АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ: ГОД СПУСТЯ

5 апреля, 1996, 00:00 Распечатать

Итак, второй квартал заключительного года пятилетки украинских реформ открылся вторым по счету ежегодным докладом и обращением Президента к ВС о внутренней и внешней политике Украины...

Итак, второй квартал заключительного года пятилетки украинских реформ открылся вторым по счету ежегодным докладом и обращением Президента к ВС о внутренней и внешней политике Украины. Пришедшая из совсем иного политического мира форма общения главы государства со своим народом в лице его «лучших представителей» пока воспринимается в Украине скорее как экзотика власти, ибо в ст.114-5 Конституции Украины и ст. 24 Конституционного договора ее правовой статус никак не определен.

Статус

Вопрос статуса не столь прост, как может показаться. Что это - отчетный доклад или информация о намерениях? Касается сие всей исполнительной власти или только ее главы? Как исполнительная власть в лице правительства должна воспринимать послание Президента высшему законодательному органу? Ведь с формальной точки зрения глава правительства может пропустить все сказанное Президентом мимо ушей, ибо юридической силы послание не имеет.

Однако в Украине формальной логикой в политике руководствуются только неудачники. Общее партийное прошлое всей нашей политэлиты придает президентскому посланию статус документа-установки, которому обязаны следовать все звенья госаппарата. Однако «обязаны» не означает «следуют». Тут-то и проявляется двойственность данного документа. Заимствованная на Западе форма наполняется, с одной стороны, чисто советским содержанием, а с другой, ввиду некоторого отличия современной Украины от партийно-государственной системы СССР, форма одерживает верх. Последнее означает: при всем внешнем почтении к эпистолярному творчеству Президента (точнее, назначенной им рабочей группы) правительство руководствуется в своей работе все же иными соображениями, в чем можно убедиться при рассмотрении итогов прошлогоднего послания.

Дезрецессия, дезинфляция и другие «дезы»

Эти «прозападные» термины я услышал из уст помощника Президента по экономическим вопросам и заместителя руководителя рабочей группы по составлению ежегодного доклада Валерия Литвицкого, который по просьбе «ЗН» прокомментировал ключевые экономические положения доклада и обращения. Именно они, по его словам, наиболее полно характеризуют нынешнюю экономическую ситуацию в Украине.

Ну что ж, поскольку до дефляции и экономического роста еще, вроде бы, далековато, в самый раз поговорить о «дезинфляции» и «дезрецессии», т.е. постепенном «сворачивании» инфляции и спада. Кстати, с фиксации тех же явлений начиналось и прошлогоднее обращение. Тогда они излагались как «процессы, свидетельствующие о зарождении в экономике позитивных тенденций». Ныне же, считает В.Литвицкий, «позитивные сдвиги, которые пока весьма неустойчивы», нашли, в частности, отражение в 3,6% снижения объема промышленной продукции в январе 1996 г. по сравнению с аналогичным периодом 1995 г. на фоне прошлогодних 16,7%

При всем уважении к приведенной цифре следует все же иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, к ней надо добавить 3,4% январской инфляции оптовых цен. А во-вторых, по сравнению с декабрем 1995 г. соответствующий номинальный спад составил по данным Минстата 9,5%, по данным же Европейского центра макроэкономического анализа Украины реальный спад января к декабрю составил 10,8% на фоне 9,3% прошлого года (!).

Но еще большую тревогу вызывает январский спад главного макроэкономического показателя - ВВП (12,6% по сравнению с декабрем). При этом из-за значительного спада в строительстве (67,3%) и услугах грузового транспорта и промсвязи (31,2%) темп снижения ВВП увеличился на 0,8% по сравнению с 1995 г. Разумеется, этот мини-обвал можно, как и в минувшем году, объяснить сезонностью колебаний и недостаточной устойчивостью стабилизационных процессов. К сожалению, указанная выше структура спада не позволяет ныне списать его на зависимость от внешних поставок энергоносителей. Но главное, полагаю, - это катастрофический спад инвестиций: на 35% в 1995 г. против 25% в 1994 г.

Среди других «дез» г-н Литвицкий упомянул процветающие в СМИ различные виды «дезинформации». Скажем, некорректен тезис о том, что дезрецессия и дезинфляция обусловлены приближением отечественной экономики «ко дну». На самом деле запас еще вполне приличный: во-первых, благодаря тому, что многие предприятия завышают реальный спад с целью создания товарных запасов в ожидании очередного всплеска цен, а во-вторых, ежели учесть теневой сектор, то не исключен и скрытый экономический рост.

А вот чего нам остро не хватает, полагает помощник Президента, так это структурного спада - особенно таких непомерно разросшихся отраслей, как ТЭК и черная металлургия, чья доля в общем объеме промышленного производства составила в 1995 г. 53,4%. Здесь он, правда, вступает в определенное противоречие с заявлением самого Президента о том, что наибольший дефицит инвестиций испытывают отрасли, от которых зависит социально-экономическое самочувствие общества, - АПК, угледобывающая промышленность и энергетика. Тем самым Президент вольно или невольно подтверждает: экономика Украины вошла в состояние стагнации, когда при замедлении общего спада в наиболее критическую ситуацию попадают отрасли инвестиционного сектора - машиностроение и стройиндустрия.

Определяет подобную динамику производства главным образом упавший рыночный спрос. Так, если капвложения в 1995 г. составили 48% от уровня 1992 г., то реальные доходы населения - 34 (данные Евроцентра). Стало быть, конечный спрос сократился на внутреннем рынке на 65-70%, что и привело к обвальному падению производства конечной продукции.

Финансовая стабилизация - превыше всего

Почему «превыше всего»? Ну прежде всего потому, что она еще далеко не закончена. А еще потому, считает В.Литвицкий, что она наглядно доказала: это - самый эффективный способ борьбы со спадом производства. В связи с этим тезисом я решил воспользоваться данными из самого доклада. Это - основные экономические показатели ряда стран СНГ в 1995 г. в % к 1994 г. (в сопоставимых ценах).

В таблице представлены все разновидности стран Содружества - воюющие, интегрирующиеся, ассоциированные, «прогрессивные», «непрогрессивные» и т.д. и т.п. А теперь попросим читателя найти какую-то корреляцию между уровнями инфляции, т.е. качеством финансовой стабилизации в «отдельно взятой стране», и уровнем спада валового продукта и производства. Ну, скажем, пара Белоруссия-Украина: спад аналогичен, а инфляция различается более чем в 2 раза. Или «сладкая парочка» Украина-Россия: уровни инфляции похожи, а проценты спада «разошлись» в 3-4 раза. Наконец, два передовика по дезинфляции - Киргизия и Молдова - пришли с большим разрывом к финишу дезрецессии. Выходит, дело не столько в финансовой стабильности, сколько в специфике каждой национальной экономики.

Основной инстинкт

Как и в прошлогоднем, в нынешнем обращении ключевой проблемой реформы объявлена активизация социальной политики, ибо резерв долготерпения населения, по мнению Президента, по существу исчерпан. Суть «социализации» - в окончательном отказе от обанкротившейся общественной уравниловки в пользу адресной поддержки малоимущих и нетрудоспособных. О чем говорит этот факт? Думаю, что, помимо инстинкта политического самосохранения, президентская команда уяснила для себя и другое: такой подход продиктован и сугубо экономическими соображениями.

Длительное стимулирование экспорта с помощью то ли высокой инфляции, то ли фиксированно-тендерного курса карбованца создало колоссальный разрыв между отраслями. Это проявилось в росте социальной и региональной дифференциации. Так называемая финансовая стабилизация, а фактически создание валютного коридора с помощью иностранных займов и массовая невыплата зарплаты и приравненных к ней платежей, несколько снизили этот дисбаланс. Но, как и следовало ожидать, ценой торможения экономического развития и роста политической напряженности. Долго консервировать такое положение невозможно. Поэтому государство обращается ко второй имеющейся у него возможности - стимулированию отраслей, ориентированных на внутренний рынок (АПК, автомобильная, легкая и т.п. промышленность). Как это сделать?

Протекционизм дорог и средств для его осуществления нет. Рост государственного спроса невозможен из-за отсутствия госресурсов. Остается одно - увеличить емкость внутреннего рынка путем повышения платежеспособного спроса населения. Отсюда - тезисы о реформе оплаты труда, звучавшие и в прошлогоднем послании, и в целом ряде других выступлений Президента. Однако на пути решения этих проблем стоят как внешние преграды в виде жестких требований МВФ относительно дефицита бюджета и уровня инфляции, так и клановые интересы некоторых близко стоящих к власти хозструктур...

Таким образом, социальная ориентация послания безусловно оправдана. Действия в этом направлении являются условием выживания нашего государства. Именно поэтому упорные попытки реализовать вновь продекларированные мероприятия будут несомненно продолжаться. Даже несмотря на то, что коэффициент исполнения «поручений» прошлогоднего послания Президента (введение в действие в полном объеме закона об оплате труда, всесторонняя поддержка сети учреждений социальной инфраструктуры, приватизация 8 тыс. крупных и средних предприятий, повышение весомости приватизационного сертификата, ликвидация неплатежей, включая налоговые, и пр. и пр.) был явно низок...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно