30 ЛЕТ СПУСТЯ... В УКРАИНСКОМ ТЭКЕ: ТЕЛЕГА ПО-ПРЕЖНЕМУ БУДЕТ ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ?

Поделиться
Возможно, вы не поверите, но недавно назначенный министр топлива и энергетики Украины Станислав Сташевский, огласив возможность «снижения планки» газопотребления в Украине с недавних 76 до 45 млрд...

Возможно, вы не поверите, но недавно назначенный министр топлива и энергетики Украины Станислав Сташевский, огласив возможность «снижения планки» газопотребления в Украине с недавних 76 до 45 млрд. кубометров газа в год, в принципе (или, скорее, в перспективе), прав. Или, точнее говоря, может оказаться правым, если.

Если...

В минувшую среду в Киеве имели место два мероприятия, непосредственно относящиеся к топливно-энергетическому комплексу Украины и к ее энергетической безопасности вообще. В этот день началась трехдневная международная конференция, приуроченная к 15-й годовщине чернобыльской трагедии. И 18 же апреля в сессионном зале Верховной Рады состоялись парламентские слушания «Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года», инициированные комитетом ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

«Мы с вами тут говорили о стратегии, но до сих пор нет цели». Так, можно сказать, резюмировала услышанное 18 апреля в ходе парламентско-стратегических слушаний о судьбах ТЭК депутат из комфракции Алла Александровская. В иной стилистике и более аргументировано, нежели эмоционально, но почти аналогичное там же сказал и недавно вернувшийся в парламент после губернаторства на Запорожчине депутат из фракции Демсоюза Алексей Кучеренко. Это два категоричных мнения по поводу отечественной энергостратегии-2030.

К слову сказать, мало кому из присутствовавших на тех парламентских слушаниях к означенной стратегической дате будет менее 60—70 лет... Это вовсе не значит, что им к тому времени будет все равно, что они сегодня нарешали, и вскоре могут принять в качестве энергостратегии страны на ближайшие 30 лет. Это к слову о том, что, может быть, хоть кто-то перестанет быть временщиком и начнет думать о том, что — не без его участия — останется в наследство его (и не только его) детям, внукам, правнукам...

В сессионном зале ВР почти 500 приглашенных представителей всех сегментов ТЭК слушали выступления почти двух десятков выступивших. Каждый второй оратор — депутат. И, как метко заметили некоторые присутствовавшие недепутаты, кто на что подписался, о том и говорил. Донетчане и луганчане — о шахтах, развитии угледобычи и поднятии престижа шахтерской профессии. (Самое время: от хорошей жизни вряд ли кто-то полезет в забой, каким он есть сегодня...) Депутат Петренко (комфракция), так он просто «прокатил» Минфин и коллег из бюджетного комитета ВР за то, что, мол, из-за их «умышленного нежелания», непонимания проблем из госдотирования угольной отрасли в прошлогоднем бюджете «исчезли 200 млн. грн.» Всяк выступающий говорил о доселе «нетронутых финансированием» программах ТЭК. Никто прямо не кричал, мол, вынь да полож. Но и так всем было понятно, что всякая модернизация, реструктуризация, а тем более переориентация, например, энергетики на отечественный уголь требует колоссальных средств. Досталось правительству и за то, что 17 апреля «за бесценок» продали три энергопоставляющие компании всего-то за 500 млн. грн.

Были верны себе депутат Олекса Гудыма (непосредственный инициатор энергопарламентских слушаний) и профессиональный газовщик Иван Дияк, не в первый раз призывающие к сокращению энергозатрат, диверсификации источников и маршрутов доставки в Украину энергоносителей.

Глава НКРЭ предостерег от поспешного изменения ситуации с оптовым рынком электроэнергии. А Юрий Недашковский, возглавляющий НАЭК «Энергоатом», напомнил, что пока несколько лет говорили об альтернативной ветровой, солнечной энергии и возобновляемых ресурсах энергии, атомная энергетика увеличила свою долю в общем производстве электроэнергии с 25 до 50%. А также о том, что в ближайшие три года только для модернизации действующих энергоблоков украинских АЭС потребуется 800 млн. долларов. А какие затраты атомную энергетику ожидают после 2013 года, когда будет в большинстве исчерпан ресурс действующих атомных энергоблоков, он даже не стал называть (и так не по себе).

Добротно насыщенный цифрами доклад недавно назначенного министра топлива и энергетики Станислава Сташевского присутствовавшие в зале выслушали спокойно, ибо для большинства эти цифры не были новыми. Хотелось, правда, конкретнее узнать об энергостратегии и, главное, о цели, но... На министра, похоже, никто не обиделся — как-никак только месяц как он в новой ипостаси. А несколько позже депутат Кучеренко заметил, что трудно ожидать последовательности в разработке энергостратегии в условиях, когда за год меняется два вице-премьера и три министра «от ТЭК». Вице-премьер Олег Дубина (назначенный на этот пост после отставки Юлии Тимошенко) в ложе правительства спокойно слушал выступающих...

Пожалуй, содержательнее других оказалась речь председателя правления ОАО «Укрнефть» Олега Салмина. Хотя бы потому, что ему было что рассказать о возглавляемом им предприятии, кроме проблем, а также о вполне определенных перспективах этой основной нефтедобывающей компании Украины. И это при том, что сокращение (или, как говорят нефтедобытчики, падение) объемов добычи нефти с конденсатом (этот показатель составлял в 1972 году 13,9 млн. тонн), в прошлом году «Укрнефти» удалось остановить только на отметке 2,9 млн. тонн.

Государственная политика бывшего СССР в нефтегазовой отрасли была направлена на развитие западносибирских месторождений нефти и газа за счет уменьшения финансирования других регионов страны, в том числе и Украины. Как следствие, в стране резко сокращались геологоразведочные работы и за последнее десятилетие в Украине практически не введено в эксплуатацию ни одного крупного месторождения нефти.

И тем не менее ОАО «Укрнефть» — наибольшая в Украине нефтегазодобывающая компания, на долю которой приходится 93% добычи нефти, 40% — газового конденсата и 18% — газа от общей добычи этих углеводородов в стране.

Правда, это не значит, что ее минули отечественные неприятности, как то «вымывание» оборотных средств предприятия путем ежегодного «отбирания на госнужды» нефти с конденсатом и газа без соответствующей оплаты. А в 2000 году «Укрнефть», кроме прочего, оказалась перед фактом того, что ее прежняя страховка была… фиктивной. «Укрнефть» в свое время была застрахована на 56 млн. грн., а в прошлом году выяснилось, что это привело к увеличению задолженности компании перед бюджетом до 470 млн. грн., задолженность по заработной плате при этом составила сумму, равную фонду оплаты труда за восемь месяцев.

Экономическое положение ОАО «Укрнефти», складывавшееся на протяжении последнего десятилетия, еще недавно можно было расценивать как критическое. В значительной мере и потому, что компания применяет устаревшие технологии, а ее основные фонды морально и физически изношены более чем на 80%, что значительно снижает эффективность использования «Укрнефтью» собственных ресурсов, которые в прошлом году ей все же удалось саккумулировать. Это так называемый внутренний резерв. Между тем «Укрнефть» уже несколько лет как пытается привлечь и иностранные инвестиции в нефтедобывающую отрасль.

С этой целью с участием предприятий ОАО «Укрнефть» было создано четыре совместных предприятия и подписано три договора о совместной инвестиционной и производственной деятельности с иностранными компаниями. Однако, как выяснилось, объемы внесенных инвестиций значительно ниже запланированных программами СП и финансовыми планами совместной деятельности.

Не так давно на конференции «Перспективы развития энергетической инфраструктуры Украины» глава правления ОАО «Укрнефть» О.Салмин рассказывал, что, например, СП «УкрКарпатОйл» (Битков-Бабичское месторождение, Ивано-Франковская обл.) из обещанных 22 млн. долл. инвестировало лишь 1,02 млн. долл., СП «Каштан петролеум» (Леляковское месторождение, Черниговская обл.) из 25 млн. долл. вложило 1 млн., а от СП «Бориславская нефтяная компания» (Стинавское месторождение, Львовская обл.) из 100 млн. долл. к марту 2001 года поступило 1,26 млн. долл.

Из предприятий, работающих по договору о совместной деятельности, компания «Карпатский петролеум» (США), разрабатывающая Рудивско-Червонозаводское месторождение в Полтавской области, вместо обещанных 80 млн. долл. вложила около 5,8 млн.; канадская «Моментум Энтерпрайзис» (Андрияшевское месторождение, Полтавская обл.) из 80 млн. долл. инвестировала 3,43 млн., а «Карлтон Трейдинг Украина» из 30 млн. долл. вложила 6,25 млн. От канадской компании «ЛВР» (Бугруватовское месторождение, Сумская обл.) «Укрнефть» вообще не получала инвестиций, несмотря на то, что срок договора на инвестирование уже истек. О.Салмин тогда заявил, что если в ближайшее время «ЛВР» не инвестирует предусмотренных договором средств, то «Укрнефть» будет вынуждена предложить расторгнуть договор с этим партнером.

С остальными тремя компаниями, работающими по договору о разделе продукции, «Укрнефть» «пока находит общий язык», сказал О.Салмин, подчеркнув, что «компания создает для инвесторов все условия».

Принятые еще в 1999 году Закон Украины «О соглашениях о разделе продукции» и не так давно Закон «О нефти и газе» в определенной мере обеспечивают основы законодательного определения правил работы на нефтяном рынке Украины, в частности совместной и инвестиционной деятельности в этом сегменте ТЭК. Определяют, но, конечно же, не обеспечивают, да и не должны. Впрочем, в «Укрнефти», очевидно, и не считают (как, к примеру, в угольной), что им кто-то что-то должен. Правда, просят парламентариев учесть, что нефтяная отрасль была бы куда более эффективной в случае, когда были бы учтены отраслевые особенности. Например, если нефтегазодобывающим компаниям позволят в законодательном порядке включить в состав себестоимости и валовых затрат расходы на разведку и доразведку нефтяных и газовых месторождений, эксплуатационное бурение и обустройство скважин, которые осуществляются добывающими компаниями за счет собственных средств. Нефтяники и газовщики просят также оставить в распоряжении компаний 80% отчислений на геологоразведочные работы, что однозначно позволит им увеличить объемы собственных геологоразведочных работ и прирастить запасы сырья. А то ведь в Украине с этим просто катастрофическое положение. Во всем мире разведанных запасов у любой компании всегда раза в два-три (это минимум) больше, чем объемы добычи. У нас же добыча уже опережает прирост запасов. И это относится ко всем предприятиям нефтегазодобывающей отрасли Украины. Для обеспечения роста объемов геологоразведочных работ ОАО «Укрнефть» планирует ввод в поисково-разведочное бурение ряда новых перспективных площадей. Однако государственные геологические предприятия практически перестали передавать на баланс добывающим предприятиям продуктивные скважины и месторождения, которые открывались и разведывались за счет государственного бюджета и в том числе за счет отчислений на эти цели теми же добывающими предприятиями. (Кто теперь и почему получает лицензии на перспективные нефтегазовые месторождения — это тема отдельного материала.)

Тем не менее результаты проведенной на протяжении 2000 года работы свидетельствуют, что наметилась положительная тенденция постепенного выхода нефтегазодобывающей области Украины из кризиса, в котором она находилась вплоть до 1999 года.

Говоря же о стратегии развития ОАО «Укрнефть», председатель правления этой компании констатировал, что имеющиеся разведанные запасы углеводородного сырья не позволяют рассчитывать, как этого бы хотелось некоторым ораторам, на существенное увеличение добычи нефти в ближайшей перспективе. Согласно экономическим расчетам, реально можно ожидать стабилизацию в ближайшие два года добычи нефти с конденсатом и дальнейшее наращивание ее до 7 млн. тонн. При нынешних темпах это и есть перспектива до 2030 года.

Есть еще у нефтегазодобытчиков надежда на значительные объемы неразведанных запасов углеводородов. Например, в акваториях Черного и Азовского морей. Это и есть база для развития геологоразведочных работ на много лет. Однако такое развитие требует существенных капиталовложений…

Для создания дополнительных источников энергоресурсов — нефти и газа, увеличения поступления валютных средств, эффективного использования имеющегося производственного и интеллектуального потенциала специалистов ОАО «Укрнефть» (как, впрочем, и потенциала других предприятий ТЭК Украины), а также получения значительной прибыли при относительно небольших затратах, считает О.Салмин, — для этого существует реальная возможность: реализация услуг нефтегазодобывающих предприятий Украины на нефтегазовых рынках стран СНГ, Ближнего Востока и Южной Африки. В различных организационно-правовых формах: совместные предприятия, совместная деятельность, концессии или лизинговые соглашения на долгосрочной основе. Финансирование робот за границей может осуществляться путем привлечения финансовых компаний, путем получения долгосрочных кредитов, а в дальнейшем — за собственные средства. И это тоже перспектива и стратегия.

Что же касается всей энергостратегии-2030, то высказав некоторые замечания к проекту постановления ВР, подготовленному инициаторами парламентских слушаний, большинство участников этого мероприятия пришло к выводу, что энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года должна быть разработана еще в этом году, в крайнем случае — в начале следующего. Хотя господин Кулик, представляющий комиссию по разработке этой самой стратегии, напомнил, что специалисты и так работают опережающими темпами. Мол, в соответствующем распоряжении Президент указал срок подготовки проекта стратегии — 30 декабря 2002 год. Мол, и так опережаем время, и если еще поторопиться, это может отразиться на качестве.

С ним, правда, не согласился Анатолий Гриценко, президент Украинского центра экономических и политических исследований им. А.Разумкова, представивший разработку центра — проект «Концепции государственной энергетической политики Украины на период до 2020 года» (концепция Центра опубликована в №2 за 2001 год журнала «Національна безпека і оборона», а также достаточно подробно описана в начале года в нескольких выпусках «ЗН»). А.Гриценко считает, что проект концепции, представленный Центром имени А.Разумкова после доработки, в том числе и с участием специалистов из госорганов и предприятий отраслей ТЭК, может быть вынесен на обсуждение еще в этом году и принят в результате как энергостратегия государства на несколько десятилетий вперед. В противном случае в который уж раз будет упущено время.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме