А мышку мы даем бесплатно...

6 мая, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 6 мая-13 мая

Подогретые рекламой, советами друзей или просто мечтами о светлом высокотехнологичном будущем, мы все чаще соблазняемся на покупку того, что носит гордое название «ІТ-продукты»...

Подогретые рекламой, советами друзей или просто мечтами о светлом высокотехнологичном будущем, мы все чаще соблазняемся на покупку того, что носит гордое название «ІТ-продукты». Тем более что немало вещей, бывших ранее просто бытовой техникой (или же и не техникой вовсе) — фотоаппараты, плееры, записные книжки и т.д. — получают цифровую начинку и попадают в категорию «информационных». В конце концов процессор и память современного фотоаппарата могут дать фору компьютеру десятилетней давности.

Что же лучше всего сделать, когда желание совпало с возможностями и вы морально готовы поддержать прогресс своим кошельком? «Конечно, сходить в магазин», — ответит большая часть наших соотечественников. Однако, свидетельствует практика, такой ответ, мягко говоря, не оптимален.

На самом деле первое, что можно посоветовать, — это сходить в Интернет, на сайты, где собраны прайс-листы разных компаний. И там следует внимательно изучить технические характеристики желанного продукта (привлечение друзей, родственников и т.д. с базовыми знаниями в этой области приветствуется), как правило, размещенные на этом же сайте — часто вместе с откликами счастливцев, уже имевших возможность этим продуктом попользоваться. Читая отклики, следует помнить, что часть из них могли написать сотрудники фирмы-продавца. А потом стоит поискать привлекательные, с точки зрения цены, варианты. Честное слово, такое проведение времени обычно себя оправдывает. Довольно часто можно выяснить, что ближайший магазин, в который вы, собственно, и собирались идти, скромно накручивает цену процентов на 30—40.

Разумеется, в больших и красивых салонах цены будут, как правило, выше, а в маленьких оптово-розничных фирмах и фирмочках, чьи «офисы» и «склады» предусмотрительно прячутся в подвалах и на чердаках, — наоборот, ниже. «Но ведь в солидных магазинах все покажут, расскажут, помогут сделать оптимальный выбор и запакуют выбранное в красивенькую коробочку», — может воскликнуть простодушный читатель. В идеале, конечно, так и должно быть (причем как в больших магазинах, так и в маленьких). Суровая реальность, к сожалению, часто бывает иной.

Картинка из жизни

Магазин известной киевской фирмы (лидера по объемам продаж, с четырьмя, кажется, салонами в центре города). Присматриваюсь к жестким дискам. Через минуту-другую за плечом появляется длинноногое блондинистое чудо: «Вам помочь?». «Вот, вот откуда появляются магазинные наценки!» — думаю про себя. «Скажите, а чем различаются эти два диска?» — спрашиваю, показывая на продукты компаний М. и Н. «Чудо» как-то скисает, а через несколько секунд почему-то агрессивно провозглашает: «Вы что, не видите, — производители разные. Ну, и цена...». Продолжаю допрос: «Ну а эти два?» — уже об изделиях одной фирмы. Наступает продолжительная и неудобная пауза. На помощь прибегает молодой мужчина в наутюженной рубашке и при галстуке (как они только умудряются сохранять такой вид в течение всего дня?). И, вникнув в ситуацию, начинает что-то бормотать о «более новых и более старых моделях», так и не сказав при этом, какой из дисков каким является. Вообще я догадывался, что различались два устройства количеством пластин и размерами буфера (зоны, где «складируются» данные, прежде чем проводится физическая запись). Однако говорить о таких вещах я уже не отважился — а вдруг «сейлзвумен» воспримет это как неприличную ругань? Еще милицию вызовет… Да и покупать, в конце концов, я ничего не собирался — цена была завышена процентов на 25 как минимум. По всей видимости, за аренду площади магазина в центре города. Ну и, наверное, за «услуги» «продавцов-консультантов».

Конечно, в природе существуют салоны с компетентными и тактичными продавцами. Но попадаются они редко. Причина простая — сплошь и рядом зарплата конкретно взятого продавца практически никак не зависит (или очень слабо) от объема проданного. Время от времени суровая административная дисциплина может заставить красивых девушек и парней широко улыбаться клиентам, но читать спецификации, инструкции и весь объем компьютерной прессы — никак. Складывается впечатление, что у многих «консультантов» основная задача, — ненавязчиво выяснив размеры вашего «бюджета», продать вам товар ровно на имеющуюся у вас сумму (по возможности — немного больше), а технические характеристики того, что они вам продают, интересуют их в последнюю очередь.

Очевидным преимуществом больших магазинов является следующее: товар можно обсмотреть, покрутить и пощупать, — часто тактильные ощущения ничуть не менее важны, нежели технические характеристики. Хотя, сделав это, можно со спокойной совестью продолжить погоню за более низкой ценой уже совсем в другом месте. Определенную роль иногда играет и географический фактор — если вам нужен товар на 30—40 гривен, вы не станете тратить время на поиск более низкой (на 5 гривен) цены и поездку в другой конец города, а пойдете в ближайший магазин и купите все, что вам нужно. В конце концов многие люди идут за покупками в определенный магазин просто по привычке.

Существует еще такая штука, как разные акции, на которые владельцы и производители заманивают простодушного покупателя. Здесь пространство для маркетологической фантазии безгранично — бесплатные коврики для мышек и сама мышка, призывы «приведите друга, и за его голову мы подарим вам футболку», и даже реальные два-три процента скидки за товар, купленный в воскресенье между 23 и 24 часами, — всем этим одаривает нас реклама на каждом столбе. Хотя покупателю не следует забывать, где именно водится бесплатный сыр, а также то, что 15—20 избыточных процентов стоимости компьютера, приобретенного в салоне, который тратит деньги на массированную рекламу, позволили бы ему обзавестись целым выводком разнокалиберных мышек.

В маленьких и недорогих фирмах ситуация кардинально иная. Весь коллектив там состоит из десятка сотрудников, и контролирует их непосредственно «шеф», зачастую являющийся и владельцем фирмы. Лучше всего, если вы, собственно, на «шефа» и попали: человек, который видит в вас свою прямую прибыль, постарается вам и рассказать, и показать, и польку станцевать. А вообще удовольствие от процесса покупки в малой фирме полностью зависит от ее руководителя. Если в больших компаниях вам обычно предложат обезличенно-отстраненный сервис (средне-невысокого уровня), то в малых вы имеете шанс нарваться как на откровенных хамов (над которыми нет контролера, заставлявшего бы их улыбаться, — они сами себе начальники), так и на специалистов, с максимальным вниманием относящихся ко всем вашим пожеланиям, а со временем, если вы станете постоянным клиентом, корректировавших бы для вас цены и дававших бесплатные, но полезные советы. Поэтому «вестись» на хорошие предложения в прайс-листах со стороны небольших компаний во многих случаях не только можно, но и нужно.

Однако в погоне за низкой ценой нужно сохранять здравый смысл. Если какая-то фирма предлагает уж слишком низкие цены — не на 10—15, а процентов на 35—50 ниже, чем средние на рынке, это серьезный повод даже не для раздумий, а для отказа. В лучшем случае вам пытаются продать так называемую «фабрично переработанную» технику. То есть приборы, которыми кто-то пользовался, потом они сломались и были сданы в гарантийный ремонт, отправлены на фабрику и там приведены в рабочее состояние. С заменой кнопочек и бирочек — чтобы факт предыдущего использования был не очень заметен. Разумеется, покупка такого прибора — лотерея. Правда, с шансами на выигрыш.

Иногда среди потоков спама попадаются заманчивые предложения — «техника за 50% стоимости» и т.п. Линк ведет на сайт, где и впрямь предлагают технику, но каких-либо координат или даже названия фирмы-продавца нет. Вот на такую рекламу вестись нельзя ни в коем случае. Прежде всего — это, как правило, криминал. В лучшем случае вам предлагают краденую технику. Или технику, купленную с помощью краденых кредитных карточек. В худшем — вас хотят банально обмануть или ограбить.

Кстати, во время покупки через Интернет иногда случаются не только криминальные, но и смешные эпизоды.

Картинка из жизни

В течение трех часов ищу новый мобильный телефон. Ищу, конечно, в Интернете — не в дорогих же салонах с породистыми, но малофункциональными консультантками это делать! Наконец нахожу нужное — в смысле, не телефон, их-то всюду достаточно, а цену. На всякий случай перезваниваю-переспрашиваю — все сходится. Иду по указанному адресу и подхожу — нет, не к обычному общежитию, подворотне или, в крайнем случае, музыкальной школе, где водятся недорогие фирмы, а таки к салону мобильной связи. Внутри ищу нужную модель. Она, конечно, есть. Вот только цена... салонная. «Кинули, как ребенка малого кинули! — клокочет праведный гнев. — Полагают, раз пришел — все равно купит. Не куплю. И не надейтесь — у меня и денег таких с собой нет, а были бы — все равно бы не купил». Тем не менее в порыве отчаяния подхожу к продавцу и объясняю ситуацию — обещали одну цену, а здесь на хороших 30 процентов выше. Какое-то мгновение он морщит лоб, а потом взрывается заговорщицким шепотом: «А-а! Это вам в интернет-магазин нужно! Проходите в подсобку!». Вхожу в «виртуальную реальность». Длинноволосый молодой мужчина жестом фокусника достает нужный телефон, где-то находит заряженный аккумулятор, включает и тестирует (когда я заходил, его коллеги в торговом зале отказывались это делать). Подписывает гарантию. Правда, не фирменную, а магазинную. Телефон работает и по сей день, несмотря на ценовую «неполноценность».

Конечно, низкая цена в малых фирмах и «интернет-магазинах в подсобке» не всегда является лишь следствием экономии на аренде, продавцах и т.д. Очень часто в продажу идет «серый» товар. Нет, это никоим образом не подделки. Просто пересекал границу такой товар не совсем легальным способом (правда, сейчас контрабандистов как будто приструнили). Или же, скажем, даже пересечение границы было вполне легальным — просто партия товара предназначалась фирмой-производителем, например, для Китая, и цена у нее была намного ниже, чем для «постэсэнгешного» рынка. Единственной реальной опасностью покупки «серого» товара является отсутствие фирменной гарантии. То есть, купив, например, монитор транснациональной корпорации Х, вы не можете прийти в любой авторизованный сервисный центр этой корпорации и требовать его гарантийного ремонта — вам придется обращаться только к той фирме, которая вам его, собственно, и продала.

Картинка из жизни

Сломался у меня как-то монитор. Большой. На 19 дюймов. Просто в один день перестал включаться — и все тут. Поэтому пришлось везти шедевр западной техники на гарантийный ремонт. Занятие это, мягко говоря, малоприятное: все-таки 25 килограммов уже «неживого» веса и громадная коробка, которая не в каждую легковушку вмещается, — а без нее на гарантийный ремонт не принимают.

Вызываю такси, еду в «авторизованный сервисный центр» очень известной и очень серьезной фирмы-производителя. Приехав, машину не отпускаю — поскольку нужно успеть в целую кучу разных мест. Вношу «труп» в помещение. Там как раз один из работников принимает в ремонт... электромясорубку. А другой обсуждает по телефону подробности рыбалки. Приняв кухонный механизм, первый мастер ремонтных дел быстро исчезает за дверью. А другой беседует. На попытки привлечь его внимание лишь гостеприимно машет рукой — вы садитесь, не нервничайте.

Я сижу. Таксист сидит в машине и ждет меня. Ему сидеть лучше — у него копеечки после каждого волшебного движения часовой стрелки прибывают. А у меня, соответственно, убывают. А история о рыбалке все не заканчивается. Проходит 30 минут. Уж и не знаю, то ли все-таки тема исчерпалась, то ли мое заинтересованное перечитывание жалобной книги и последующее извлечение ручки из кармана повлияли, но минут через 40 монитор у меня наконец-то приняли. И предложили позвонить, ну-у, недельки через две-три. И работай это время, дорогой товарищ, как хочешь — хоть новый монитор покупай, хоть осваивай радикально слепой набор. В течение пяти недель периодически названиваю — безрезультатно. А потом приходит долгожданная весточка — монитор ремонту не подлежит, я могу прийти и забрать соответствующую бумажку, по которой фирма-продавец выдаст мне новое устройство.

«Сервисные центры часто так делают, — просветил меня продавец в процессе выдачи «обменного» монитора. — Пишут акт на списание, а потом «уничтожают» монитор или любой другой прибор. Поскольку представитель фирмы-производителя при этом, как правило, не присутствует, то «уничтоженное» вскоре появляется у друзей-знакомых за весьма умеренную цену. А продал бы я вам товар с нашей гарантией — так через два-три дня поменяли бы…

Еще одним, довольно популярным способом покупки различных ІТ-продуктов является заказ их из-за границы, с оказией в виде родственников, друзей или знакомых. Плюсы — очевидны. Цена на большинство современных цифровых приборов в США, и особенно в Азии, иногда ниже едва ли не вполовину. Тем не менее и за низкую цену приходится платить. Если прибор сломается даже в первый день пользования — ни о каком гарантийном ремонте и речи не будет. Предназначенные для продажи в одной части мира электронные приборы и компоненты в других не ремонтируются, а «сервисная поездка», например, в Китай, явно обойдется дороже самого прибора. Так что придется или расщедриваться, или дожидаться новой оказии.

Популярной опасностью при покупке ІТ-продуктов является синдром буриданова осла. В частности, у автора есть знакомый, который уже третий год выбирает цифровой фотоаппарат и будет выбирать его, очевидно, еще долго. Он изучает все спецификации, рассматривает тестовые фото, придирчиво перечитывает обзоры — и как только ему кажется, что идеал найден, на рынке появляется еще три-четыре модели, с которыми все начинается сначала. Понятно, что относиться к делу надо проще. В конце концов это всего лишь вещи, пусть и сложные, высокотехнологичные, а нередко и недешевые. Тем не менее, как правило, срок их жизни относительно короток — от года до трех-четырех, а там появится соблазн приобрести более новую, лучшую модель. Технический прогресс вместе с энергичными коммерсантами о притоке свежих желаний у потребителей, будьте уверены, позаботятся.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно