АВТОБАН ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. СКОРО

27 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 27 октября-3 ноября

Сегодня на территории Львовской области реализуется несколько крупных проектов, имеющих общегосударственное значение...

Сегодня на территории Львовской области реализуется несколько крупных проектов, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего это свободные экономические зоны «Яворов» и «Курортополис «Трускавец», и строительство первой в Украине международной автотрассы на концессионной основе Краковец— Львов.

Ни для кого не секрет, каковы наши украинские дороги. В том, что они далеки от международных стандартов, наши сограждане убедились после развала Союза, когда были открыты границы и стали возможными поездки за рубеж. Не будем бередить раны упоминаниями о США, Германии, Швеции и т.д. — даже Польша, наш ближайший сосед, поражала воображение украинцев своими автомагистралями... Нынче на всех уровнях признают, что дороги в родном отечестве нужно не просто латать-перелатывать, а строить на совершенно иной основе, применяя новейшие технологии и технику. А тут и Евросоюз «задышал в спину»…

В 1994 году на II Пан-Европейской конференции министров транспорта были рассмотрены долгосрочные проекты, касающиеся организации европейской структуры автомобильного, железнодорожного и комбинированного транспорта и намечены первоочередные задачи по созданию девяти транспортных коридоров между странами Западной и Восточной Европы. Финансирование строительства коридоров (они должны соответствовать самым современным требованиям) ложилось в основном «на плечи» тех стран, по территориям которых они проходят. В этих проектах также планировалось участие международных финансовых организаций, программ ЕС, привлечение инвестиций.

Украина, естественно, тоже была задействована, ведь по ее территории проходят сразу четыре европейских коридора (№№ 3, 5, 7, 9), а коэффициент транзитности, рассчитанный по методике английского института РЕНДЕЛ, является одним из самых высоких в Европе (3,75). Исходя из общеевропейских задач, в нашей стране была разработана программа организации и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров. У нас, конечно, понимают: чем лучшими будут дороги, тем более мощным и активным будет грузопоток, а значит, и доходы государства. Но как выполнять программу, если все тех же средств катастрофически не хватает?

И вот тут вспомнили о концессии. То есть государство на специально оговоренный срок отдает определенную территорию под строительство автомагистрали с последующей ее эксплуатацией. Концессионер, который желает заняться этим делом (при условии, что он выигрывает тендер), собирает партнеров, а главное — аккумулирует средства на строительство. Строит объект, а потом возмещает свои расходы, взимая плату за проезд. Такой пилотный проект и запустили на Львовщине. (Кстати, как утверждают специалисты, концессия может стать «палочкой-выручалочкой» не только при строительстве автобанов, но и при решении других проблем — в энергетике, коммунальном хозяйстве и т.п.)

Сегодня же речь о концессии на дороге Краковец—Львов, которая входит в третий (критский) международный транспортный коридор Берлин (Дрезден)—Вроцлав—Львов—Киев. К слову, по территории области проходит и пятый автотранспортный коридор Триест—Любляна—Будапешт (Братислава)—Львов. Протяженность третьего коридора составляет 1640 км. Предварительная стоимость его строительства 2710 млн. евро, в том числе автомобильного сообщения — 1890 млн. евро. В октябре 1996 года в Люксембурге министрами транспорта Германии, Польши и Украины был подписан «Меморандум о взаимопонимании в развитии критского коридора № 3», а сама реализация проекта началась летом 1997 года. Сегодня на территории Германии участок международной автотрассы практически завершен. Активное строительство ведется и в Польше. Начала работать в этом плане и Украина. Решение о строительстве новой автомагистрали европейского класса на уровне государства воплотилось в указе Президента Украины «О концессии на строительство и эксплуатацию новой автомобильной дороги Львов—Краковец» от 4 июля 1998 года.

Почему в качестве пилотного проекта в Украине был выбран именно этот участок дороги? Скорее всего потому, что дорогу нужно строить с начала, то есть от границы. Вдобавок самым проблемным для обеспечения надлежащих условий движения транспорта в зоне транспортного коридора № 3 с украинской стороны является состояние автодороги на участках Львов—Ривне и особенно Краковец—Львов. Существующая автотрасса между двумя последними на разных своих участках имеет категории II и IV, проходит через множество населенных пунктов и большей частью нуждается в реконструкции. Передвижение автотранспорта на такой дороге, мягко говоря, низкоэффективно. Фактически отсутствуют какие-либо условия для проезда крупнотоннажных автомобилей.

Проблемой дорог (и особенно приграничных) во Львовской области вплотную начали заниматься более 10 лет назад. Кстати, именно здесь разрабатывалась и «проталкивалась» (при активном участии «Укравтодора») идея концессии. С начала 90-х, когда открылись границы, через Львовщину пошли увеличившиеся грузопотоки, активно поехали туристы. А в то время между Украиной и Польшей на территории области существовал только один автопереход (Шегини) и один железнодорожный (Мостиска). В спешном порядке в Яворовском районе начинается строительство еще одного мощного автоперехода Краковец—Корчова, который начал функционировать с января 1998 года. Сегодня он является самым большим, самым современным таможенным автопереходом в Украине. Его пропускная способность — 5 тысяч грузовых автомобилей в сутки.

Чтобы быстрее и качественнее пропускать крупнотоннажный транспорт, рядом с таможенным переходом (на территории СЭЗ «Яворов») строится автопереход «Краковец» (первая очередь его уже сдана) с комплексом всех необходимых сооружений и служб для обслуживания автомобилей. Создан мощный пропускной пункт, а вот надлежащих дорог не было. Поэтому в соответствии с программой создания и функционирования национальной сети международных и транспортных коридоров был разработан проект и профинансировано строительство 8 км новой дороги в обход двух сел, расположенных вблизи границы. Этот участок уже «работает» и резко отличается от всех других прилегающих дорог, хотя имеет не I, а II категорию. Это лишь маленький «кусочек» международной трассы. А что дальше?

А дальше вышел указ Президента о концессии. И появилась реальная надежда, что международная автотрасса по территории Украины все-таки будет проложена. С марта по сентябрь 1999 года проходил международный тендер на определение концессионера. Его выиграл львовский консорциум «Концессионные транспортные магистрали» («Трансмагистраль»), в состав которого вошли предприятия строительной индустрии, банки, страховые компании. Консорциум зарегистрирован субъектом специальной экономической зоны «Яворов», а проект строительства автодороги является инвестиционным проектом СЭЗ. В декабре минувшего года государственная корпорация «Укравтодор» (уполномоченный орган государства) заключила с консорциумом концессионный договор. Организационный период наконец-то завершился, началась работа. О том, на каком она нынче этапе, рассказывает президент консорциума «Трансмагистраль» Владимир ЯВОРСКИЙ.

— После того как был подписан концессионный договор, мы сразу начали заниматься разработкой технического проекта строительства дороги. В марте—июне этого года был проведен открытый тендер на генерального проектировщика. Выиграл его киевский институт «Укрдипродор», хотя в конкурсе принимали участие семь проектных организаций: четыре украинских (из Киева, Львова и Харькова) и три иностранных (из Македонии, Чехии, Германии). Мы вынуждены были констатировать, что зарубежные проектные услуги очень дороги. Оплачивать же их придется за средства консорциума.

Из-за того что подобный проект разрабатывается впервые (он — пилотный), очень серьезно подходили к его нормативно-техническому сопровождению. Договорились с пражскими специалистами (они принимали участие в тендере) о проведении экспертных оценок по отдельным разделам, элементам проектных работ. Чехи имеют немалый опыт в строительстве дорог европейского класса — с учетом проблем экологии, безопасности движения, управления движением и т. д. Контракт на проектирование был подписан в июле, специалисты уже приступили к работе. Закончить проект должны к маю следующего года. Параллельно с этими работами в первом квартале 2001 года готовимся объявить тендер на генерального подрядчика, а во втором полугодии следующего года — непосредственно приступать к строительству. Однако подготовительные работы начнутся намного раньше. Это отвод земель (государство должно передать концессионеру трассу) и многое другое.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о будущей дороге.

— Новая автотрасса Львов—Краковец соединит таможенный автопереход «Краковец» на украинско-польской границе, и город Львов и выйдет на уже существующую автомагистараль Киев— Львов—Чоп. Строительство дороги не в последнюю очередь направлено на реализацию потенциала Львова как большого транспортного узла.

Длина международной трассы Львов—Краковец — 84 км, категория дороги — 1а. Для строительства автобана и обслуживающей инфраструктуры выделено 691 га земли. Стоимость строительства — более 120 млн. долл. США. Концессия определена на 45 лет. Предполагаемый термин окупаемости проекта — 15 лет. Планируем запустить первую очередь дороги (северный обход Львова — 28,9 км) в июле 2003 года. Вторую (Львов—Краковец — 54,5 км) — в июле 2006-го. Построенные за счет государства два участка (на северном обходе Львова и возле Краковца) будут переданы в концессию, расширены и приведены к требованиям категории 1а.

— Так что строительство международной автотрассы будет вестись пока только до Львова?

— Инвесторы, с которыми ведутся переговоры, рассматривают этот проект как строительство дороги Краковец—Киев. Определена и его ориентировочная стоимость — 700 млн. долл. Но для того чтобы осуществить проект, да хотя бы добраться до Ривного, где дальше автомагистраль Ривне—Киев имеет I категорию и является одной из лучших автодорог на территории Украины, нужно построить автотрассу Львов—Броды (на территории Львовской области) и Броды—Ривне. В Министерство транспорта Украины поданы предложения и технико-экономические обоснования на определение новой автомобильной дороги Львов—Броды объектом концессии. Заказчиком выступает Бродовская райгосадминистрация. Предполагаемая длина дороги — 80,2 км.

Заканчивается также согласовывание основных требований относительно разработки предварительного технико-экономического обоснования проекта строительства концессионной автодороги Броды—Ривне длиной 116 км. Его заказчик — Ривненская облгосадминистрация.

Так что работы здесь — непочатый край. Нужно только начать, чтобы все убедились: проект реален во всех отношениях. К тому же он позволяет создать большое количество новых рабочих мест. Польские специалисты, к примеру, рассчитали, что один километр строительства автобана обеспечивает работой 400 человек. Если мы будем даже ориентироваться на вдвое меньшее количество, то на строительстве нашей дороги смогут прокормиться около 16 тысяч человек!

— Каков состав консорциума?

— На сегодняшний день у нас 16 концессионеров, и пока «Трансмагистраль» открыта для новых членов. Так, недавно к нам пришел банк «Аваль». Думаю, это не последнее пополнение...

Вообще состояние дорог в Украине требует серьезных инвестиций. Дорожное строительство — дело очень капиталоемкое. Конечно, далеко не все вопросы может решить концессия. Это лишь один из реальных инструментов, с помощью которого можно привлечь необходимые средства. Маловероятно, что, по большому счету, это будут деньги украинских инвесторов. Скорее всего, инвестиции придут из- за рубежа, ведь окупаемость проекта 15—17 лет, и на таких «длинных» деньгах наши банки еще не работают. А если учесть высокие банковские ставки, то мы не можем позволить себе такие кредиты.

Хотя, в принципе, есть и украинские деньги. Находясь в банках на депозитах, они приносят их держателям лишь небольшие дивиденды. А в перспективном проекте они могут заработать. Наша задача — привлечь их. Кстати, и зарубежные инвесторы охотно вкладывают деньги под надежные и интересные проекты. Но говорят, таких в Украине немного.

— Можно ли сказать, что проблема с инвесторами у вас решена?

— Нет, у нас работает группа специалистов, которая непосредственно занимается привлечением инвестиций. Мы заключили ряд контрактов с серьезными финансовыми посредниками, которые ведут активные переговоры с группой американских и немецких банков. На эти две страны рассчитываем больше всего. Чтобы инвесторам было легче ориентироваться, мы подготовили аналитические материалы о возможностях реализации проекта. Планируем до 2001 года определиться с инвесторами и подписать с ними соглашения на финансирование строительства. Сейчас за средства консорциума ведутся многочисленные проектные и консалтинговые работы, но мы понимаем: главное — строительство, которое стоит 120 млн. долл., и мы должны собрать эту сумму.

— А какова роль государства в консорциуме?

— Если мы обеспечиваем 60% необходимой суммы (о чем записано в концессионном договоре), то государство обеспечивает и владеет своими 40%. Если же консорциуму удастся собрать полную сумму, государство уступает ему свою долю — строй дорогу на свои средства.

А вообще государство, конечно же, будет принимать участие в проекте. Да и мировой опыт строительства таких дорог свидетельствует об этом. Мы были во Франции, Италии, изучали эти вопросы. Там во всяком случае по началу, государство выступает серьезным помощником концессионера. Во-первых, оно — гарант во многих важных вопросах, во-вторых, как видим, в концессию входит и государственная доля. И вообще дорога, когда построится, не будет частной собственностью концессионера. Это — собственность государственная. Только на определенный термин государство отдает концессионеру часть своей территории под строительство и дальнейшее использование за то, что он эту дорогу построил. Но только на определенный срок и на основании подписанного соглашения. А трассу государство принимает на свой баланс.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно