АСК «УКРРЕЧФЛОТ»: ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОИСКА И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Поделиться
В течение всех десяти лет кардинальных экономических преобразований в Украине основное внимание на государственном уровне уделялось макроэкономической составляющей реформ...

В течение всех десяти лет кардинальных экономических преобразований в Украине основное внимание на государственном уровне уделялось макроэкономической составляющей реформ. Сегодня, когда наметился устойчивый экономический рост и на протяжении ряда лет страна имеет стабильный валютный курс и относительно умеренную инфляцию, пора особое внимание обратить на микроэкономический уровень. Именно здесь, на конкретных предприятиях и в отраслях, закладываются предпосылки для дальнейшего успешного продвижения Украины по пути экономического роста и развития.

В качестве примера наиболее эффективного экономико-социального реформирования целой отрасли народного хозяйства страны следует прежде всего, назвать акционерную судоходную компанию (АСК) «Укрречфлот». Тем более что 11 ноября 2002 года она отпразднует свой первый десятилетний юбилей.

Вопрос об истинных причинах достижений «Укрречфлота» в радикальных экономических трансформациях, несмотря на присуждение группе ее работников Государственной премии Украины в области науки и техники за 1998 год за вклад в экономическую теорию и практику перевода целой отрасли народного хозяйства на рыночные условия хозяйствования, все еще ожидает своего дальнейшего научно-теоретического и методологического исследования, осмысления, широкого обсуждения и обобщения.

Многочисленные публикации в СМИ, где речь шла о различных аспектах коммерческо-хозяйственной деятельности «Укрречфлота» за последнее десятилетие, не дают исчерпывающего ответа на достаточно просто звучащий вопрос. Что же лежало и лежит в основе всех столь впечатляющих на общем фоне рыночных реформ в Украине нововведений и преобразований в деятельности речного транспорта Украины?

По нашему глубокому убеждению, первопричиной является глубокое понимание менеджментом «Укрречфлота» сути происходящих реформ и адекватного использования им разнообразных систем и технологических схем организационного управления. Ведь основная цель, которую должно реализовывать предприятие, основанное на корпоративной или частной формах собственности, — это получение максимально возможной прибыли от всех видов деятельности в рамках существующего в стране законодательства. Однако достичь этой цели даже в ограниченном объеме при современной сложности производства без высокоэффективной системы управления и высококвалифицированного менеджмента невозможно.

Наиболее ответственный и динамичный период развития и функционирования речного транспорта в Украине пришелся на прошедшие 30 лет. В это время система государственного управления данным видом транспорта постоянно модернизировалась и совершенствовалась. Последней в бывшем СССР организационной формой деятельности отрасли стало межотраслевое государственное объединение (МГО) «Укрречфлот», которое было создано в соответствии с постановлением Совета министров УССР от 21 ноября 1989 года.

Это был сложный производственный комплекс, и создавался он с учетом качественно новых тенденций и принципов, отражавших реалии текущего момента в стране. Принципы самоуправления трудовых коллективов предприятий, входивших в состав МГО, органически соединялись с функциями владельца имущества, которым являлось само МГО.

Структурно МГО «Укрречфлот» состояло из 53 предприятий речного транспорта, расположенных на территории десяти областей Украины.

Несмотря на свое несовершенство в качестве формы управления бизнесом, организационная структура МГО выполнила свою главную задачу. Она послужила своеобразным трамплином для последующих, по-настоящему революционных преобразований собственности в отрасли.

Менеджмент МГО «Укрречфлот», обладая более чем 15-летней практикой работы на международном фрахтовом рынке, не понаслышке знал, как управляются судоходные компании, функционирующие в условиях рыночной экономики. Вобрав в себя все наилучшее из опыта предыдущих поколений, он оказался наиболее приспособленным к переходу на новые условия хозяйствования.

Основой рыночной трансформации МГО «Укрречфлот» стал процесс разгосударствления и приватизации объединения. Он строился с учетом следующих особенностей:

— общегосударственного значения основных видов деятельности, связанных с поддержанием нормального функционирования ряда отраслей и подотраслей народного хозяйства Украины;

— наличия в составе МГО крупных предприятий, организаций со своими сложными организационно-технологическими структурами, которые объединяли до десятка территориально распределенных и обособленных самостоятельных объектов;

— наличия в структуре предприятий, которые принадлежали к разным отраслям и видам деятельности, что было обусловлено межотраслевым характером деятельности МГО «Укрречфлот» в целом;

— значительной (до нескольких сотен километров) территориальной разобщенности предприятий и организаций между собой;

— высокой плотности производственно-технологических и социально-экономических связей между структурными подразделениями МГО «Укрречфлот» и сложности функциональных взаимозависимостей между ними, что определялось сущностью транспортных процессов на реках и море;

— наличия в составе МГО «Укрречфлот» разных типов предприятий и форм хозяйственной деятельности, а также организаций со 100-процентным государственным бюджетным финансированием;

— централизованного характера управления всеми структурными подразделениями со стороны головного предприятия МГО «Укрречфлот»;

— высокого уровня фондоемкости производства, продукции, работ и услуг.

Реформа через поиск эффективного собственника, готового инвестировать будущее развитие, — такая стратегическая цель, поставленная руководством АСК «Укрречфлот», полностью совпадала с проводимым на государственном уровне курсом социально-экономических реформ.

Необходимость создания среды для развития конкуренции и одновременно сохранение сложившейся производственно-транспортной структуры, высокая стоимость имущества и возможности повышения мотивации к труду — все это обусловило появление «Концепции преобразования «Укрречфлота» в процессе приватизации», разработанной специалистами компании при активном содействии работников Фонда государственного имущества Украины. Как показало время, именно научный подход и стремление как можно полнее учесть специфику отрасли позволили сохранить сложившиеся технологические и экономические связи на речном транспорте, обеспечить выполнение народнохозяйственных задач, учитывая при этом фактор социальной защищенности работников.

В мае 1992 года Фонд государственного имущества Украины вместе с Министерством по делам разгосударствления собственности и демонополизации утвердили «Концепцию реформирования МГО «Укрречфлот» в процессе приватизации». После этого в сжатые сроки был выполнен комплекс определенных законодательством процедур по инвентаризации имущества и оценки его стоимости. И, наконец, 10 ноября 1992 года приказом Фонда государственного имущества Украины № 477 была создана акционерная судоходная компания «Укрречфлот».

Главной особенностью приватизационного процесса в АСК «Укрречфлот» было то, что практически все этапы построения и реформирования судоходной компании реализовывались в масштабах Украины впервые. Фактически это был первый опыт большой приватизации в стране.

Так, в марте 1993 года началась реализация акций АСК «Укрречфлот» за приватизационные имущественные сертификаты и денежные средства с привлечением к этому процессу созданного Фондом государственного имущества Украины предприятия «Речфлот—Акционер». На начальных этапах оно объединило в себе функции будущих центров сертификатных аукционов и независимых регистраторов собственников ценных бумаг.

В августе 1993-го Фондом государственного имущества Украины по инициативе руководства АСК «Укрречфлот» были выставлены на продажу на Украинской фондовой бирже первые 500 тыс. акций. Так был начат процесс определения котировок и продажи акций приватизированных предприятий на УФБ.

В июле 1996-го именно на биржевых торгах Украинской фондовой биржи были реализованы последние акции компании из пакета Фонда государственного имущества Украины. С этого времени АСК «Укрречфлот» получила статус полностью негосударственного предприятия с коллективной формой собственности.

Активная позиция компании на национальном фондовом рынке позволила впоследствии осуществить первый в Украине эксперимент по выходу акций отечественного предприятия на международный фондовый рынок.

Отметив наиболее важные вехи первого этапа становления и развития АСК «Укрречфлот», особо подчеркнем состоявшееся в 1994 году первое общее собрание акционеров судоходной компании, на котором были избраны ее руководящие органы и принят новый по своему содержанию устав акционерного общества, соответствовавший тогдашнему состоянию законодательной и нормативно-правовой базы страны.

После этого комплекс работ по формированию всех атрибутов полноценного юридического организма компании можно было считать практически завершенным. АСК «Укрречфлот» вступила в новый период — укрепления корпоративных прав за счет поиска новых управленческих схем.

Вторым по счету, но ключевым по важности стратегическим этапом реформирования АСК «Укрречфлот» следует считать привлечение инвестиций для обновления флота.

Опыт судоходных компаний Украины, России и других стран показывает, что выполнение задачи строительства нового флота практически напрямую проистекает из завершения приватизационных мероприятий. Единственно приемлемым источником финансирования в этом случае становится банковское кредитование нового судостроения под залог строящихся судов. Государственные предприятия, лишенные права распоряжения своим флотом, такой возможности финансирования не имеют.

В то же время другие варианты, например, выпуск ценных бумаг или получение прямых государственных субсидий в условиях переходных экономик этих стран попросту отсутствуют.

В качестве банка-кредитора АСК «Укрречфлот» выступил Европейский банк реконструкции и развития.

Схема финансирования АСК «Укрречфлот», разработанная совместно специалистами компании и банка, по многим своим параметрам была передовой как для Украины, так и для всего морского бизнеса стран СНГ. Следут отметить, что впервые ЕБРР предоставлял кредит украинскому предприятию без каких-либо гарантий со стороны государства. В то же время, по настоянию АСК «Укрречфлот», вновь построенные за счет кредита теплоходы впервые эксплуатировались под флагом страны фирмы-заемщика, то есть Украины, под прямым управлением АСК «Укрречфлот», а не нанятых ЕБРР менеджеров-управляющих.

Весь предварительный этап подготовки бизнес-проекта кредитования постройки нового флота занял около двух лет.

29 сентября 1995 года в Лондоне было подписано первое кредитное соглашение на финансирование ЕБРР строительства пяти сухогрузных судов типа «река—море» для АСК «Укрречфлот». Документом предусматривалось, что погашение кредита и процентов по нему будет осуществляться за счет прибыльной эксплуатации новых теплоходов.

Сегодня первые пять новопостроенных судов уже работают под Государственным флагом Украины.

Новые теплоходы являются высокоэффективными автоматизированными судами грузоподъемностью 3500 тонн, при проектировании которых были учтены все новейшие достижения в области судостроения и морского бизнеса, современные экологические требования и стандарты охраны здоровья и безопасности экипажа.

Особое значение имеет факт расширения районов плавания этих судов, что позволило АСК «Укрречфлот» успешно конкурировать на новых для нее географических сегментах рынка грузовых перевозок. В настоящее время новопостроенные теплоходы выполняют рейсы в порты Швеции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Португалии, Ирландии, а также Атлантического побережья Франции, Испании, стран Северо-Западной и Западной Африки.

Четкое выполнение АСК «Укрречфлот» платежных обязательств по первому кредитному соглашению способствовало подписанию 20 октября 2000 года с ЕБРР дополнительного соглашения о финансировании строительства еще двух сухогрузных теплоходов, которые войдут в эксплуатацию соответственно в конце 2002 года и начале 2003-го.

Между тем маркетинговые исследования рынка грузовых перевозок показали, что расширение географии перевозок недостаточно для сохранения нынешнего уровня конкурентоспособности АСК «Укрречфлот» на международных фрахтовых рынках. Только увеличение грузоподъемности судов дает возможность снизить себестоимость и увеличить прибыльность перевозок грузов.

С этой целью специалистами АСК «Укрречфлот» совместно с ЕБРР подготовлен еще один проект кредитования строительства судов новой серии дедвейтом до 7 тыс. тонн. Всего планируется построить десять таких теплоходов.

Тендер на строительство этой серии сухогрузных судов выиграл судостроительный завод «Damen Shioyards Okean» из Николаева. Согласно подготовленному судостроительному контракту, головное судно серии из первых четырех теплоходов будет заложено на стапеле завода в четвертом квартале 2003 года и сдано в эксплуатацию во втором квартале 2004-го, а следующие теплоходы АСК «Укрречфлот» будет получать через каждые три месяца.

Реализация указанной схемы строительства нового флота впервые в отечественной практике позволяет украинской судоходной компании строить суда на отечественной судоверфи за счет финансовой поддержки Европейского банка реконструкции и развития. Таким образом, включаются схемы экономического роста не только судоходной компании и судостроительного завода, но и десятка предприятий-поставщиков, создавая тысячи новых рабочих мест в цепочке смежных отраслей народного хозяйства страны.

За период с момента приватизации в 1992 году до конца 90-х годов компания, благодаря проводимым реформам и преобразованиям, продемонстрировала, как надо работать в новых рыночных условиях, став самым крупным и наиболее преуспевающим судовладельцем в Украине. Об этом свидетельствует статистика: 56% общего объема морских перевозок судами под отечественным флагом осуществляются флотом АСК «Укрречфлот».

Однако, находясь под постоянным прессингом жесткой конкуренции, специалисты АСК «Укрречфлот» не останавливаются на достигнутом. Их поиск направлен на воплощение в жизнь эффективных мероприятий по мобилизации материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов компании на пути к успешному достижению средне- и долгосрочных целей.

Начиная с 2000 года, компания активно внедряет стратегический план своего развития на последующее десятилетие. Им предусматривается выполнение таких задач, как повышение прибыльности, расширение рынков деятельности, систематическое повышение качества оказываемых услуг, укрепление корпоративной управляемости и управления персоналом, поиск оптимальных путей использования современных информационных и компьютерных технологий для достижения корпоративных и стратегических целей, разработка и обеспечение инвестиционных проектов.

Достижение поставленных задач позволит АСК укрепить ее конкурентоспособность на рынках грузовых и туристических перевозок, расширить сферы услуг за счет внедрения интегрированной системы перевозочного процесса «от двери до двери», создавая тем самым предпосылки к более широкому привлечению инвесторов.

Чтобы оперативно формулировать первоочередные задачи по повышению эффективности работы морского флота, в «Укрречфлоте» проводится систематический анализ рынков грузовых перевозок. Особое внимание в этом вопросе уделяется изменению структуры, номенклатуры перевозимых грузов в сторону увеличения удельного веса высокотарифицированных, а именно:

— расширение рынка контейнерных перевозок;

— развитие перевозок зерновых грузов при максимальном использовании специализированных зерновых комплексов Днепропетровского, Херсонского и Николаевского речных портов;

— переключение с железной дороги на водный транспорт грузопотоков продукции металлургических предприятий Запорожья, Днепропетровска, Кривого Рога и Донецкого региона;

— привлечение к перевозке через речные порты транзитных грузов из России, Белоруссии и других стран;

— укрепление позиций на рынке перевозок леса и древесины на порты Турции;

— снижение объемов перевозок металлолома;

— формирование системы конкурентоспособных сквозных тарифов для экспортно-импортных грузов.

Кроме того, в компании считают, что пришло время внести изменения в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в части снятия ограничений налогообложения услуг судовладельцев-нерезидентов и принять правительственные решения, предоставляющие резидентам-экспортерам льготы при условии использования услуг отечественных судовладельцев.

Одной из ключевых задач считается дальнейшее развитие перевозок 20-футовых контейнеров новопостроенными судами компании. Но для этого предстоит решить проблемы по переключению с автомобильного и железнодорожного транспорта на водный грузопотоков контейнеров из портов Измаил, Одесса, Мариуполь в регионы Украины, примыкающие к речным портам Днепра, а также в обратном направлении. Все это позволит развивать контейнерные перевозки с учетом захода судов компании в ее речные порты.

Чтобы прочно закрепиться на рынке контейнерных перевозок, «Укрречфлот» планирует создание своего контейнерного парка. В этом деле возможны различные варианты: приобретение собственных контейнеров, взятие их в аренду или создание совместных предприятий с фирмами, являющимися контейнерными операторами.

Все перечисленные мероприятия, как следует из прогнозов специалистов АСК «Укрречфлот», позволят к 2010 году увеличить уровень морских перевозок на 25%.

Процесс стабилизации экономики, наблюдающийся в странах Дунайского региона, а также возможный ввод до 2005 года глубоководного канала Черное море — Дунай предполагают увеличение объемов перевозок железорудного сырья, кокса и готовой металлургической продукции.

Стратегия маркетинговой политики как одна из важных составляющих успешного бизнеса имеет следующие направления:

— изучение спроса и предложения с учетом изменения конъюнктуры рынка транспортных услуг;

— анализ и определение фрахтовых ставок;

— изучение перспективных грузопотоков;

— постоянный поиск новой клиентуры и т.д.

Не менее важным направлением реформирования АСК «Укрречфлот» является постоянная работа ее правления по внедрению признанных международной практикой новой корпоративной и организационной структуры, систем бюджетирования и управления качеством, переход на международные стандарты бухгалтерского учета.

Так, освоение новой структуры управления в неразрывной связи с внедрением системы бюджетирования, анализа движения денежных потоков и материальным стимулированием работников через систему премиальных фондов (бонусов) позволило добиться эффективной работы всех структурных подразделений АСК «Укрречфлот».

Такая комплексная система управления предусматривает разработку и исполнение бюджетов каждым центром доходов и расходов предприятия. В свою очередь, выполнение бюджета материально стимулируется путем существования специальных премиальных фондов — бонусов, размер которых может достигать 100% должностного оклада. Указанная система материального стимулирования обеспечивает непосредственную связь заработной платы с результатами труда каждого работника и трудового коллектива в целом.

Одновременно АСК «Укрречфлот» ведет активный поиск новых перспективных направлений своей деятельности. В 2000—2002 годах в компании была создана первая в морской отрасли Украины вертикально интегрированная транспортная система перевозок грузов по принципу «от двери до двери» путем присоединения к АСК «Укрречфлот» Николаевского, Херсонского, Запорожского и Днепропетровского речных портов. Это позволило привлечь на речной транспорт дополнительные грузопотоки и инвестиционные ресурсы, а также создать сотни новых рабочих мест.

Так, усилиями АСК «Укрречфлот», речных портов и грузовладельцев были построены и введены в эксплуатацию комплексы по переработке зерновых грузов в Николаевском и Днепропетровском речных портах, минеральных удобрений — в Херсонском, комплекс складов по хранению и переработке металлопродукции — в Запорожском порту. Сегодня по аналогичной схеме начато строительство портовых зерновых элеваторов в Херсонском и Днепропетровском речных портах.

Не менее важным направлением развития АСК «Укрречфлот» является совершенствование судоремонтных мощностей предприятия. Преобразования, проведенные на Херсонском и Запорожском судостроительно-судоремонтных заводах, позволили компании загрузить производственные мощности этих судоверфей на работу в две смены и почти полностью отказаться от ремонта собственного флота в других коммерческих фирмах.

Таким образом, дальнейшее совершенствование корпоративной структуры управления АСК «Укрречфлот» видится в превращении компании в мобильный вертикально интегрированный холдинг, конкурентоспособный на международных и внутренних транспортных рынках.

Таков путь поиска новых эффективных управленческих решений в акционерной судоходной компании «Укрречфлот». Этот процесс еще далек от своего завершения. Проведенный анализ десятилетнего развития подтверждает неизбежность постоянного поиска новых форм и методов работы с целью приобретения конкурентных преимуществ на рынке и осуществления прибыльной и рентабельной деятельности. Зная в течение длительного времени целеустремленность, высокую квалификацию и управленческие качества менеджмента АСК «Укрречфлот», можно не сомневаться, что все поставленные стратегические цели развития этой компании вполне по плечу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме