Аверс и реверс как орел и решка украинской энергетической независимости. Украинские нефтяники просят правительство повернуть нефтепровод Одесса—Броды к ним «лицом»

18 января, 2008, 16:18 Распечатать Выпуск №2, 18 января-25 января

У страны появилась новая и уникальная возможность начать использовать многострадальный нефтепро...

У страны появилась новая и уникальная возможность начать использовать многострадальный нефтепровод Одесса—Броды по прямому назначению — для «питания» нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Западной Украине нефтью, поставляемой через терминал в Южном. Руководители двух НПЗ — «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» — сообщают, что их предприятия получили коммерческие предложения на переработку легкой каспийской нефти общим объемом более 5 млн. тонн в год. Они обратились с просьбой к президенту, правительству и руководству «Нафтогаза Украины» рекомендовать ОАО «Укртранснефть», эксплуатирующему нефтепровод, заключить контракты на транспортировку этой нефти. Напомним, что именно недостаток предложений по перекачке нефти с Одесского терминала и привел к тому, что нефтепровод начали использовать в реверсном режиме, как ответвление нефтепровода «Дружба», для загрузки танкеров российской нефтью...

Правительственное решение о смене направления транспортировки нефти на ветке Одесса—Броды особенно актуально в контексте запланированного на конец мая в Киеве саммита по вопросам энергетической безопасности стран ГУАМ, в котором примут участие представители Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши. Эта встреча регулярно проходит в одной из стран этого содружества, и вопрос использования украинского нефтепровода для транспортировки азербайджанской нефти в Европу стал на ней уже дежурным. Равно как и вопрос достройки этой нитки до польского Плоцка. Что, как известно, свяжет украинские нефтезаводы и с нефтетерминалом в Гданьске, а также обеспечит доступ к каспийской нефти польским предприятиям в Гданьске и Плоцке, минуя Россию. А воз и ныне там...

Магистральный нефтепровод Одесса—Броды построен в 2001 году, и судьбу его иначе, как многострадальной, не назовешь. Идея построить такую ветку возникла еще в те времена, когда Украина надеялась занять серьезные транзитные позиции при транспортировке нефти из недавно открытых каспийских месторождений в Европу. Нефть должна была поступать в грузинский порт Супса, оттуда танкерами транспортироваться на специально построенный нефтеналивной терминал в Южном близ Одессы (рассматривался также вариант подводного трубопровода, однако в то время изыскать 3 млрд. долл. на эти цели было сложно). Из Одессы нефть должна была поступать к западноукраинским и польским нефтезаводам, вливаться в уже существующие российско-европейские нефтепроводы, а также транспортироваться на терминал в Гданьске.

Однако идеалистической картины не получилось. США пролоббировали строительство нефтепровода Баку—Джейхан, по которому пошел основной поток нефти из Азербайджана. Несколько лет украинская труба простаивала. Наконец, в июне 2004 года правительство разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном режиме. В сентябре в него была закачана нефть компании ТНК-ВР, поступающая в Украину по нефтепроводу «Дружба», которая в Южном перегружается в танкеры для продажи на мировом рынке. Тогда много говорилось о том, как это выгодно нашей стране. Всего за время работы нефте­провода Одесса—Броды в реверсном режиме прокачано около 19 млн. тонн неф­ти. В частности, в 2007 году — 9,056 млн. тонн, в 2006-м — 3,418, в 2005-м — 5,754, в 2004-м — 1,048 млн. тонн. А в виде платежей за транзит и портовых сборов Украина получила 205,4 млн. долл. Что ж, это, несомненно, лучше, чем если бы труба простаивала...

Однако конъюнктура рынка каспийской нефти меняется. Добыча нефти в Азербайджане увеличивается. Пропускная способность нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан — 50 млн. тонн в год. Однако в ближайшие годы Баку планирует удвоить добычу нефти и довести ее до 60 млн. тонн в год. Стране понадобятся новые транспортные мощности. Предложение транспортировать 5 млн. тонн через территорию Украины — первая ласточка этих процессов. И эту возможность нельзя упустить.

Решение о реверсе нефтепровода в 2004 году преподносилось как достижение правительства Януковича, вклад в укрепление российско-украинских экономических взаимоотношений. Лоббируя реверсное использование нефтепровода Одесса—Броды, россияне блокировали доступ в него каспийской нефти. Решение о реверсе, принятое незадолго до президентских выборов в Украине, было, скорее, политическим, чем экономическим. Поэтому уже через год, 9 декабря 2005 года, СНБО принял ряд решений относительно энергетической безопасности страны. Одной из приоритетных задач государственной политики в сфере обеспечения энергетической безопасности Украины была названа диверсификация источников поставки и путей транспортировки энергоносителей. В частности, на основе реализации проекта Евро-Азиатского нефте­транспортного коридора и достройки нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка, а также обеспечения европейского направления его использования.

Кстати, бизнес-план продолжения строительства Одесса—Броды до Плоцка еще в 2003 году разработала по заказу правительства Украины компания PriceWaterhouseCoopers. По данным компании, стоимость строительства нефтепровода до Плоцка при мощности 10 млн. тонн в год составит около 300 млн. долл., еще 150 млн. долл. необходимо вложить для увеличения его пропуск­ной способности до 25 млн. тонн нефти в год. По современным расчетам, на прокладку 490 км труб необходимо около 700 млн. долл. Это при том, что трубопровод Плоцк—Гданьск, по которому можно осуществлять поставку нефти к Балтийскому морю, уже эксплуатируется. 

Через полгода после декабрьского указа президента, которым было введено в действие вышеуказанное решение СНБО, главе государства снова пришлось обратить внимание на эту проблему. 7 марта 2006 года СНБО рассматривал вопрос о ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов Украины. Решениями органа безопасности Кабмину было предписано в месячный срок утвердить план мероприятий по комплексной реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. 12 апреля 2006 года своим указом №303 президент страны поручил правительству определить конкретные источники инвестирования достройки нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка, а также достройки 52-километрового участка близ Одессы, который позволит использовать нефтепровод одновременно в двух направлениях. Необходимо было также реализовать проект постройки завода по глубокой переработке нефти в Бродах.

Однако в стране начался перманентный политический кризис, которым силы, не заинтересованные в достройке нефтепровода, не преминули воспользоваться, чтобы затормозить все и вся. В результате 2 августа прошлого года президент был вынужден повторить в своем указе №678 поручение Кабмину до 1 октября проанализировать состояние и перспективы реализации проектов транспортировки по территории Украины углеводородного сырья, в том числе по нефтепроводу Одесса—Броды, а также участие Украины в международных проектах, которые могут обеспечить диверсификацию источников и маршрутов поставок этого сырья в страну.

И вот, не дожидаясь, пока правительство выступит «продавцом» мощностей нефтепровода Одесса—Броды, с инициативой выступили сами западноукраинские НПЗ. Кстати, одни из немногих, оставшиеся в украинской собственности и не контролируемые россиянами.

Руководители НПЗ «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» считают, что экономические преимущества решения об аверсном использовании нефтепровода очевидны. По их мнению, это позволит обеспечить бесперебойную работу обоих западноукраинских нефтеперерабатывающих заводов на период их коренной реконструкции и модернизации с целью увеличения глубины переработки нефти и начала выпуска нефтепродуктов европейского уровня. Напомним: первый этап реконструкции планируется завершить до конца 2011 года. А за последние два года в реализацию этой программы уже вложено более 345 млн. грн.

Бесперебойность реконструкции поможет сохранить на нефтезаводах рабочие места, а значит, будет способствовать социальной стабильности в регионе. Ведь на обоих заводах работают более трех тысяч человек, которые получают стабильную и не самую маленькую зарплату. Кроме этого, в результате безостановочной работы заводов возрастут поступления от них в местные и государственный бюджеты, что немаловажно в это непростое время для отягощенного «социалкой» правительства. Не говоря уж о том, что «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» смогли бы обеспечить экономику Украины необходимым количеством нефтепродуктов в период весенне-полевых работ.

К майскому энергосаммиту активизируются и лоббисты реверса нефтепровода. Так, недавно появилось официальное сообщение о том, что прокачка нефти по маршруту «32-й километр госграницы Республики Беларусь и Украины — Броды — резервуарный парк морского нефтетерминала «Южный» (Одесса)» в 2007 году возросла в 2,6 раза по сравнению с 2006-м. И составила 9 млн. тонн нефти, которые были обещаны россиянами еще в 2004—2005 годах. Такой же объем прокачки «ТНК—ВР Коммерс» обещает и на нынешний, 2008 год. При этом особых перспектив увеличения объемов прокачки российской нефти в направлении Броды—Одесса нет: Россия сейчас достраивает ветку нефтепровода из Болгарии в Грецию, что позволит ей загружать танкеры уже за турецкими проливами. Тогда украинский нефтепровод станет ей не нужен.

Официальная российская точка зрения состоит в том, что Одесса—Броды не конкурент для «Транснефти», поскольку пропускная способность этого нефтепровода незначительна по сравнению с существующими магистральными нефтепроводами в западном направлении. Однако на рынок вбрасывается информация о том, что поступившая в Европу по этой нитке нефть будет почти на два десятка долларов за баррель дороже той, что приходит по магистралям из Сибири. А польским НПЗ, мол, построенным на советском оборудовании (кстати, большинство из них давно модернизированы), все равно, какую нефть перегонять: легкую каспийскую или «жирную» российскую. В общем, идет пиар реверса, как синицы в руках, взамен мифических контрактов на транспортировку каспийской нефти.

По мнению представителей западноукраинских НПЗ, решение правительства о возобновлении аверсного использования нефтепровода Одесса—Броды не повредит «Укртранснафте», которая сегодня получает прибыль от реверса.

Нефтяники предлагают предусмотреть в контрактах безусловную оплату услуг «Укртранснафты» по принципу «качай, не качай — плати». Украинские нефтепереработчики надеются, что их заводы и их польские и европейские коллеги быстро почувствуют преимущества каспийской нефти, более качественной и более легкой в переработке, чем российская. А нынешнее коммерческое предложение в 5 млн. тонн превратится в твердый заказ гораздо большего объема. И тогда Одесса—Броды станет реальным аль­тернативным каналом поставки нефти в Евро­пу — вопреки существующим нефте­транс­портным монополиям.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно