АМЕРИКА ИСКОРЕНЯЕТ ИНОСТРАННОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

26 апреля, 1996, 00:00 Распечатать

Ю. АЛЕКСАНДРОВ («Новое русское слово») В условиях свободного рынка борьба за выгодный заказ ведется по определенным правилам, которые устанавливает государство...

Ю. АЛЕКСАНДРОВ («Новое русское слово»)

В условиях свободного рынка борьба за выгодный заказ ведется по определенным правилам, которые устанавливает государство. В США, например, в 1977 году был принят Закон о борьбе с коррупцией за рубежом (US Foreign Corrupt Practises Act), запрещающий американским бизнесменам в борьбе за контракты с иностранцами выплачивать им «комиссионные» или «консультационные», то есть давать взятки. За нарушение этого закона под судом побывало уже несколько десятков американских компаний, хотя ни один из их владельцев не был осужден.

За рубежом это не так, и в большинстве западных стран - за исключением США, Англии и Канады - взятки иностранным компаниям не только не запрещены, а даже поощряются, и их можно списывать с налогов, как производственные расходы. Нужно лишь указать имя фирмы - получателя взятки, а в Бельгии, Греции и Люксембурге не требуется и этого. Естественно, в таких условиях американские бизнесмены чувствуют себя поставленными в неравные условия, хотя лазейки все же есть - в борьбе за контракт можно нанять посредника или же пригласить потенциального клиента в США и катать его по стране как сыр в масле с обязательными заездами в Лас-Вегас и Атлантик-сити. Некоторые американские компании освобождены от обязанности отчитываться в заграничных расходах, если по роду деятельности они связаны с национальной безопасностью.

Но подавляющее большинство американцев все же считает, что в условиях свободной конкуренции им связывают руки, а легализованное среди их иностранных коллег взяточничество на практике является невидимой формой торгового барьера. Такие гиганты бизнеса, как «Дженерал электрик» или «Боинг», открыто заявляют, что именно поэтому не могут заключать крупные контракты в Европе и Азии, из-за чего в Америке не появляются новые рабочие места и страдает экспорт.

В марте с.г. внешнеторговый представитель США Микки Кантор (только что назначенный министром торговли на место погибшего в авиакатастрофе Рона Брауна) заявил, что «с апреля 1994 по май 1995 года администрации США стало известно почти о 100 случаях, в результате которых иностранные взятки помешали американским фирмам заключить контракты на 45 млрд. долларов».

По словам Кантора, Белый дом намерен «уравнять правила игры и сделать их честными, покончив с этой пагубной практикой». Но не подумайте, что администрация Клинтона намерена добиваться отмены Закона о борьбе с коррупцией и разрешить американским бизнесменам списывать с налогов взятки иностранцам. Нет, Соединенные Штаты ратуют за искоренение зла, а не за примирение с ним. «Нас считали наивными американцами, - сказал на днях Дэвид Аарон, представляющий США в Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), куда входят 26 индустриально развитых стран. - Но сейчас многие поняли всю серьезность проблемы».

Две недели назад ОЭСР постановила впредь не считать взятки потенциальным торговым партнерам подлежащими списанию с налогов. Решения организации не имеют юридической силы, но убедительно действуют на правительства стран-участниц. «Это море перемен и очень важная мера, чтобы разорвать цепь международной коррупции, - считает Дэвид Аарон. - Этот шаг лишает правительства возможности субсидировать коррупцию, предоставляя взяточникам налоговые послабления. Объявление, что взятки подлежат списанию с налогов, звучит смешно, но сейчас дела обстоят именно так».

Конечно, во всех странах - членах ОЭСР действуют свои законы о борьбе с коррупцией, но они не распространяются на действия бизнесменов этих стран за границей. Некоторые европейские промышленники и дипломаты возражают против навязанного Вашингтоном решения. Они уверены, что в государствах с сильными налоговыми системами предложенные перемены вызовут отрицательный эффект, отбив у деловых людей охоту бороться за контракты. В таких странах, как Германия, Франция и Япония, где торговлей и экспортом руководят мощные министерства, инициатива Белого дома наткнулась на естественное сопротивление. К тому же, считают иные эксперты, по большому счету эта мера ничего не изменит, и те, кто заключает многомиллиардные контракты в области строительства, вооружений, телекоммуникаций и фармацевтики, все равно найдут лазейки для списания «представительских» расходов.

И тем не менее, в борьбе с «иностранным взяточничеством» Белый дом не одинок, чему во многом способствовали громкие европейские дела о коррупции, в которую оказались вовлечены государственные деятели. Несколько западноевропейских правительств уже высказались за то, чтобы учитывать узаконенное взяточничество при предоставлении данной стране помощи или займа.

В начале апреля с.г. работающая в Париже Международная торговая палата, куда входит больше 130 стран, обнародовала новые правила борьбы со взятками и вымогательством. Карен Хассман из берлинской «Трансперенси интернейшнл» (Международная группа борьбы с коррупцией) отмечает решительные перемены в позиции европейских правительств и компаний, которые «все лучше понимают сокрушительный вред коррупции». 29 марта Соединенным Штатам удалось убедить Организацию американских государств (ОАГ) одобрить Внутриамериканскую конвенцию о борьбе с коррупцией. Следующим шагом Белый дом намерен вынести тему этой борьбы на обсуждение министров торговли, которые встретятся в этом году в Сингапуре на очередном заседании Всемирной торговой организации.

Нью-йоркский Совет международного бизнеса, одна из многих групп лоббистов против взяток и подкупа, приветствовала решение ОЭСР. Активистка Совета Шейла O'Нил отметила, что Организация по экономическому сотрудничеству и развитию «пошла гораздо дальше и быстрее, чем ожидалось» в 1994 году, когда разговоры на эту тему только начались и согласием даже не пахло. По мнению Шейлы O'Нил, на скандальных примерах Старый Свет «окончательно уяснил гигантские социальные, экономические и политические последствия взяточничества».

Достигнутый консенсус - полное единогласие (условие, при котором ОЭСР принимает решения) - американская делегация заслуженно считает своей победой. Странам-участницам не предложены конкретные сроки, в которые они должны пересмотреть свои налоговые законы, но специально созданный комитет будет следить за работой в этой области и через год доложит о результатах. Возможно, все кончится тем, что подкупать друг друга наличными деньгами представители иностранных фирм действительно перестанут.

Возможно, они по-прежнему будут совершать дорогостоящие «ознакомительные визиты» в игорные дома и на океанские курорты, а расходы за эти поездки, при желании, могут быть списаны десятками способов. Но главное в том, чтобы эти меры считались уголовщиной, а не мерами по оздоровлению экономики Старого Света.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно