ликвидацию последствий подтопления, затем еще 10 тыс. грн. и 500 тонн дизтоплива для проведения посевных работ. А в итоге участок нам выделили в таком месте, где ГАИ не разрешает содержать автозаправочную станцию.

На каких условиях открывают свои заправки частные предприниматели - об этом они предпочитают не распространяться. Хотя, наверное, догадаться не трудно, если учесть, что все формы собственности у нас перед законом равны, а по устоявшейся традиции - наличные деньги ценятся намного дороже средств по перечислению… Но, тем не менее, ни официальные, ни неписаные правила в сфере нефтепродуктового бизнеса его участники не расценивают в качестве непреодолимых преград. Все отлично осведомлены о том, что какими бы внушительными не были «непроизводственные затраты», они вскоре с лихвой компенсируются. Это раньше арсенал приемов «королей бензоколонок», в основном, ограничивался примитивным жульничеством на недоливе в пределах одного-двух литров, теперь же подобная любительщина - не более чем попытки обслуживающего персонала нижнего уровня разжиться карманными деньгами. А серьезный капитал и методов требует серьезных.

По оценкам специалистов, нынешние розничные цены на нефтепродукты могут приносить прибыль их продавцам лишь при соблюдении, как минимум, двух условий - неуплаты налогов и реализации низкосортного топлива по цене высокооктановых марок. И то, и другое, как говорится, стало повседневной практикой. Запорожские налоговики признают, что 3 млн. грн., которые были дочислены в прошлом году в бюджет с владельцев АЗС - далеко не та сумма, которая отображает истинные объемы скрытой прибыли. Поскольку дело, в сущности, касается мелких торговцев, а не оптовых структур, чьи обороты исчисляются числами от шестизначных и выше. А об эффективном контроле за качеством нефтепродуктов и вовсе говорить не приходится: ни одна из действующих в регионе лабораторий неспособна произвести полный комплекс испытаний топлива. Да и расположены эти лаборатории исключительно в областном центре, что дает коммерсантам широчайшие возможности «химичить» с горючим, практически не опасаясь быть уличенными.

Как знать, не с учетом ли этих обстоятельств за два последних года количество участков под строительство АЗС увеличилось в области еще на 70?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно