AIR FRANCE ПЕРЕХОДИТ В ЧАСТНЫЕ РУКИ

26 марта, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 26 марта-2 апреля

Тот, кому довелось в ближайшее время посещать билетные кассы Air France, наверняка обратил внимание на стенды или просто буклеты, посвященные распродаже акций знаменитой авиакомпании...

Тот, кому довелось в ближайшее время посещать билетные кассы Air France, наверняка обратил внимание на стенды или просто буклеты, посвященные распродаже акций знаменитой авиакомпании. Ее лозунг «Вы вправе доверять Air France!» если и не заставляет учащенно биться сердца клиентов, то точно оказывает прямое влияние на потенциальных инвесторов. Ведь выставленные на продажу 38 миллионов акций (20 процентов от общих активов авиакомпании), согласно прогнозам экспертов, могут в будущем увеличиться в стоимости в 20 раз.

Начало частичной приватизации «Эйр Франс групп» первоначально было намечено на прошлую осень, однако в итоге сроки перенесли из-за неустойчивости фондового рынка и необходимости достижения договоренности по заработной плате с пилотами. Сегодня все это уже позади, подготовительный период был закончен в первой декаде марта, и акции Air France начали продаваться по максимально возможной цене - 14 евро (15,75 доллара США) для индивидуальных инвесторов и 14,2 евро - для корпораций.

Антуан Ноде, аналитик парижской брокерской компании «Пиннатон анализ финансье» прогнозирует стремительный рост первоначальной цены акций, как это произошло в аналогичной ситуации с British Airwais и «Люфтганзой». Это и понятно: выставленный пакет сравнительно невелик, а крупнейшая авиационная компания Европы завораживает инвесторов своей стратегической привлекательностью.

Однако господин Ноде прогнозирует некоторые трудности в судьбе проданных акций в последующие полгода. Он объясняет их переполненностью трансатлантических авиамаршрутов за счет конкурирующих компаний и возможным снижением за счет этого прибыли Air France. Вместе с тем, полагает он, все это может быть компенсировано. Ведь оценочная стоимость французского национального авиаперевозчика для сектора авиаперевозок является довольно скромной, а его доходы сегодня растут быстрее, чем в среднем в этой сфере.

Кроме того, интерес инвесторов может быть подогрет еще и за счет обнародования подробностей создания в будущем году трансатлантического союза Air France с одной из крупных американских авиакомпаний. Поговаривают о неизбежности объединения с такими известными перевозчиками как Delta Airlines или Continental Airlines. По данным источников во французском правительстве, такая сделка может увеличить ежегодный доход Air France не менее чем на миллиард франков (около 171,1 млн. долларов США). Прирост значительный, особенно если учесть, что за минувшие полгода доход французской авиакомпании составил около 1,34 миллиарда франков.

По оценкам Антуана Ноде, при правильной работе с акционерами и инвесторами руководство Air France за год может добиться возрастания цены акций компании до уровня 17,85 евро за штуку - рост почти на пятьдесят процентов.

Прогнозы эксперта в области гражданской авиации лондонской корпорации «Саломон Смит Берни» Эндрю Лайта являются еще более оптимистичными. Он уверен, что все проблемы у Air France остались в прошлом, и она прекрасно готова к приватизации. По его мнению, уже через год цена ее акций будет составлять 20 с половиной евро за штуку - то есть будет зафиксирован 80-процентный их рост. В качестве аргументов для столь оптимистического прогноза Лайт приводит эффективность программы реструктуризации компании, а также крепость ее стратегических и географических позиций.

Лондонский эксперт отмечает факт снижения количества работающих на 20 процентов по сравнению с 1990 годом и закрытие убыточных побочных сфер бизнеса Air France. Недавняя договоренность с пилотами, которые согласились на часть акций компании, выставленных для продажи, в обмен на снятие своих требований о дальнейшем повышении зарплаты, а также предложение акций по сниженным ценам остальной части персонала должно гармонизировать отношения руководства Air France с ее сотрудниками.

Ко всему, французская авиакомпания не до конца использовала все возможности европейского рынка авиаперевозок. Некоторые аналитики предсказывают возрастание транспортных возможностей центрального парижского аэропорта «Шарль де Голль» в течение ближайших трех лет в полтора раза. Они также не исключают превращения его в своеобразный европейский пересадочный авиаузел, конкурент лондонского «Хитроу».

Европейская авиаиндустрия в последние месяцы переживает довольно сложные времена - акции практически всех крупных авиакомпаний с августа прошлого года падают в цене. И несмотря на то, что большинство экспертов прогнозируют рост прибыли Air France в ближайшие три года не менее чем на четверть (в то время, как рост аналогичного показателя в среднем по промышленному сектору ЕС ожидается на уровне в 15%), нельзя не признать, что компания все же имеет свои потенциальные уязвимые точки.

Согласно прогнозам наблюдателей, главной угрозой для прибыльности компании и имиджа марки Air France остаются волнения в среде персонала. Несмотря на то, что в преддверии последнего чемпионата мира по футболу руководству французских авиалиний удалось найти консенсус с пилотами, пятая часть последних так и не подписала соглашения о новой схеме оплаты их труда.

Несколько мелких групп, входящих в Air France, не поддерживают нынешней политики ее руководства, направленной на реформирование компании и ее частичную приватизацию. В то же время, экипажи самолетов до сих пор требуют пересмотра политики двойных стандартов в начислении заработной платы и улучшения условий труда.

Наконец, остается вопрос о государственной доле в Air France. Французское правительство до сих пор не обнародовало графика приватизации авиакомпании, однако наблюдатели уверены, что на него (правительство) будет постоянно осуществляться давление с целью уменьшения участия в управлении ею.

Инвесторы не будут в восторге от того, что государство постарается удерживать большинство акций Air France, так как это скажется на снижении их ликвидности. Ко всему, партнеры компании по будущему альянсу также могут пересмотреть свое участие в нем, если почувствуют, что приватизация компании ограничится продажей нынешних 20 процентов ее акций. Поэтому если первый блин не будет комом и сегодняшний этап приватизации французской авиакомпании будет успешным, то в ближайшие три года можно ожидать дальнейших шагов правительства по продаже новых пакетов акций Air France.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно