АМЕРИКУ ИЗ КРИЗИСА ВЫВЕЛ АВТОМОБИЛЬ, А УКРАИНУ, ПОЛАГАЮТ, ВЫТЯНЕТ АВТОБУС ПРЕБЫВАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ВО ЛЬВОВЕ

17 февраля, 1995, 00:00 Распечатать

По пути в Трускавец Леонид Кучма заехал во Львов. Но не для знакомства с историческими достопримечательностями...

По пути в Трускавец Леонид Кучма заехал во Львов. Но не для знакомства с историческими достопримечательностями. О серьезности его намерений свидетельствовала, в частности, довольно внушительная свита: министр машиностроения и конверсии Виктор Петров, министр экономики Роман Шпек, министр финансов Петр Германчук, председатель Комиссии Верховного Совета по базовым отраслям промышленности Валерий Череп, председатель Фонда госимущества Юрий Ехануров, глава администрации Дмитрий Табачник, другие официальные лица. По всему было видно, что последний день перед отдыхом Президент решил основательно и серьезно поработать. Прилетевшая вместе с ним супруга с аэропорта, не привлекая излишнего внимания любопытных, отправилась в Трускавец одна.

В ранге Президента Леонид Кучма посетил Львов впервые. Его встречали радушно и гостеприимно. И не просто отдавая должное высокому государственному лицу. Не далее как полгода назад отношение галичан к Леониду Кучме было совершенно противоположное. При выборах президента более 90 процентов галичан дружно вычеркнули его фамилию из бюллетеня, отдав предпочтение Леониду Кравчуку. Но линия Леонида Кучмы на отстаивание государственности, проведение экономических реформ в стране нашла поддержку политических сил, властных структур.

Примечателен диалог, состоявшийся во время встречи на автобусном заводе. В разговоре с рабочими Леонид Данилович пошутил:

— Сегодня у вас двойной праздник: первый раз вышли на работу и на улице чудесный весенний день.

— Тройной! — послышалось с толпы. — К нам Президент приехал!

Два года назад Леонид Кучма приезжал во Львов в ранге премьер-министра, знакомился с проведением реформы села, фермерами. Не упустил возможности покататься на тачанке, или на бричке, как ее здесь называют. Премьер — на бричке! — этот экзотический снимок обошел тогда многие газеты.

Президент Леонид Кучма во время нынешнего визита основательно интересовался более современными видом транспорта — автобусным. Точнее, возможностями львовских автобусостроителей обеспечить Украину ныне крайне необходимым городским, пригородным и международным транспортом. Именно такой сейчас диапазон продукции «ЛАЗа»: от микроавтобусов типа «Рафик» до особо больших городских автобусов на 190 пассажиров, как «Икарус».

Президент осмотрел образцы продукции «ЛАЗа», побывал в цехах. Потом здесь же на предприятии состоялось совещание украинских машиностроителей. На него прибыли представители многих предприятий-смежников.

Раньше «ЛАЗ» получал комплектующие от почти шестисот предприятий, большинство из которых после распада Союза оказались за рубежом. Теперь на изготовление агрегатов и узлов для автобуса переключились 150 предприятий Украины. Правительством была разработана национальная программа «Украинский автобус». В ней большое место отводится группе ведущих харьковских моторостроительных заводов — им.Малышева, «Серп и Молот», тракторных двигателей. Им предстоит снабдить автобусы дизельными двигателями, заменяющими камазовские, французские фирмы «Рено», которыми оснащаются «ЛАЗы».

Выслушав сообщение генерального директора «ЛАЗа» Степана Давыдяка, Президент поставил вопрос ребром:

— Могут ли наши двигатели по техническим параметрам соперничать с «Рено»? Заложили ли конструкторы при разработке такие требования?

Ответ директора был обтекаемым и не совсем конкретным. Президент проявил настойчивость и повторил позже свой вопрос генеральному директору завода им.Малышева Юрию Миргородскому.

По-видимому, тот успел подготовиться к ответу и бойко отрапортовал:

— Наши танковые двигатели были лучшими в мире. Сделаем такими же и автобусные.

Что требуется, чтоб вывести машиностроительную отрасль из прорыва? И министры, и руководители предприятий в один голос твердили: нужны деньги. Назывались конкретные суммы, исчисляющиеся сотнями миллиардов карбованцев. Деньги нужны для модернизации предприятий, пополнения оборотных средств. Приводился такой аргумент: в 30-е годы Америку из кризиса вывела автомобильная промышленность. Украинский автобус может стать тем коньком, который приведет нашу страну к благополучию, если на него сделать серьезную ставку.

Министр экономики Роман Шпек попробовал охладить пыл машиностроителей, предупредив, что бюджет не рассчитан на инвестиции предприятий. Он расходуется на образование, культуру, военные нужды. Инвесторов же нужно искать за границей, даже в той же Нигерии, которая намерена покупать львовские автобусы. Но Президент встал на сторону машиностроителей.

— Если не поможем нашим предприятиям купонами, — заявил он, — придется выкладывать валюту, чтоб купить автобусы за границей.

И еще одну фразу несколько раз повторил в тот день Президент — на совещании машиностроителей, на собрании хозяйственного актива в областном Совете, на пресс-конференции: нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца, имея ввиду львовские автобусы.

То, что они действительно золотые, почувствовали и потребители. Не всем автобусы оказались по карману. Хоть заявок на предприятие поступило немало, не все могут подтвердить свои желания финансовыми возможностями. Народный депутат Украины, бывший первый вице-премьер-министр в правительстве Леонида Кучмы академик Игорь Юхновский видит выход в том, чтоб повысить тарифы за проезд в автобусах. Цены на билеты, заявил он на совещании, должны погасить себестоимость автобуса.

Так или иначе Украина имеет свой автобус, подытоживая совещание, заявил Президент. Только нужно поставить его на колеса.

На состоявшейся позже пресс-конференции Леониду Кучме был задан такой вопрос: на кого из известных украинских государственных деятелей прошлого он хотел бы быть похожим?

После веселого оживления Президент ответил:

— На самого себя. Чтоб свой след оставить в истории.

Возможно, для «ЛАЗа», отмечающего в этом году свой пятидесятилетний юбилей, посещение Президентом завода действительно окажется историческим.

А со Львова Президент Украины отбыл на десятидневный отдых в Трускавец. Там он будет пить целебную «Нафтусю» и готовить доклад об итогах 1994 года для Верховного Совета Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно