Банки «завалили» авторынок. Без кредитной поддержки продажи иномарок пробуксовывают

25 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 25 февраля-4 марта

Украинские банки приостановили выдачу кредитов на приобретение автомобилей, что стало одной из главных причин спада продаж новых легковых автомобилей в последние несколько месяцев...

Украинские банки приостановили выдачу кредитов на приобретение автомобилей, что стало одной из главных причин спада продаж новых легковых автомобилей в последние несколько месяцев. Но эта тенденция имеет и положительные последствия. Например, для покупателей...

Без кредитов нет продаж

Одна из главных причин стремительного роста авторынка за последние два года — доступность кредитования покупки автомобилей для населения. Эта услуга позволила автодилерам в 2003-м и первой половине 2004 года увеличить объемы рынка новых автомобилей на 40—50%. В 2003 году продажи за заемные средства приобрели такую популярность, что в конце года у банков иссякли кредитные ресурсы. В 2004 году ситуация была похожей, однако выдачу займов банковские учреждения остановили не из-за нехватки средств, а ввиду политического и экономического кризиса и регулирования рынка Нацбанком. Это случилось в ноябре—декабре 2004 года, когда спрос на новые автомобили был довольно высок. Ведь на авторынке конец года всегда характеризуется существенным ростом спроса. Кроме того, в период экономической и политической нестабильности автомобили, как и другие товары долгосрочного пользования, становятся объектом инвестирования средств со стороны населения. Но тем, кто «в чулке» не нашел необходимой для приобретения автомобиля суммы, пришлось отложить покупку транспортного средства или довольствоваться иным товаром. По словам замдиректора компании «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» Олега Кривовяза, доля продаж в кредит автомобилей Chevrolet в течение 2004 года составляла в среднем 40—45%. В ноябре—декабре, когда банки отказывались предоставлять кредиты, этот показатель снизился до нескольких процентов. Отказ банков предоставлять средства под покупку автомобилей существенно сказался на объемах продаж. Так, если в октябре дилеры продали около 25 тыс. новых легковушек, то в ноябре — менее 23, а в декабре — порядка 18 тыс. (данные Auto-Consulting).

Декабрьский показатель 2004 года оказался меньше аналогичного в 2003 году, хотя в течение всего прошлого года украинцы покупали автомобили активнее, нежели в позапрошлом году. Более всего снижение спроса ощутили продавцы недорогих автомобилей отечественного производства, а также иномарок среднего ценового диапазона (10—20 тыс. долл. США). Именно эти категории чаще других покупались в кредит. Покупатели более дорогих автомобилей престижных марок обычно не нуждаются в кредитовании, но они тоже не проявляли особого желания приобрести машину — уже по политическим мотивам (неуверенность в собственном будущем при новой власти). Таким образом, планы автодилеров увеличить свои продажи за счет удачных распродаж в конце года потерпели фиаско. Большинство продавцов иномарок закончили год с теми же показателями, что и год назад (или даже худшими), хотя планировали существенно увеличить объемы продаж. Впрочем, за счет роста рынка в первом полугодии и удачных продаж моделей, собираемых в Украине, общий объем украинского авторынка новых легковушек возрос по сравнению с предыдущим годом на 37% — до 212 тыс. машин.

Деньги подорожали

В первые месяцы 2005 года особых надежд на увеличение спроса никто из автодилеров не питал. Ведь в начале года население больше празднует, нежели работает. Да и кредитование покупки дорогих товаров банки восстанавливают крайне медленно и неуверенно. Так, если в 2004 году кредит на покупку авто в отечественных банках можно было взять под 14% годовых в валюте, то в начале 2005-го процентная ставка поднялась на 1—1,5%. Кроме того, банки стали более придирчиво изучать платежеспособность своих заемщиков. Ранее кредитный менеджер мог поверить в серьезность намерений о возврате займа после «задушевной» беседы с клиентом, а решение по поводу выдачи кредита некоторые банковские учреждения принимали за день-два. Ныне ситуация кардинально изменилась — финансовые учреждения требуют больше документов, при необходимости привлекают поручителей и решают вопросы о выдаче денег где-то в течение недели. По словам автодилеров, продажи автомобилей в кредит начинают восстанавливаться, и сегодня они составляют около 20—25% от общего объема продаж (что вдвое меньше обычного). Продавцы легковушек надеются, что за месяц-два ситуация наладится и продажи авто в кредит снова будет на уровне 30—50%.

Налетай, подешевело!

Впрочем, одними лишь надеждами сыт не будешь. Чтобы сегодня хоть как-то стимулировать спрос на новые авто, автодилеры объявили сезон скидок. Так, о снижении цен в январе—феврале объявили дилеры Mitsubishi, Renault, Toyota, подешевели некоторые модели Opel, Chevrolet, Hyundai, Peugeot. Другие автомобили, изготовленные в 2004 году, также ожидают своей очереди на распродажу.

Подобные действия продавцов уже имеют последствия — покупатели потихоньку потянулись в автосалоны. Впрочем, из-за снижения цен конкуренция на украинском авторынке лишь усиливается. Так, автомобили средней ценовой группы (7—12 тыс. долл. США) еще в 2004 году были в дефиците. Сегодня и этот сегмент рынка постепенно заполняется. Дистрибьютор Chevrolet сообщил о налаживании постоянных поставок этих автомобилей в Украину (ранее они поставлялись и мгновенно раскупались партиями), а импортер Volkswagen начал продавать в нашей стране модель по цене в 10,5—11,7 тыс. долл. США — Pointer. Вскоре отечественный рынок пополнится еще одной «народной» моделью — Dacia/Renault Logan, которая будет стоить 7—9 тыс. долларов. Таким образом, уменьшение банками кредитования продаж автомобилей стало еще и одной из причин обострения конкурентной борьбы, появления доступных моделей и снижения цен.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно