АГРАРНАЯ РЕФОРМА ИЛИ АГРАРНАЯ ВОЙНА?

7 июня, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 7 июня-14 июня

Читатель хорошо знает, что дела у наших колхозов-совхозов не так чтобы очень хороши, что город селу...

Читатель хорошо знает, что дела у наших колхозов-совхозов не так чтобы очень хороши, что город селу задолжал, продовольственную программу бывший СССР выполнил не полностью и, наконец, в Украине появились люди, которые кушают не так чтобы очень досыта. Вот почему хочется начать с примера безусловно отрадного, способного вселить надежду на лучшее будущее. И такой пример у меня есть.

Сразу за окружной дорогой, что опоясывает Харьков, расположено коллективное сельскохозяйственное предприятие «Харьковплемсервис», руководит которым Н.Звозчик. Свой нынешний статус коллективного оно получило в марте 1992 года, когда перешедший на аренду с выкупом еще в 1990 году коллектив специализированного сельхозпредприятия, поставлявшего хозяйствам Харьковской области сперму элитных быков-производителей для искусственного осеменения, выплатил государству остаточную стоимость имущества и, отказавшись от государственных дотаций, ринулся в пучину рынка.

В марте этого года предприятие отметило четвертую годовщину своего существования на «вольных хлебах». Не круглая дата, но кое-какие итоги подвести можно.

Итак, вот некоторые данные за прошлый год. Хозяйство реализовало около 800 тысяч спермодоз по самым низким в Украине ценам - на 30% ниже среднеукраинских.

В пересчете на твердую валюту стоимость реализации дозы в хозяйстве была равна 1 доллару. Чтобы понять, много это или мало, назову стоимость импортной (канадской) дозы - 10 долларов (к этим двум цифрам мы еще вернемся далее). Низкая цена обусловлена законами рынка - вынуждает конкуренция. Как уже было сказано, «Харьковплемсервис», будучи предприятием негосударственной формы собственности, попросту частным, не получает государственных дотаций. Но что гораздо менее понятно, когда колхоз покупает аналогичную продукцию у госпредприятий, то он получает дотацию от государства, которое частично оплачивает такую покупку, а вот покупку у «Харьковплемсервиса» хозяйство должно оплачивать само. Такой, понимаете ли, наглядный урок «равноправия» всех форм собственности в нашей Украине.

Можно однако считать, что тут мы имеет дело с досадным недоразумением - когда на совещании в Переяслав-Хмельницком в начале 1996 года начальник главка Минсельхозпрода В.Лукьянчук и начальник «Укрплемобъединения» В.Буркат предложили руководителям госпредприятий того же профиля, что и «Харьковплемсервис», поставлять колхозам-совхозам канадские спермодозы стоимостью в 10 долларов по цене 5 долларов. Разницу в 5 долларов будет оплачивать бюджет. За что наше мудрое руководство любит канадского «частника» и не любит своего, мы попробуем разобраться чуть дальше.

Особая «зловредность» «Харьковплемсервиса» в том, что он процветает при низких ценах на свой товар и услуги клиентам и при полном отсутствии госдотаций. Зарплату все триста работников хозяйства получают без задержек, в среднем по 14 - 16 миллионов в месяц. Триста дойных коров дают по четыре с гаком тонны молока каждая, свиноферма на тысячу голов дает свинину себестоимостью по 170 тысяч карбованцев за килограмм в убойном весе. Все это позволяет поддерживать высокую рентабельность хозяйства и продавать мясо, молоко и другие продукты своим работникам по льготным ценам. А хочешь - бери корма и сам выращивай свинью, держи корову. Себестоимость тонны зерна в 1995 г. оказалась равной 5 миллионам карбованцев, так что цены на корма тоже вполне доступные.

Вместе с филиалами «Харьковплемсервис» имеет 1700 га пашни. Работники двух соседних совхозов пару лет назад стали настойчиво поговаривать о том, чтобы поменять форму собственности и пойти «под руку» Н.Звозчика. Именно поэтому они были срочно преобразованы в опытные хозяйства Академии аграрных наук Украины и, как таковые, приватизации теперь не подлежат. Каким же опытом готовы они поделиться в итоге? Вот некоторые цифры. Опытное хозяйство «Колос» (бывший овоще-молочный совхоз им. Красной Армии) собрало по 30 ц овощей с гектара (300 граммов с квадратного метра!), надоило по 878 кг молока от каждой из своих 450 коров, почти в пять раз меньше, чем в «Харьковплемсервисе». В первом квартале 1996 года надаивали аж по полтора литра в сутки, когда «Харьковплемсервис» - по одиннадцать. А как там платят сейчас зарплату - говорить вообще не приходится. Не лучше обстоят дела и в бывшем совхозе им. Чапаева.

Именно такой передовой опыт и определял, по-видимому, действия областной администрации, которая с завидной настойчивостью добивалась возвращения «Харьковплемсервиса» под опеку державы. Так, госадминистрация Валковского района Харьковской области, действуя при полной поддержке госадминистрации областной, незаконно отторгла у «Харьковплемсервиса» его валковский филиал. Незаконно, поскольку решением Харьковского областного арбитражного суда валковский филиал еще в 1993 году было постановлено вернуть «Харьковплемсервису».

Это решение до сих пор не выполнено. Однако районный совет в 1995 году внес этот филиал, ставший госпредприятием, в список подлежащих приватизации объектов. Вот так, уважаемый читатель, отобрали, подержали на дотациях и теперь вновь хотят сбыть с рук.

В этой статье не место разбираться во всех тонкостях той юридической войны, которую три годы ведет держава в лице областной госадминистрации против коллектива собственников «Харьковплемсервиса». Противозаконность этих действий не раз подтверждалась и арбитражным судом, и прокуратурой, и таким авторитетным в вопросах защиты имущественных интересов государства органом, как Фонд госимущества Украины.

Попытаемся теперь подойти к конфликту с позиций здравого смысла. Начнем с того, что за время самостоятельного хозяйствования владельцы собственным трудом более чем утроили первоначальный объем производственных фондов. Что же случится, если будет принято решение о возврате «Харьковплемсервиса» в собственность государства? У акционеров конфискуют созданную их трудом собственность? Или выкупят? А если они не захотят ни отдать, ни продать? Они - собственники и ничего ни у кого не крали. Их права были признаны законными государственными органами и закреплены актом государственной регистрации «Харьковплемсервиса» как коллективного сельскохозяйственного предприятия. Кто-то из госслужащих неправильно истолковал какой-то закон? Так, может быть, он плохо написан, или госчиновник не на месте? Значит, государство допустило брак в работе и теперь, возвращая свою одну треть, отбирает чужие две трети, потому что оно сильнее?

В голову приходит и еще один вопрос - зачем это нужно? Ведь никто даже не пытается утверждать, что после приватизации предприятие ухудшило оказание услуг своим клиентам. Наоборот, несмотря на недобросовестную конкуренцию со стороны государства (так это называется на языке хозяйственного права), потребители области не отказываются покупать сервис «Харьковплемсервиса».

Почему же так настойчива Харьковская обладминистрация? И почему она находит поддержку в Харьковской облпрокуратуры, руководящих товарищей из Минсельхозпрода, Высшего арбитражного суда Украины? Какую законность хотят они утвердить, действуя такими методами?

Хочу напомнить всем, кому знать надлежит, что Украина стала членом Совета Европы и подпадает теперь под юрисдикцию Европейского суда. В ситуации, когда мы хотим убедить цивилизованный мир в честности наших намерений стать правовым государством, Украине не хватает только скандального процесса в этом суде в связи с попыткой совершить от имени государства разбойное нападение на собственность своих же граждан.

Как, например, будет выглядеть то обстоятельство, что Высший арбитражный суд Украины рассматривал дело, в котором не определена одна из сторон спора. Харьковская областная прокуратура учинила иск «Харьковплемсервису» «в интересах державы», не указав конкретно государственного органа или юридического лица. В соответствии с процессуальными нормами суд не имел права принимать такое дело к рассмотрению! Фонд госимущества Украины, который мог бы представлять интересы государства в этом споре, наоборот, обратился с протестом к генеральному прокурору по поводу противоправного решения, принятого судом. Безнадежно, с правовой точки зрения, выглядит позиция, которую заняла прокуратура Харьковской области.

Бывший прокурор области Беседа направил иск в ВАСУ, «забыв», что еще совсем недавно по его поручению было подготовлено и направлено в Генеральную прокуратуру заключение об абсолютной законности процедуры приватизации «Харьковплемсервиса». Сорок страниц приложений к этому заключению говорят о серьезности проделанной прокуратурой работы. А новый иск, противоположного смысла, направлен «голым», без всякого дополнительного обоснования. Воистину, наказывая грешника, Бог лишает его разума!

В этом театре абсурда есть, однако, еще более абсурдные сюжетные линии. Читатель, надеюсь, не забыл о том, сколько молока от своих коров надаивает сосед «Харьковплемсервиса» - опытное хозяйство «Колос». Чтобы отбросить сомнения в типичности подобных колхозов-совхозов, напомню, что по данным нашей статистики Украина в среднем получает от коровы по 2000 литров молока в год. Ну, а поскольку есть хозяйства с надоем больше 4000 литров (как «Харьковплемсервис»), то должны быть типичными и такие, как «Колос». Чтобы в среднем получалось по две тысячи!

Сейчас, читатель, я открою большую тайну: чтобы корова дала меньше тысячи литров в год, ее надо попросту перестать кормить. И вот в порядке заботы о племенных качествах нашего скота высококвалифицированные специалисты из Минсельхозпрода предлагают такой голодной корове заморского «жениха», берущего за такое удовольствие вдесятеро больше своего собственного «парубка». У наших коров до 40% телят дохнут от соответствующего кормления и ухода, а тут для одной Харьковской области государству следует отыскать 8 миллионов долларов в год для организации такого «международного секса» в коровьем исполнении!

Я не специалист племенного дела, но считаю неплохо. Именно поэтому мне ясно, что когда мы станем, наконец, досыта кормить наших коров и специалисты получат возможность взяться за племенное дело, то не придется доставлять сперму из Канады. И тогда хозяйский расчет потребителей и поставщиков, таких как «Харьковплемсервис», будет диктовать, так сказать, племенную политику. Но случится это не раньше, чем Украина сумеет организовать, наконец, селекцию своей правящей элиты.

Посмотрим внимательно на экономическую сторону дела. Если корова дает 878 литров, то она - убыточна. Ее плохо кормят, и она ест только, чтобы не сдохнуть. Если корм пяти таких коров отдать одной, то она даст молока за пятерых. Так и делает нормальный собственник. Не сможет он держать пять коров, если имеет кормов на одну.

Наш колхозно-совхозный собственник поступает вопреки нормальной хозяйской логике только потому, что все убытки распределяются между гражданами Украины. Нищают хозяйства, люди покидают село, недоедают дети и пенсионеры, на многие месяцы задерживается выплата нищенской зарплаты половине работающих, у армии нет средств на обучение личного состава и на его обмундирование, прекратились инвестиции в промышленность и сельское хозяйство.

Мы превращаемся в нацию нищих, потому что у руля государства нередко продолжают находиться те, кто в течение 70 лет вел СССР к экономическому банкротству. Наша экономика была и продолжает оставаться командной, то есть отвергающей экономическую выгоду, как главный показатель успеха. Именно такой подход к делу породил кадры руководителей, ненавидящих предпринимательство как форму экономического развития.

Об авантюре Минсельхозпрода с канадской спермой в печати до сих пор, кажется, ничего не было. Но и тут речь идет о потенциальных убытках в десятки миллионов долларов. И тут уместно ставить вопрос о возбуждении дела о нанесении государству убытков в особо крупных размерах. Сплошь и рядом подобные сделки сопровождаются крупными взятками должностным лицам. Но если ничего такого нет, если подобные «инициативы» и самим авторам не приносят никакого дохода, то их профессиональная состоятельность является весьма и весьма проблематичной.

Подводя итог сказанному, я хочу поделиться с читателями некоторыми из своих выводов относительно генерального курса нашей будущей аграрной реформы. И главный из них такой: надо освободить сельского производителя от произвола чиновников любого уровня, предоставив ему законодательно и фактически возможность стать эффективным собственником-предпринимателем. И ключевым здесь является право собственности на землю (или право на долговременную аренду), которая должна стать товаром и по законам рынка уходить от хозяина плохого к хорошему.

А чтобы никто не мог сидеть на земле, подобно собаке на сене, земельный налог (или арендные платежи державе) должны быть весомы. За счет уменьшения (или отмены) других видов налогов - НДС и на прибыль можно сделать налог на землю равным, скажем, 20 - 25% ее расчетной урожайности. В случае отмены остальных налогов это все равно будет меньше того, что берет государство сейчас. Но при такой величине налога любое хозяйство все усилия направит на то, чтобы на меньшей площади получить возможно больший урожай. Ведь налог будет исчисляться по расчетной (рента), а не фактической урожайности. И если государство будет основную часть налога брать в натуральном виде - зерном, маслом (или семечками), сахаром (или сахарной свеклой), то получит в свое распоряжение источник больших доходов. Их часть через государственный земельный банк можно будет направить на кредиты хозяйствам, но под залог земли. Так появится ее рыночный фонд, из которого рентабельные хозяйства вроде «Харьковплемсервиса» смогут приобретать необходимую им для расширения производства землю.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно