АО «УКРАИНСКИЙ ГРАФИТ»: НАМЕРЕНЫ ВЫЖИТЬ, или ОСОБЕННОСТИ ОДНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

10 марта, 2000, 00:00 Распечатать

Сложности и проблемы, с которыми сталкиваются в процессе разгосударствления отечественные предп...

Сложности и проблемы, с которыми сталкиваются в процессе разгосударствления отечественные предприятия базовых отраслей, вполне понятны и объяснимы, если учесть, что от их работы в значительной степени зависит состояние экономики страны. Именно поэтому подчас столь болезненно и конфликтно происходит приватизация в металлургии и энергетике, ликвидность и, само собой разумеется, прибыльность продукции которых никем не ставится под сомнение, а лишь вызывает исключительно пристальные интересы. А они — интересы то бишь — зачастую являются скрытыми пружинами скандалов. Однако не бывает правил без исключений, и одно из них — АО «Украинский графит».

Впрочем, не исключено, что отсутствие предприятия в списке «показательных примеров» — не более чем случайность. Ведь, как ни странно, до недавних пор завод формально не имел отношения к металлургии. Это раньше он был в составе отрасли, а затем, когда создавался новый квалификационный справочник, предприятие то ли по ошибке, то ли по забывчивости отнесли к разряду производств, занятых выпуском… изоляционных материалов. И лишь к концу января нынешнего года, после двухлетней разъяснительной работы в чиновничьей среде, здравый смысл, наконец, восторжествовал. Случись это раньше, завод имел бы возможность стать участником эксперимента в горно-металлургическом комплексе, что для производства с 55-процентным износом основных фондов совершенно нелишне…

Открытое акционерное общество «Украинский графит» (до 1995 года — Днепровский электродный завод) — единственное предприятие в Украине, выпускающее углеграфитовую продукцию для нужд металлургии. Основная номенклатура производимой продукции — специальные анодные и электродные массы, графитированные электроды диаметром от 100 до 610 мм, фасонные изделия и внутренняя графитовая и углеродная футеровка для доменных печей. Удельный вес экспорта в «ближнее» зарубежье (преимущественно в Россию) составляет 60 процентов, в «дальнее» — до 7. Причем, за сравнительно короткое время последняя цифра возросла почти втрое.

— К сожалению, с распадом Союза руководству предприятия в определенной степени вскружила голову самостоятельность, — рассказывает председатель правления АО и генеральный директор «Украинского графита» Борис Петров. — Рассуждали примерно так: в Украине потенциальных заказчиков достаточно, а случись какая неприятность — государство в обиду не даст. Но в действительности все оказалось гораздо сложнее. Поэтому с приходом в конце 1997 года новой команды управленцев был взят курс на постепенный возврат традиционных рынков сбыта, ставших уже зарубежными. По суперкачественным видам продукции мы пока, увы, конкуренцию импорту составить не можем, а вот по традиционным — обязаны обеспечить внутренний рынок сполна.

Такой курс позволил предприятию примерно на 95 процентов удовлетворять запросы украинских потребителей. По крайней мере, эта пропорция выдерживалась до прошлой осени, пока не начались перебои в поставках электроэнергии (в структуре себестоимости отдельных видов продукции ее удельный вес составляет 40 процентов). Закаленный ежемесячными 250-часовыми простоями, завод находил возможности не сбавлять темпы производства, но остановки по 700, а то и 1100 часов ему «перекрыли кислород» основательно. Дефицит электричества беспощадно бил в самое уязвимое место технологической цепочки — цех графитации. Отключение секций неизбежно провоцирует брак, а это чревато не только убытками, но и потерей объема выпускаемой продукции. Поэтому в прошлом году вместо запланированного 5—7-процентного прироста производство графитированных электродов сократилось на 6 процентов.

— Спад производства, — говорит Б. Петров, — это для нас, пожалуй, самое неприятное. И беда не только и не столько в упущенной прибыли. Чтобы не допустить перебоев в работе наших потребителей, мы вынуждены были участвовать в организации поставок от наших конкурентов. То есть, фактически мы импортировали в страну безработицу и себя же лишали собственных рынков сбыта — к сожалению, подчас не на время, а безвозвратно.

Особенно негативно это сказалось на поставках на рынки стран СНГ, которые и позволяют предприятию держаться на плаву. В 1998 году мы их закрывали на 38 процентов, а по результатам прошлого года этот показатель снизился до 30. А ведь учтите, в России работают четыре предприятия аналогичного профиля и в последние годы проблемы сбыта приобрели особую остроту. Если, к примеру, раньше среднеевропейская цена тонны электродов высшего качества была на уровне 3500 долларов, то к началу этого года снизилась до 2200—2160. При таких условиях весьма сложно сохранить производство. Свидетельство тому — несколько электродных заводов в Германии, Канаде, которые в прошлом году были попросту закрыты.

Освоив на практике условия рынка, который диктует жесткие правила игры, «Укрграфиту», как, впрочем, и любому другому предприятию, остается лишь одна возможность выстоять в конкурентной борьбе — предложить потребителям более качественную продукцию без повышения цены. Справиться с этой задачей было бы проще, имея достаточно отечественного сырья. Но, к сожалению, электродный кокс в Украине не выпускают. Были, правда, попытки еще во времена СССР наладить его производство, однако они так и не увенчались успехом. В 1998 году заводу пришлось отказаться от закупок нефтяного кокса в Дрогобыче — слишком уж возросла его стоимость. Да и отечественный пековый кокс, как говорится, оставляет желать лучшего, поэтому приходится везти его из ЮАР.

Уставный фонд ОАО «Украинский графит» составляет 1 миллион 118 тысяч 878 гривен. С начала приватизации 15,01 процента акций предприятия продано на льготных началах, 37,85 — на сертификатных аукционах, 6 — на некоммерческом конкурсе, 6,14 — через внебиржевую фондовую торговую систему; 10 процентов акций переданы в уставный фонд «Госинвеста Украины». Оставшийся 25-процентный пакет намечено реализовать в этом году через внебиржевую фондовую торговую систему.

Когда жизнь заставила считать заработанные деньги, на предприятии более тщательно начали относиться к формированию финансовых планов. А года два назад перешли к помесячному планированию, что позволило осуществлять серию программ, в первую очередь — по реконструкции производства. Правда, «реконструкция» — это, пожалуй, слишком громко сказано. Скорее, поддержание на более-менее приличном уровне оборудования и технологий.

Тот факт, что по рейтинговым оценкам «Украинский графит» находится в списке 100 наиболее ликвидных отечественных предприятий, уже свидетельствует о потенциальном наличии желающих получить над ним контроль. Однако с 1995 года — времени создания открытого акционерного общества — вокруг предприятия не наблюдалось борьбы, вызванной желанием прибрать производство к рукам. Процессу приватизации были присущи вполне цивилизованные формы, когда интерес к заводу проявили преимущественно те фирмы, которые имели с ним партнерские отношения в течение многих лет. Впрочем, удивляться тут особо нечему, если учесть, что электродное производство весьма кропотливое, причем технологический цикл 3,5 месяца. Нынешние акционеры «Украинского графита» предпочитают не «откачивать», а вкладывать средства в завод. В частности, благодаря этому удалось в два раза уменьшить кредитную нагрузку и в то же время заниматься воспроизводством основных фондов.

— Самая больная проблема для нас, как, впрочем, и для всех металлургов, — износ основных средств, — говорит Б. Петров. — Без «вливания» денег в развитие производства выжить не удастся. Сегодня мы выпускаем чуть больше процента мировой электродной продукции. Разумеется, в случае остановки нашего предприятия мир не вздрогнет, рынок попросту этого не заметит. Но мы намерены выжить. Поэтому видим для себя лишь один выход — проведение серьезной реконструкции, в денежном выражении она оценивается 100 млн. долларов. И поиском серьезного инвестора мы занимается уже на протяжении двух лет. В 1998 году вроде бы удалось вплотную подойти к заключению контракта, но прошлогодняя политическая нестабильность в стране свела все усилия на нет. Сейчас вновь возобновили переговоры, есть ряд весьма перспективных бизнес-планов.

В принципе, мировой рынок располагает достаточными суммами свободных средств, хватает и желающих найти им выгодное применение. И в этом плане украинские предприятия представляются для них весьма привлекательными объектами. Проблема за малым: убедить потенциальных инвесторов в том, что рыночные преобразования у нас в стране — это всерьез и навсегда. И не столь уж и важно, кто станет собственником, намного важнее — насколько толковым и рачительным хозяином он окажется. Ведь, по большому счету, электроды представляют ценность ровно настолько, насколько они способны обеспечить достойные условия жизни.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно