АВТОПЕРЕГОНЩИКИ ИЩУТ НОВУЮ РАБОТУ

Поделиться
Ровно год понадобился, чтобы перекрыть безналоговые каналы импорта автомобилей Первый «выстре...

Ровно год понадобился, чтобы перекрыть
безналоговые каналы импорта автомобилей

Первый «выстрел» никого не напугал

Большинство перегонщиков новых и подержанных автомобилей только ухмылялись, когда 19 февраля 2001 года вступил в силу закон «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно регулирования рынка автомобилей в Украине». Законотворцы бодро заявляли, что полностью залатают все изъяны законодательства, позволяющие беспошлинно ввозить из-за рубежа и регистрировать в Украине любые иномарки вне зависимости от их возраста. В результате перегонщики, то есть предприниматели, зарабатывающие на импорте автомобилей, оказались правы, ибо и после вступления в силу принятых изменений в законодательство они так и не почувствовали явных перемен в своей повседневной деятельности. И секретов тут никаких нет, ведь, во-первых, временный ввоз авто, который становился невыгодным благодаря принятому закону, на то время и так на ладан дышал. Во-вторых, мало волновало автокоммерсантов и задекларированное в законе трех—пятикратное повышение пошлин и акцизного сбора на бывшие в употреблении автомобили — эти платежи и до повышения ставок мало кто из профессионалов уплачивал в бюджетную кассу. Немного помешали беззаботной жизни лишь нормы по обязательной «растаможке» автомобилей, реализующихся по судебным решениям (до недавнего времени очень популярный способ легализации авто), да разве что стало немного сложнее занижать таможенную стоимость ввозимых транспортных средств.

В общем, не беда. Тем более что все, кто хоть отдаленно интересовался авторынком, естественно, знали и о подготовке закона, повышающего пошлины и ставки акцизного сбора. Неудивительно, что до даты вступления документа в силу в Украину было ввезено столько автомобилей, что их до самого лета с лихвой хватало всем желающим приобрести «свежую» иномарку из Европы. А кто действительно заработал на ажиотаже вокруг повышения пошлин и акцизов, так это те же профессиональные перегонщики. Они взвинтили цены на самые массовые автомобили ценой 3—7 тысяч долларов в среднем на 20%. Причем от недостатка спроса совсем не страдали.

Не платили, кто как мог

Жизнь шла своим чередом — предприимчивым открывались новые каналы. Самым популярным способом ввоза подержанных автомобилей стала так называемая «поагрегатная растаможка». Ее суть заключается в том, что автомобиль перед пересечением границы разбирался на основные агрегаты — кузов, двигатель, детали подвески, глушитель, рулевую и тормозную системы. Затем все эти составляющие провозились как запчасти, на которые суммарная пошлина существенно меньше, чем на автомобиль в сборе. Для легализации поагрегатно ввезенных авто в Украине с успехом использовались документы на автомобили в послеаварийном состоянии, не подлежащие восстановлению. Такая схема оказалась очень удачной, даже несмотря на то, что февральский закон предусмотрительно повысил ввозную пошлину на бывшие в употреблении двигатели. Авторы законодательной новации рассчитывали, что наконец поставили надежный заслон «поагрегатке», но не учли, что и двигатели вполне можно завозить в виде нескольких составных частей.

Однако, если способ ввоза по частям еще предполагал уплату хоть каких-то пошлин государству, то другая схема позволяла ввозить авто вообще бесплатно. Дело в том, что по одному из старых нормативных актов дипломатам, морякам и прочим госслужащим, работавшим за границей, разрешалось ввозить один автомобиль на половину суммы заработанной валюты. В Одессе отыскалось множество моряков, а в других регионах — солдат миссии ООН, которые начали массово ввозить дорогостоящие «джипы» или «мерседесы», экономя при этом не одну тысячу долларов таможенных платежей.

Третья, хотя и менее популярная схема провоза дорогих автомобилей без уплаты пошлин, предполагала участие в ней граждан соседней Молдавии или других стран, которые будто бы переезжают в Украину на постоянное место жительства. При этом переселенцы из небогатой Молдавии чаще всего привозили с собой внедорожники, одни лишь таможенные платежи за которые составляли иногда десятки тысяч долларов.

С помощью этих методов «оптимизации» пошлинно-налогового бремени импортировалось около половины общего количества иномарок. Наконец 20 ноября вступил в силу закон «О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины». Кроме всего прочего, этот закон заодно лишил всех соотечественников возможности поагрегатного растамаживания автомобилей, моряков — льгот, а переселенцев обязал приобретать машину за год до переезда (и еще год потом — не продавать ее).

Боле того, в конце 2001 года вступил в силу еще и закон «О внесении изменений в законодательные акты Украины, касающиеся государственной поддержки отечественной автомобильной промышленности», который повысил пошлины на бывшие в употреблении кузова до 1400—4200 евро за каждый, а значит, перекрыл дорогу в поагрегатном ввозе еще и юридическим лицам.

Таким образом, самые популярные и доступные для многих украинских граждан методы ввоза импортных автомобилей без уплаты (или с ее минимизацией) таможенных пошлин, акцизного сбора и НДС под конец года оказались перекрытыми.

Перегонщикам оставалась лишь экзотика

В конце года все же существовали и применялись другие методы ухода от обязательных платежей и налогов, но они уже были доступны немногим. В первом из них задействовались обладатели спецпатента — своеобразного единого налога в некоторых городах страны, участвующих в налоговом эксперименте (Ильичевске, Мироновке, Луганске и др.) — освобождались от уплаты НДС при торговле всеми товарами, в том числе и автомобилями.

Второй путь «экономии» на отчислениях в бюджет был более изощренным и еще менее доступным для перегонщиков-одиночек. В ход пошли пресловутые СП-льготники, созданные с участием иностранного капитала. В свое время они активно работали на льготном рынке нефтепродуктов, импортного алкоголя и табака, на этот раз стали нужными при «растаможке» автомобилей. Путь использования СП был не нов: дорогие и требующие значительных таможенных платежей автомобили завозились в Украину с уплатой всех положенных платежей, которые потом возвращались плательщикам в судебном порядке. Таким способом пользовались владельцы автоплощадок, торгующих новыми или совсем «свежими» внедорожниками и престижными «седанами». Играли в эти игры и продавцы самых недорогих, но ходовых ВАЗов. Эти две схемы на финише 2001 года превратились в основной канал поставок автомобилей, не отягощенных платежами и налогами.

Кто не успел — тот опоздал

Впрочем, истинную популярность указанные способы дешевого импорта так и не получили — уже с 5 января 2002 года вступил в силу закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины о патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», который сделал невозможным экономию на НДС владельцам спецпатентов. Еще через четыре дня — 9 января 2002 года — вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые Законы Украины в целях устранения случаев уклонения отдельных предприятий, созданных при участии иностранных инвесторов, от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)». С его введением льготный режим налогообложения для СП отменяется, а судовые решения, касающиеся предприятий с иностранными инвестициями, могут быть признаны законными только в том случае, если они не противоречат этому закону. Другими словами, теперь суды не смогут выносить решения по возвращению таможенных платежей, уплаченных за автомобили государству.

Борьба за цивилизованный рынок автомобилей, в котором все его субъекты платят одинаковые «ввозные» налоги, закончилась за один год. Напомним, ее начало — 19 февраля 2001 года (дата вступления в силу закона о регулировании авторынка) — конец — 9 января 2002 года (начало действия закона, отменяющего льготы СП). За этот период, по мнению председателя совета директоров СП «АвтоЗАЗ—Daewoo» Олега Папашева, государству удалось перекрыть практически все каналы импорта автомобилей без уплаты налогов, что позволяет отечественному производителю наращивать объемы собственного производства.

Легальные импортеры также не в накладе — уже в прошлом году они в среднем на 20—50% увеличили продажи новых машин и надеются на аналогичный прирост в 2002-м.

Зато перегонщики-индивидуалы, еще год назад лукаво ухмылявшиеся по поводу законодательных потуг, теперь пробуют себя в другом виде бизнеса — перепродаже подержанных авто в разных регионах страны. Естественно, пока не отыщется новая щель в законодательном поле…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме