БЕЛЫЙ МЕЛОВОЙ КРУГ

10 ноября, 1995, 00:00 Распечатать

Как увольняют с работы в Японии Удар был нанесен точно. Каждое утро, когда Сигео Мацуда садился за ...

Как увольняют с работы в Японии

Удар был нанесен точно. Каждое утро, когда Сигео Мацуда садился за свой письменный стол, он прежде всего брал в руку телефонную трубку и звонил - вот уже 22 года одно и то же рутинное действие. При этом совершенно не имело значения, что за номера набирал бухгалтер. «Иногда это была проверка времени или информация о погоде» - рассказывает он. Привычный ритуал показывал коллегам, что новый рабочий день начался, я на месте, приступил к делу и готов отдавать фирме свои силы, оставаясь образцовым служащим.

Но однажды рука не нашла привычной трубки. Телефон исчез, Мацуда уголком глаза покосился на соседей. Они еще глубже зарывались в свои бумаги. Никто не сказал того, что все уже знали: важнейший рабочий инструмент Мацуды пропал, и это неприятное обстоятельство - вовсе не глупая шутка ночных уборщиков. Исчезновение телефона означало: «Тебе надо уходить». Так выглядит увольнение на японский лад.

Никто открыто не жалуется на существующее положение. Биржа труда в Токио действует под девизом: «Алло, работа!» Хотя на самом деле работу могут предложить там все реже...

Мацуда уже давно знал, что дела фирмы идут плохо. Владелец парфюмерной фабрики отступал под натиском крупных импортеров. Уже сто раз, а может, и больше, на еженедельном инструктаже сотрудников он жаловался на высокий курс иены. По его мнению, курс японских денег, если исходить из их покупательной способности и сравнивать с долларом, маркой или франком, завышен вдвое. Мацуда нередко даже гордился этим - как-никак, а в течение ряда лет возносящаяся вверх валютная «ракета» теоретически превратила всех японцев в представителей чуть ли не самой богатой нации в мире. Всех? «Поскольку работой мы обеспечены навсегда, то все думали, что нам не надо опасаться экономических последствий для своего рабочего места», - говорит Мацуда.

Ничего не опасалась и Риеко Фуджи, милая девушка, которая в перерыв приносила всем зеленый чай. Пока однажды она не увидела, что на полу вокруг ее рабочего стула натренированной рукой нарисован белый меловой круг. Она стала лишней и должна была почувствовать себя «изгнанной». Фуджи и не пыталась бороться за «место под солнцем». Да и к чему? Кто бы не подал этот изящный сигнал, по японским правилам игры имел на это моральное право. Ей уже 26 лет, а она все еще не замужем. По вечерам, попивая в кругу коллег пиво, сам заведующий жаловался на такое «странное отношение к жизни». Три-четыре года службы после учебы - это для «офис леди» нормально, а потом она должна уходить либо к мужу, либо к родителям.

А как иначе фирма могла бы выполнить свой общественный долг и принять на работу новую «специалистку по чаю», имеющую высшее образование? Официально процент безработных в Японии еще не столь высок, чуть выше трех. Но число предполагаемых рабочих мест стремительно падает - все предприятия значительно сократили фонд заработной платы. Традиционно июль является в Японии пиком поисков работы. Уже в прошлом году государственное телевидение назвало этот период «ледовым» для тех, кто ищет себе рабочее место. Недавно в сообщении о рынке труда звучала поправка. Теперь речь идет о «сверхледовом периоде».

Совсем плохи дела у студенток. Согласно статистике, 100 женщин с только что полученным дипломом высшей школы борются между собой за 63 предлагаемых места. Но уже есть исследования, которые предсказывают, что в 1996 году соотношение станет 100:45. Норихеи Мацумото, референт по кадровым вопросам брокерской фирмы «Никко», полагает, что в плохом отношении к женщинам на рынке труда виновато не только ухудшившееся экономическое положение. «Ныне, - говорит он, - слишком мало девушек выходят замуж, у них слишком поздно появляются дети, и они не хотят оставлять работу. При этом часто они нам вовсе не нужны. Наша фирма сократила численность женского персонала наполовину. А секретариат все еще работает. Мы больше не будем принимать на работу столько выпускниц высшей школы, как раньше».

Автомобильный концерн, пользующийся мировой известностью, обогатил методы «психических пыток» собственным изобретением. Однажды он сообщил, что ищет 100 человек, которые готовы добровольно раньше срока уйти на пенсию. Никто еще не успел над этим задуматься, а по предприятию уже ходили черные списки с именами «желательных кандидатов». По секрету, понятно, их дали прочитать и соответствующим сотрудникам.

На этом фоне курс на сокращение персонала, взятый крупной авиакомпанией, можно считать достойной уважения. Кому уже 45 лет или даже больше и кто в течение десяти лет числился в списках на получение зарплаты, мог воспользоваться «особой привилегией» - ему предоставлялся наполовину оплачиваемый отпуск на 12 месяцев, чтобы за этот срок он нашел себе новую работу. Кто, однако, за это время не сумел нигде «приземлиться», обнаруживал, что отпуск означал «катапультирование». Председатель правления обещал, что «возвращающихся он примет с распростертыми объятиями», но оказывалось, что его слова ничего не значат - большинство отправленных в такой отпуск «вылетали» с работы окончательно.

Газета «ЗЮДДОЙЧЕ ЦАЙТУНГ»

ТОКИО - МЮНХЕН

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно