АКЦИОНЕР «ФОРДА» НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ОЧИСТИТЕЛЯ ЛОБОВОГО СТЕКЛА

23 июля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 23 июля-30 июля

Такое впечатление, что энергетику раскрутили в центрифуге и теперь то, что еще год-два тому назад было единым организмом, окончательно и бесповоротно расслоилось и вот-вот развалится...

Такое впечатление, что энергетику раскрутили в центрифуге и теперь то, что еще год-два тому назад было единым организмом, окончательно и бесповоротно расслоилось и вот-вот развалится. А неофициальные разговоры в Минэнерго насчет того, что единственное утешение - так это то, что коллапс энергосистемы Украины, похоже, случится еще летом, изрядно отдают цинизмом. И вряд ли кого-то утешит надежда на то, что после полного развала энергетики ее все равно за пару месяцев хотя бы попытаются восстановить и запустить еще до начала холодов. Потому что если развал энергосистемы произойдет, это на себе ощутят все, так как буквально вся социальная и промышленная сфера государства что называется завязана на энергетику. Мало того, что в каждом доме не будет света (к этому уже успели попривыкнуть), но не будет воды, придется забыть о канализации и пр., так как буквально все коммуникации жизнедеятельность поддерживают в основном только от электричества. Полбеды, что придется вернуться в каменный век, что особо неприятно жителям городов (придется побегать за водой и за «нуждой» бог весть куда, например, с шестнадцатого этажа, да еще пешочком - лифты ведь тоже остановятся). О многих предприятиях в таком случае придется вообще забыть (например, о химических заводах и металлургических комплексах, которые восстановить будет просто невозможно). Шахты Донбасса, Луганщины и Днепропетровщины замрут, так как не только экскаваторы и электровозы, доставляющие вагонетки с рудой, не смогут функционировать без электротока, но и воздуховоды, без которых горняки останутся в забоях в прямом смысле без воздуха, потому что все компрессоры также работают от электричества. И никакими тогда обещаниями никакое правительство не сможет утешить армию голодных и безработных шахтеров, дабы избежать масштабного социального взрыва. Другими словами, перипетии энергорынка и все негативные последствия его реорганизации - это цветочки в сравнении с возможным техническим коллапсом энергосистемы государства.

Вовсе не хочется нагнетать страсти - в связи с энергетикой их и так более, чем достаточно. Но реальность такой угрозы все возрастает. Да и прецедент, увы, уже был создан: нечто подобное в свое время пережила Грузия. И воспоминания об этом остаются страшным сном ее граждан. Чтобы восстановить разваленную энергосистему Грузии, потребовалось пару месяцев да еще сотни миллионов долларов. Не думаю, что Украина может себе позволить такую роскошь. И не важно - случится это летом или уже зимой.

И нетрудно представить, как может быть использована грозящая ситуация участниками президентской гонки... С бензином еще не расхлебались; дошло до того, что высшее руководство государства чуть ли не лично должно сопровождать нефтетанкеры в украинские нефтегавани... И еще непонятно, чем за все это придется расплачиваться. Достаточно того, что нефтетрейдеры враз получили столько льгот и поощрений от правительства и вообще исполнительной власти, которых никогда иначе бы не добились, не случись бензинового обвала... Но танкеры, пусть даже и не на выгодных условиях можно пригнать, и нефть переработать, и худо-бедно погасить «бензином пожар». Пусть даже на время. Но если ко всему этому добавится развал энергосистемы, то ведь остановятся и трубопроводы, и нефтепроводы, и железные дороги, и весь электротранспорт. И тогда просто невозможно будет даже готовые нефтепродукты вовремя доставить тем же аграриям, а нефть - переработать на украинских НПЗ, если они остановятся по причине энергоколлапса... Да что там бензин! Если «накроется» энергосистема - мало никому не покажется! И никакая власть в таких условиях не продержится и трех дней. Словом, если что-то с энергосистемой случится - это будет и в самом деле национальная катастрофа.

В поисках объяснений причин бензинового кризиса в Украине, мне довелось недавно услышать и так называемый энергоаргумент, который, вероятно, тянет на себя чуть ли 30% бензиновых неприятностей. Дело в том, что нефтетрейдеры в последние месяцы мало того что были напуганы возможностью того, что государство (как это было в 1992-1994 годах) просто волевым решением переадресует нефтепродукты, принадлежащие трейдерам с нефтеперерабатывающих заводов и хранилищ, на нужды аграриев, так и несли еще прямые убытки. Условно говоря, из каждой перерабатываемой на НПЗ тонны нефти (а в последнее время это была нефть, поставленная на давальческих условиях) получается бензин, дизтопливо и мазут. Доля каждого из этих трех основных видов производимых нефтепродуктов составляет приблизительно по 33% (точные цифры можно посчитать с учетом технологических особенностей каждого НПЗ). Полученные бензин и дизтопливо владельцы давальческой нефти если не экспортировали, то все же продавали за реальные средства в Украине. А вот с мазутом уже долгое время проблемы. Прежде часть его использовалась для производства гудрона и затем направлялась на строительство дорог. Но теперь из-за недостатка отчислений на дорожные работы «Автодор» дорог почти не строит, а значит и гудрон не использует. Только и остается в итоге нефтетрейдерам отдавать мазут для ТЭС. А это значит, что почти 30% со стоимости каждой тонны нефти (не считая транспортировки и расходов на переработку) нефтетрейдеры - после отмены вариантов взаиморасчетов на оптовом рынке электроэнергии необдуманными приказами министра энергетики - должны, что называется, списать в заведомые убытки. Ибо надежды на то, что в ближайшее время тепловая генерация расплатится с поставщиками газа, угля и мазута слишком зыбки. А как для нефтетрейдеров - слишком наивны, и они просто вынуждены стоимость этих 30%, а то и более, припадающих на мазут, переносить на стоимость светлых фракций - бензина и дизтоплива, что означает чуть ли не автоматическое удорожание этих нефтепродуктов на те же 30-33%. Это подсчет условный, но, видимо, он недалек от реальных цифр. Так что практически и выходит, что 30-33% неприятностей на рынке нефтепродуктов спровоцированы проблемами тепловой энергетики, использующей не менее 85% мазута, производимого нефтеперерабатывающими заводами (оставшийся мазут идет на нужды химических предприятий, но это погоды в расчетах расходов владельцев нефти не делает)...

Однако это нисколько не облегчает и участь самой энергетики вообще. Так как кроме мазута генерирующие станции используют газ и уголь, за который тоже не могут вовремя рассчитаться. Запасы угля на ТЭС катастрофически сокращаются. Если еще в начале апреля этого года титаническими усилиями энергетикам удалось сформировать чуть ли не самый большой запас угля за последние четыре года, то уже к 1 июля оказалось, что оставшийся запас, как говорят энергетики, срабатывается катастрофически быстро и к началу июля запасов угля было меньше, чем за любой аналогичный период в прежние годы - всего около 1 млн. 900 тыс. тонн. При этом критически мизерный запас ежесуточно уменьшается еще на 10 тыс. тонн. То есть уже к осени будет использовано чуть ли не все топливо, которое необходимо запасти на осенне-зимний период (об этом «ЗН» подробнее сообщало в предыдущем выпуске в материале «Холодное лето-99»).

В поисках выхода из кризиса и средств для энергогенерации Минэнерго прибегало за последние месяцы к различным вариантам. Хотя, похоже, что все они свелись по сути к поиску крайнего и выбиванию денег из облэнерго, которых и сочли крайними. Тотальная генпрокуроровская проверка энергоотрасли на сегодня закончилась сменой руководства Минэнерго да еще тем, что один за другим признаются несостоятельными свыше 800 уголовных дел, возбужденных против представителей энергоотрасли. Арбитраж отказывает одному за другим в удовлетворении претензий Генпрокуратуры к владельцам приватизированных облэнерго. Хотя и в этой сфере уже создан прецедент (но об этом несколько позже).

Роль же Минэнерго в этой ситуации зачастую сведена к ручному управлению. И выхода из кризиса чиновники от энергетики, очевидно, не видят. Между тем, свыше 30% электроэнергии в Украине уже не первый год и достаточно успешно реализуется частными энергокомпаниями и приватизированными облэнерго. И как бы ни журило их Минэнерго, трудно не признать, что если частникам удается выживать в нынешних условиях энергорынка, то что-то делать они все-таки умеют. Во всяком случае, было бы куда больше толку, если бы в Минэнерго перестали во всех энергобедах обвинять энерготрейдеров и частные облэнерго, а поинтересовались и их мнением насчет организации работы энергорынка. Однако, похоже, на сегодня Минэнерго просто пренебрегает такой возможностью. Во всяком случае об этом рассказал корреспонденту «ЗН» член наблюдательного совета ОАО «Луганскоблэнерго», народный депутат Константин Жеваго, с которым читатели уже знакомы из предыдущих материалов (см. выпуск «ЗН» №20 от 22 мая 1999 г.). Впрочем, речь шла не только об этом.

Константин Жеваго:

- Если вы считаете, что хотя бы один раз за последние полгода министр энергетики собрал энерготрейдеров и представителей облэнерго на совещание и выслушал их мнение, чтобы как-то попытаться найти решение энергопроблем, - вы ошибаетесь. Ни разу этого не было! И это подтвердят все имеющие отношение к энергорынку, а так же управляющие и представители владельцев энергокомпаний - и г-н Григоришин, и г-н Суркис, и г-н Мартыненко, и г-н Кучеренко. На встрече с Президентом Л.Кучмой в среду я вынужден был просить его, чтобы исполнительная власть Украины в лице Кабинета министров все-таки устроила такую встречу... Потому что ситуация парадоксальная. Минэнерго просто занимается прессингом. Декларирует какие-то свои - противоречащие рыночным условиям - правила игры и велит всем этому подчиняться.

Но так уже не может быть. У Минэнерго одна позиция: «Давай сюда деньги!» Остальное его не заботит. И в Минэнерго просто абстрагируются от того, что деньги те же областные энергораспределяющие компании могут перечислять в Энергорынок только тогда, когда бюджет будет вовремя перечислять положенные средства, в том числе шахтерам, которые тогда смогут рассчитаться с энергокомпаниями за электроэнергию, а облэнерго только тогда смогут эти средства перечислить Энергорынку. Ведь все средства, поступающие в оплату за электроэнергию из регионов на транзитный счет, автоматически направляются в Киев. И энергокомпании сами не могут ни копейки списать с транзитного счета.

- Поэтому кое-что Минэнерго удалось собрать и даже частично рассчитаться с работниками атомной энергетики? Во всяком случае там заявляют о некоторых сдвигах в сборе платежей...

- Допустим, можно задекларировать, что задолженность по зарплатам энергетикам удалось стабилизировать. Но количество оборотных средств в энергетике, подведомственной Минэнерго, от этого не изменилось. И если просто теперь большую их часть Минэнерго направило на очередное тушение очередного пожара в виде конфликта с работниками АЭС, то это значит лишь то, что остальные сектора энергетики получат еще меньше из общей суммы. Мало того, что таким способом все равно не удалось погасить задолженность перед атомщиками - она все равно остается на уровне 130 млн. грн., так еще тем самым была создана колоссальная задолженность по зарплатам (250 млн. грн.!) перед работниками дистрибьюторских компаний (тех же облэнерго). А это в том числе и отчисления на зарплату, за счет которых сотни тысяч пенсионеров во всех регионах Украины (25 облэнерго покрывают своей сетью всю страну) не получили свою пенсию, как и ветераны и инвалиды не увидели своих дотаций, а матери-одиночки - хоть и мизерных, но все же выплат из местных бюджетов. И никакие попытки объяснить это нарушениями со стороны руководителей частных облэнерго не оправдываются: практически все уголовные дела, которые были возбуждены в ходе недавней проверки приватизированных облэнерго против менеджеров этих компаний, на сегодня просто закрыты за отсутствием состава преступлений. А те нарушения, которые имели место и по которым продолжается следствие, не меняют ситуацию и не имеют отношения к сути проблемы.

Между тем, проблемы в энергетике - особенно в части обеспечения топливом - подходят к критическому состоянию. Причина резкого сокращения запасов топлива в том, что Минэнерго, запретив своими приказами все зачеты между участниками Энергорынка и требуя расчетов исключительно банковскими средствами («живыми» деньгами), само же только способствовало наращиванию кредиторской задолженности перед генерацией. Потому что, не имея денежных средств и возможности произвести расчет в другой форме (векселями, например), те же шахтеры просто вообще прекратили расчеты с партнерами, включая платежи за электроэнергию энергораспределяющим компаниям, которые в свою очередь не имеют возможности рассчитываться за энергию с Энергорынком, а значит и с генерирующими компаниями. Кредиторская задолженность перед энергетиками (а в основном это значит, что перед генерацией) после принятия в марте запретительных решений уже новым министром энергетики возрастала чуть ли не на 1 млрд. грн. ежемесячно.

- Константин Валентинович, между тем Высший арбитражный суд продолжает рассмотрение исков Генпрокуратуры против покупателей крупных пакетов акций приватизированных облэнерго. И, если я не ошибаюсь, из четырех известных на сегодня решений ВАСУ как минимум одно по сути могло бы означать начало в Украине процесса реприватизации, если бы это решение было уже окончательным. Речь идет о приватизированном ОАО «Луганскоблэнерго».

- С моей точки зрения в отношении «Луганскоблэнерго» Высший арбитраж принял абсолютно незаконное решение. Несмотря на то, что Фонд госимущества подтверждает правомерность подписанных документов по покупке 35% акций этой энергораспределяющей компании «Верроной плюс». Несмотря на то, что и Антимонопольный комитет ничего не имел против этой законной сделки. Несмотря на то, что покупателем давно уплачены средства за приобретенный пакет акций «Луганскоблэнерго»; они перечислены в госбюджет и уже давно направлены в том числе на выплату пенсий и зарплат бюджетникам, несмотря на это арбитраж принимает решение, фактически означающее, что бюджет этих средств лишится. А пенсионеры и бюджетники так и не получат своих пенсий и зарплат и впредь. Со всеми вытекающими последствиями. На сегодня, правда, в порядке надзора исполнение этого решения приостановлено и сразу же после его принятия опротестовано компанией «Веррона плюс» как незаконное. И я очень надеюсь, что арбитры ВАСУ при пересмотре этого дела внимательно разберутся в деталях и, в частности, учтут, к чему может привести такое нелогичное решение тот же бюджет и его реципиентов. А также учтут то, что уже после покупки пакета акций «Луганскоблэнерго» компанией «Веррона плюс» это предприятие впервые за последние два года стало прибыльным и в прошлом году уже выплатило 7,3 млн. грн. налоговых отчислений в бюджет. Хотя в первом квартале 1998 года «Луганскоблэнерго» имело 40 млн. грн. убытков, год окончен ею с 26,9 млн. грн. прибыли. На фоне того, что другие аналогичные компании в то же время еще больше становились убыточными и наращивали бюджетную задолженность, этот факт не может не привлекать внимание, в том числе и арбитров, рассматривающих это дело. Причем по результатам 1997 года компания имела убытки в 12,5 млн. грн...

- В рейтинге ведущих предприятий Украины, недавно оглашенном «Инвестиционной газетой» на основе анализа деятельности предприятий в 1998 году, среди 100 предприятий «Луганскоблэнерго» занимает 26 место, уступая по некоторым базовым показателям только крупнейшим генерирующим компаниям... Что, на ваш взгляд, способствовало таким несомненным успехам «Луганскоблэнерго»?

- На мой взгляд, основная причина в том, что мы просто пресекли возможность зарабатывать на этой компании и энергетике десяткам посреднических структур, которые попросту кормились прежде за счет «Луганскоблэнерго».

Рентабельность и прибыльность компании как раз и является показателем эффективности работы нового менеджмента и собственников «Луганскоблэнерго». И никакие иные аргументы, кроме прибыльности компании, лучше не охарактеризуют профессионализм и ответственность менеджмента и владельцев любой компании, включая облэнерго. И с этой точки зрения решение о «реприватизации» «Луганскоблэнерго» выглядело бы крайне нелогично и странно. Минэнерго, конечно, задекларировало свое негативное отношение к приватизации облэнерго. Но вряд ли стоит ориентироваться только на мнение чиновников от энергетики. И мы никогда не согласимся с таким подходом и будем отстаивать свою правоту вплоть до обращения в международный суд в Гааге. Покупатели акций вложили свои и привлеченные средства иностранных инвесторов в покупку акций этой компании, заключили долгосрочные кредитные соглашения, которые застрахованы должным образом. Затем разработали программу вывода компании из кризиса и модернизации, можно сказать вытаскивают облэнерго из долговой ямы - и это все обращается против самих же владельцев компании? Ведь получается, что пока эта компания была убыточной, она не интересовала ни государство, как собственника, ни Минэнерго, ни местные власти, которые в свое время ничего не имели против приватизации облэнерго. А теперь, когда на счету у «Луганскоблэнерго», как и у других приватизированных облэнерго, появились реальные деньги и даже прибыль, - теперь кому-то захотелось поуправлять компанией вместо нынешних владельцев и менеджеров?.. Теперь уже инвесторы не нужны? Не думаю, что такой оборот событий в приватизации прибавит Украине вообще и украинской энергетике в частности инвестиционной привлекательности.

- Другими словами, вы хотите сказать, что если будет создан прецедент обращения в суд в Гааге и в случае решения спора в вашу пользу - эта ситуации будет сродни объявлению наступления страхового случая? То есть аналогично ситуации с кредитным соглашением «ЛиНОСа»?

- Да. И последствия будут однозначны - снижение кредитных и рисковых рейтингов Украины, после чего Украине на долгие годы можно будет забыть о выгодных ставках кредитов и инвестициях как таковых. Некоторые страны это уже проходили, так зачем же Украине наступать на эти грабли?..

Принимая решение о расторжении договоров купли-продажи акций облэнерго, Высший арбитраж создает прецедент: с той же аргументацией можно поддать сомнению «законность» всех до сих пор заключенных сделок по приватизированным предприятиям в Украине...

И мне бы хотелось, чтобы чиновники от энергетики наконец-то задумались над тем, что если они уже семь лет управляют энергетикой и с каждым годом в этой отрасли ситуация все хуже, то, может, стоит им поинтересоваться, как менеджерам и владельцам приватизированных облэнерго в тех же условиях удается не только держаться на плаву, но еще и получать прибыль? Если уж не перенять такой опыт, то хотя бы узнать, как и почему им это удается, чтобы хотя бы попытаться сделать менее убыточными остающиеся государственными энергокомпании. Ведь вскоре и они будут выставлены на продажу, но госбюджет от этого мало что получит, если энергокомпании будут такими же убыточными, как сегодня большинство из них. И прежде чем обвинять владельцев приватизированных облэнерго в отсутствии опыта, стоит вспомнить о том, почему, например, руководителем американской автомобилестроительной империи «Дженерал моторс» является не технолог, а менеджер, возможно, и не знающий нюансов автомобильной сборки, но прекрасно знающий законы рынка и способный обеспечить максимальную прибыль компании и акционерам. Или, например, в России - мощнейшей компанией РАО «ЕЭС России» руководит опытнейший менеджер Анатолий Чубайс. Возможно, он и не сможет, как говорится, с закрытыми глазами различить энергоблоки по мощностям, но, имея огромный опыт управленца - как первый вице-премьер в правительстве В.Черномырдина, так и на посту главы российского Госкомимущества, он может просто грамотно организовать схему и структуру работы энергоотрасли. А значит, должен уметь обеспечить генерирующие компании наиболее дешевым топливом, добиться максимальной рентабельности управляемой компании, ее прибыльности для акционеров и государства. В случае с РАО «ЕЭС России» А.Чубайс еще и должен уметь находить способы уговорить таких энергопотребителей, как Украина, рассчитываться за покупаемую российскую электроэнергию. (При этом украинские чиновники от энергетики зачастую только обещают расплатиться…)

По такому принципу подбора менеджмента работает весь мир. К тому же мера ответственности владельцев приватизированных компаний и приглашенных ими менеджеров никак не сравнима с мерой ответственности чиновников от энергетики. Их за просчеты максимум ожидает административное наказание в виде выговора, в худшем случае - смещение с должности. Частные же владельцы готовы, что называется, землю перевернуть, чтобы выкупленные ими компании приносили прибыль. И наихудшее для них наказание - убытки.

Возможно, это сегодня прозвучит и вызывающе, и преждевременно, но я уверен, что рано или поздно и мы придем к тому, что Министерством энергетики должен руководить не обязательно профессиональный энергетик, но профессиональный менеджер - обязательно. Он может и не знать, куда какой трансформатор установить, и в какие компании - генерирующие или энергораспределяющие, и когда это следует сделать, - вот это и есть забота профессионалов-технологов. А главный руководитель должен уметь управлять всем этим хозяйством так, чтобы оно работало максимально эффективно и приносило максимальную прибыль и государству, и самим компаниям. Независимо от их формы собственности. Потому что только такой подход может обеспечить эффективное управление и одной компанией, и отраслью в целом, независимо от ее специфики. И только в таких условиях и государственные, и частные компании могут работать с прибылью, а значит, и обеспечивать своевременные выплаты налогов в бюджет, и зарплаты своим сотрудникам, и расходы на все технологические нужды собственного производства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно