АЙСБЕРГ ПРИВАТИЗАЦИИ АПК: ЧТО СКРЫВАЕТСЯ

Поделиться
ПОД ВОДОЙ? О сельском хозяйстве у нас в стране любят говорить все и помногу. Весной говорят о будущем урожае и о том, что по этому поводу надо крестьянам помочь деньжатами, удобрениями и топливом...

ПОД ВОДОЙ?

О сельском хозяйстве у нас в стране любят говорить все и помногу. Весной говорят о будущем урожае и о том, что по этому поводу надо крестьянам помочь деньжатами, удобрениями и топливом. Осенью - о капризах погоды и о том, что из-за этой напасти хорошо бы крестьянам отсрочить срок уплаты по долгам, а еще лучше - вообще их простить. Бывают, конечно, исключения из правил, и именно в этот разряд попала информация, которую пресс-служба Фонда государственного имущества Украины обнародовала в своем информационном бюллетене за октябрь текущего года. Речь шла о ходе приватизации хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий.

Лаконичные, сухие данные о том, как хорошо ФГИ исполняет постановление Кабинета министров Украины от 5 ноября 1997 года №1218 «Об ускорении приватизации хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий», заставляли учащенно забиться сердце от слаженной и четкой работы и порадоваться за украинских селян. Правда, при более тщательном изучении вопроса почему-то стало казаться, что в самом недалеком будущем возможна ситуация, когда более 4 млн. человек, которые заняты в сельском хозяйстве, будут создавать прибавочный продукт для нескольких десятков собственников. Причем руку к этому приложит тот же Фонд госимущества...

В силу объективных природных факторов Луганская область не значится в числе ведущих по производству сельскохозяйственной продукции в стране. Исключение составляет разве что подсолнечник, семена которого очень хороши для экспортных операций.

Согласно вышеупомянутому постановлению №1218, в области в первом полугодии сего года планировалось провести приватизацию 20 хлебоприемных и хлебоперерабатывающих предприятий. А еще четыре - Ровеньковский комбинат хлебопродуктов, Зориновский, Новоайдарский и Солидарненский элеваторы - оставались в государственной собственности.

Как же идет процесс? Рассказывает заместитель начальника регионального отделения ФГИ в Луганской области Евгений Малахов:

- По состоянию на 1 ноября, в области приватизировано 17 хлебоприемных и хлебоперерабатывающих предприятий. В стадии приватизации еще три, так что мы рассчитываем к концу года справиться. Часть акций в ходе приватизации продаются трудовому коллективу и бесплатно передаются негосударственным сельскохозяйственным предприятиям; в собственности государства остается 25% + 1 акция. Акции, которые оказались невостребованными, выставляются на фондовую биржу (если их меньше 25%) или же на продажу на коммерческом конкурсе (если больше 25%).

Бесплатная передача предусмотрена планом размещения акций. В нем определен конкретный товаропроизводитель - негосударственное сельскохозяйственное предприятие или даже несколько предприятий, каждому из которых выделена квота, которую они должны получить бесплатно, включая продажу за приватизационные сертификаты. На эту процедуру отводится три месяца. Для примера, квота для КСП установлена в размере 5%. И если сертификатами покрыли 1%, оставшиеся 4% передаются КСП бесплатно. Такая же процедура произойдет и в том случае, если КСП вообще не вложит ни одного сертификата. Трудовой же коллектив акции выкупает. А через два месяца неиспользованный остаток выставляется на биржу.

Руководство КСП собирает общее собрание, которое и решает, кому передать невостребованную часть акций. Прежде претендовать на нее могли только физические лица, но после внесения изменений данной возможностью обладают и лица юридические. Последствия могут оказаться какими угодно. И все это - в полном соответствии с действующим законодательством. Хотя, не буду скрывать, есть в нем определенные моменты, которые требуют разъяснения.

Данный рассказ отражает видимую часть айсберга, а теперь самое время поговорить о том, что скрывается под водой. В качестве примера взят Старобельский элеватор, коллектив которого достаточно настороженно относится к приватизации собственного предприятия.

Согласно плану размещения акций:

25% + 1 остаются в государственной собственности;

38,25% предлагаются к продаже сельскохозяйственным товаропроизводителям;

16% продаются трудовому коллективу за имущественные, компенсационные сертификаты и «живые» деньги, а 5% - отходят к руководству;

15,75% продаются на коммерческом конкурсе за денежные средства.

Вроде бы никаких оснований для волнения быть не может - план размещения акций разработан в соответствии с действующим законодательством. Вот только люди этой «законности» боятся, как черт ладана…

В своем письме региональному отделению ФГИ в Луганской области, датированном 2 октября 1998 года, заместитель председателя ФГИ В.Васильев еще раз разъяснил, что акции предприятий АПК подлежат бесплатной передаче негосударственным сельскохозяйственным предприятиям. Для Старобельского элеватора это означает, что коммерческая структура - СП «Нибулон», зарегистрированная в Николаеве, не вложив в элеватор ни копейки, получит от государства «подарок» стоимостью 320 тыс. грн.,

или 10,2% уставного фонда. Самое пикантное заключается в том, что ровно такую же сумму должен выложить не самый богатый трудовой коллектив, но уже на покупку акций собственного предприятия. Таким же образом «Нибулон» получит 1,6% акций на сумму 3 тыс. грн. Краснодонского комбината хлебопродуктов и 6,5% акций Краснореченского ХПП на сумму 36,75 тыс. И вины г-на Васильева в этом нет никакой, потому что он руководствуется нормативной базой, разработанной Фондом госимущества Украины на основе действующего законодательства.

Развитие законодательной базы по приватизации АПК берет свое начало с декрета Кабинета министров Украины №51-93 от 17 мая 1993 года «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе», подписанного Леонидом Кучмой, который на тот момент выполнял обязанности премьер-министра. Предложенная схема приватизации была довольно проста и доступна для понимания сельских жителей. По всей видимости, разработчики данного декрета опирались на положения закона «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве», день рождения которого пришелся еще на 1990 год, и честно воплотили их в жизнь. Квинтэссенция двух этих документов состояла в том, что все граждане, которые постоянно проживают в сельской местности, имеют равное право при приватизации предприятий агропромышленного комплекса. Именно так государство и относилось к сельским жителям до середины 1997 года, пока действовало положение ФГИ от 9 сентября 1996 года № 903. Согласно этому документу, работники негосударственных сельскохозяйственных предприятий при приобретении акций должны использовать те же средства платежа, что и трудовые коллективы.

Ситуация изменилась после приказа по Фонду государственного имущества Украины № 803 от 31 июля 1997-го, подписанного В. Лановым. ФГИ принял самостоятельное решение по бесплатной раздаче государственного имущества. Это означает, что только в Луганской области бесплатной раздаче подлежат акции номинальной стоимостью 5,566 млн. грн. Для сравнения: за деньги на фондовой бирже планируется продать их на 3,810 млн. грн. по номинальной стоимости. И если только в масштабах одной, далеко не сельскохозяйственной, области речь идет о сумме, превышающей 5 млн. грн., то что тогда говорить о стране в целом?

Но волнует еще одна проблема. По данным ФГИУ, на 1 июля с.г. приватизационные сертификаты получили 45,7 млн. человек. Через финансовых посредников размещено 28,7 млн. Следовательно, даже с учетом индивидуального вложения, немалая часть этих бумаг осталась на руках у населения. Выдавая гражданину имущественный сертификат, государство гарантировало право на бесплатное получение в процессе приватизации доли имущества государственных предприятий в обмен на данную ценную бумагу. Что касается городского населения, то все так примерно и есть, а вот многие жители села могут «пролететь» мимо приватизации. Не в последнюю очередь из-за того, что психология подсказывает вкладывать сертификат в то предприятие, которое находится рядом, но подобная возможность так и не предоставилась.

Если же крестьянин захочет поучаствовать в приватизации хлебоперерабатывающей отрасли, то ему просто откажут. Нет возможности - бесплатно передали другим. К тому же в ст. 3 закона Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» очерчен только узкий круг покупателей - это сельскохозяйственные товаропроизводители, и непременно юридические лица. Конечно-конечно, в законе «О приоритетности социального развития села…» дано исчерпывающее определение понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Оно включает и личные подсобные хозяйства граждан Украины. Следовательно, как утверждают юристы, их владельцы должны бы рассматриваться как равноправные участники приватизационных процессов в агропромышленном комплексе. Да часто ли закон 1990 года в нашей державе вспоминают?

По задумке, приватизация в АПК должна была стать предпосылкой для реформирования производственных отношений на селе, наиболее полного задействования его человеческого потенциала. Возможно ли это? Наверное, да. Если Фонд госимущества перестанет интересовать только «глубина продажи», чтобы потом эту «глубину» предоставить потенциальным западным инвесторам...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме