АХ, КАКОЙ БЫЛ УЧАСТНИК! НУ, НАСТОЯЩИЙ ИНВЕСТОР - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

АХ, КАКОЙ БЫЛ УЧАСТНИК! НУ, НАСТОЯЩИЙ ИНВЕСТОР

21 апреля, 2000, 00:00 Распечатать

Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются. «Русское радио» На исходе второго года существования ук...

Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются.

«Русское радио»

На исходе второго года существования украинско-корейского совместного предприятия «АвтоЗАЗ—Daewoo» его руководство наконец-то согласилось с тем, что в выводах маркетинговых исследований, предшествовавших созданию СП, были ошибки. Хотя этот факт стал очевиден далеко не вчера, о чем, кстати, в «Зеркале недели» шла речь неоднократно, преисполненные оптимизма авторы проекта принципиально не желали учитывать противоположное мнение. Поэтому результат получился вполне закономерный: сборочные производства больше стоят, чем работают, поскольку даже мизерные объемы выпущенных автомобилей не находят покупательского спроса.

Подводя итоги деятельности ОАО «АвтоЗАЗ» за прошлый год на недавнем общем собрании акционеров, председатель наблюдательного совета Тариэл Васадзе, в частности, отметил:

— При работающем капитале в 1,9 млрд. грн. за 1999 год получено только 1,5 млн. грн. прибыли. Эффект — 0,08 процента. А убытки увеличились до 168 млн. грн. Общая кредиторская задолженность на начало нынешнего года с учетом кредита, предоставленного корейцами, составляет 339 млн. грн. Все это нереально к возврату.

Естественно, такое положение дел не может устраивать ни одно правительство, в том числе и украинское. И после длительного несогласия с претензиями, предъявляемыми Европейским союзом, оно вынуждено было принять постановление, ослабляющее монопольное положение СП на отечественном автомобильном рынке. Была, в частности, отменена минимальная таможенная стоимость и увеличен «возраст» импортируемых в Украину бывших в пользовании автомобилей.

— Не имея симметрического торгового режима, Украина всегда будет преследоваться внешнеэкономическими партнерами, — так прокомментировал данное решение во время визита в Запорожье премьер-министр Виктор Ющенко. — Существуют системные требования, которые должны реализовываться любой страной, в том числе и нашей, если она хочет работать в Европе, быть членом мировой организации торговли и занимать место в мировом торговом рынке. Не решив ключевой проблемы присутствия нашего производителя и нашего товара на внешнем рынке, трудно вести речь об экономическом развитии. Но с другой стороны, мы понимаем, что некоторые вопросы, относящиеся к гармонизации внешнеэкономической части нашей торговли, вступают в противоречие с интересами определенной отрасли или определенного коллектива. Правительство ответственно относится к этой ситуации. На ближайших заседаниях Кабмина мы еще возвратимся к этому постановлению, будем его обсуждать и, естественно, искать выход. Но нельзя воспринимать проблемы просто и невзвешенно.

Председатель наблюдательного совета ОАО «АвтоЗАЗ» Т. Васадзе в своих оценках был более откровенен и резок.

— Сегодня правительство, реагируя на претензии Европейского союза, уже начинает отменять льготы, нарушая основные пункты, которые были заложены в основу создания СП. Когда мы пытались создать лучшие условия для завода, чтобы легче работалось, мы пошли на нулевую ставку НДС, акциза и, естественно, пошлин. Мировая практика не допускает такого. Для того чтобы это понять, не надо большого опыта. Достаточно было поехать в Польшу, Румынию, Турцию и посмотреть, как же люди создали свою автопромышленность. Получилось так, что в нас не заинтересовано не только ЕС, но и наше государство. Я хожу по министерствам и Кабмину и убеждаю всех, в первую очередь премьера, что надо сохранить коллектив в 18 тыс. человек. Но у премьера 50 миллионов, из них 15 — пенсионеры, многие из которых не получают пенсию. А почему у государства нет к нам интереса? Да потому что мы не платим налоги.

И уж совсем «по полной программе» отреагировали корейские партнеры. Генеральный директор ЗАО «АвтоЗАЗ—Daewoo» Ванг Янг Нам на недавней пресс-конференции огласил официальную позицию одного из учредителей СП — фирмы Daewoo Motors. В нем подчеркивается, что данное постановление, а также отмена льгот нанесут смертельный удар деловой активности СП. Оно потеряет даже ту незначительную долю, которую занимает на рынке Украины. Корейская сторона убеждена в том, что имеет все основания расценивать постановление как прямое и однозначное нарушение гарантий, установленных законом Украины «О режиме иностранного инвестирования». Партнеры также удивлены, что столь важное решение появилось без каких-либо консультаций с самым крупным инвестором украинской экономики. В связи с этим они довольно четко и определенно заявляют, что если данное постановление останется в силе, а льготы будут отменены, никакого будущего у СП «АвтоЗАЗ—Daewoo» не существует. А раз так, корейцы считают для себе неприемлемым дальнейшее участие в проекте. Руководители Daewoo считают себя вправе заявить украинскому партнеру, что само принятие этого постановления правительством Украины предоставляет им возможность с целью защиты своих законных интересов инициировать расторжение учредительного договора, потребовать возврата внесенных инвестиций, компенсации ущерба (в том числе неполучение прибыли) и морального ущерба, как это оговорено статьей 10 закона Украины «О режиме иностранного инвестирования».

Руководство фирмы заявило, что с момента вступления в силу постановления и до момента решения вопроса о защите национального производителя автомобилей в Украине, положительного с точки зрения Daewoo, оно считает себя свободными от всех своих обязательств, предусмотренных генеральным соглашением (инвестиционной программой) от 17 сентября 1997 года.

В принципе, данному заявлению можно было бы и не придавать слишком большого значения. Поскольку, согласно учредительному договору, обществу с ограниченной ответственностью Daewoo Motors Co принадлежит всего 2 процента акций СП «АвтоЗАЗ—Daewoo». Владельцами 48 процентов является другое ООО, входящее в состав Daewoo Group — Daewoo Heavy Industries. И 50 процентов принадлежит ОАО «АвтоЗАЗ». Но все дело в том, что оба ООО уже пришли к соглашению (осталось только юридически оформить сделку) о том, что 48-процентный пакет переходит в собственность от Daewoo Heavy Industries Ltd. к Daewoo Motors Co Ltd. А последнее, как известно, в связи с финансовыми сложностями, возникшими у корпорации Daewoo Group, выставляется на продажу. В списке возможных покупателей — GM, Ford, Fiat и некоторые другие фирмы, и у СП есть шанс стать подразделением одной из них.

Фактически это означает, что Daewoo твердо решила в нынешнем году окончательно уйти с украинского рынка. И судьба запорожского автозавода вновь становится неопределенной: самостоятельно, без иностранных инвестиций он работать не может, а новые потенциальные партнеры вряд ли безоговорочно согласятся в нем участвовать в рамках старого учредительного договора, если вообще согласятся сотрудничать. Сюжет, увы, банален. Даже несмотря на то, что мастерски был разработан в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно