25-грошовая опера, или Бастующие маршрутчики как неоплаченные кредиторы «оранжевой» власти

1 апреля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 1 апреля-8 апреля

В 2003 году в Виннице неизвестные взрывали и жгли маршрутные такси. В 2004-м винницкие маршрутчики намеревались просить политического убежища в какой-либо из европейских стран или в США...

В 2003 году в Виннице неизвестные взрывали и жгли маршрутные такси. В 2004-м винницкие маршрутчики намеревались просить политического убежища в какой-либо из европейских стран или в США. В 2005 году они готовы пикетировать президентскую администрацию на Банковой. Причем, если раньше действительно стоял вопрос их жизни или смерти, то сегодня речь идет только (пока, во всяком случае) о 25 копейках. Ровно на столько, с 75 копеек до гривни, перевозчики самовольно повысили стоимость проезда в маршрутках с 19 февраля. И тотчас нарвались на крайне жесткую реакцию городских властей — вплоть до расторжения договоров.

«Вы кого прессуете, героев революции?!. Да мы за вас…» — страсти в кабинетах винницкой мэрии многим напоминают 1917 год, когда матросы, вернувшись домой после штурма Смольного, пытались диктовать революционную волю местным ревкомам. Помнится, небезуспешно. Так было и, похоже, так будет. Ведь «оранжевый» губернатор Виннитчины Александр Домбровский назвал одним из главных показателей дееспособности нового руководства города решение проблем на местном уровне. А будут люди осаждать жалобами областной центр или тем более Киев — не избежать чиновникам соответствующих оргвыводов.

С чего весь сыр-бор, спрашивается? Ведь проезд в городских маршрутках дорожает почти повсеместно. По словам президента Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталия Ревы, в зависимости от протяженности маршрута стоимость проезда должна составлять 1—2,5 грн. — ввиду подорожания топлива и запчастей, повышения отчислений с предпринимателей в Пенсионный фонд. Вот и киевские перевозчики готовы остановить 1 апреля транспорт в столице, если не будет принято решение о повышении тарифов и возмещении затрат на проезд льготников.

Но если в столице еще ожидают решения, то винницким гвоздем в покрышку стало повышение тарифов без согласования с мэрией как заказчиком перевозок в городе. Глава ассоциации частных перевозчиков «Маршрут» Валерий Снитько объяснил это абсолютным безразличием горисполкома к развитию рынка маршрутных перевозок. И поэтому, заявляет он, «согласовывать или спрашивать разрешения на повышение цены проезда мы у городских чиновников больше не собираемся».

У чиновников другое мнение.

— Это нарушение условий договоров и действующего законодательства, — считает первый заместитель городского головы Иван Михайлюк. — Без «объявления войны», какого-либо согласования с властью, игнорируя нормативные акты, перевозчики самовольно подняли тарифы, просто прислав нам накануне письмо-предупреждение. Ассоциация «Маршрут» действительно выходила на нас с таким предложеним раньше, но не были предоставлены какие-либо расчеты. И вдруг, пользуясь своим монопольным положением, они взяли и повысили стоимость проезда до гривни. Решить дело в досудебном порядке нам не удалось, поэтому контролеры стали составлять акты по каждому маршруту и передали в суд уже более ста претензий. На сегодня несколько договоров мы уже расторгли и просто объявим конкурс на освободившиеся места...

— Чиновникам не удалось «задавить» нас раньше, еще при проведении конкурса перевозчиков. И теперь они хотят сделать это экономическими методами, — оппонирует Валерий Снитько. — Если тариф в 75 копеек нерентабелен, почему мы должны по нему работать? Стоимость проезда в Виннице не менялась с 1998 года, так что даже сами пассажиры считают необходимым повышение цены. А то в маршрутки садятся даже бомжи, после которых сидения нужно дезинфицировать. Это уже не бизнес, а выживание. Сейчас средняя выручка перевозчика за год составляет около 78 тыс. грн. Если вычесть из этой суммы все налоги, зарплату водителей, 20% на страхование «черного дня», то останется около 1500 грн. в месяц. Разве это супердоход для частного предпринимателя, который кормит семью, а часто и своих пожилых родителей?

— Рентабельность «Маршрута», когда они начинали, составляла 200, потом 100%, — приводит свои выкладки Иван Михайлюк. — Сегодня 50%, что для них, конечно, мало. Но мы в интересах горожан не допустим повышения цены. Себестоимость проезда 60 копеек, а они заявили, что 2,5 грн. Наш экономист наглядно расписал, что мой они машины даже шампунем «Хеден шолдерс», и то больше гривни не получилось бы...

Короче, с консенсусом не сложилось. Едва первые иски попали в суд, перевозчики в полном составе объявили бессрочную забастовку, чуть не парализовав общественный транспорт, отвыкший от подобных нагрузок. И показав таким образом «ху из ху», продолжили возить пассажиров за ту же цену. А тех горожан, которые уповали на призывы мэрии не платить больше 75 копеек за проезд, «рулевые» парни попросту высаживали. Капитализм есть капитализм...

Но такие издержки вполне могут стать началом конца винницкой вольницы: столица Подолья осталась единственным городом в Украине, где пассажирские перевозки в режиме маршрутного такси осуществляют не две-три фирмы, и не 68, как в Киеве, а несколько сотен частных предпринимателей — каждый со своим микроавтобусом. Можно только представить сопутствующие этой «коллективной… ветственности» юридические проблемы.

Впервые они дали о себе знать в апреле прошлого года, когда закончился срок действия прежних договоров. Новый конкурс тогда так и не состоялся из-за массовых протестов перевозчиков, которые ночевали в палатках под мэрией, скандируя «Дайте нам работу! Долой коррупцию!», и требовали пролонгации прежних соглашений. Причем на 12 лет — максимальный срок, предусмотренный Законом «Об автомобильном транспорте».

Тогда на слуху была еще серия взрывов в маршрутках, снискавшая перевозчикам солидарность горожан. Возымели свое и палатки, и публичное сожжение символического мешка с «взяткой» чиновникам. Нынешний губернатор (тогда еще мэр Винницы) Александр Домбровский предложил эксперимент в виде бесконкурсной организации перевозок, но — с условием создания ассоциацией «Маршрут» своего АТП и обслуживающей базы. Получилось, как обычно. Т.е. так, как случается, когда хотят, как лучше.

АТП так и не появилось, зато многострадальный конкурс все же состоялся в ноябре-декабре. Почему «Маршрут» вдруг изменил свою позицию, было неизвестно, поскольку с переговоров и по эксперименту, и по конкурсу прессу удалили.

Почему — выяснилось после конкурса, когда лидеры ассоциации бросились к тем же журналистам за поддержкой с заявлениями о «коррупционной профанации». Как выяснилось, им обещали фактически ту же пролонгацию договоров, но допустили на конкурс новых претендентов. В результате у разбитого корыта остались около 40 членов ассоциации, многие из которых купили в кредит автобусы «Богдан» и «Эталон», рассчитывая на сохранение за собой накатанных маршрутов.

Безусловно, этих предпринимателей жалко. Но, если откровенно, со стороны все это напоминало банальнейший шантаж. И поди разберись еще, кто кого больше припирал к стенке. Если хотели закрытого конкурса только для «своих» (что вообще-то не предусмотрено законодательством), интриговали с тем, чтобы никого больше не пускать на маршруты лишь по той причине, что были там первыми, так чего ж теперь сетовать на судьбу?

А кроме того, надо помнить, что не люди для маршруток, а совсем даже наоборот. Пассажиры между тем давно уже не столь солидарны с маршруточниками, как раньше. Полюса интересов расходятся все больше, доверия все меньше. Из-за ценового вопроса в том числе.

Так, еще в сентябре прошлого года перевозчики дважды объявляли о намерениях ездить «по гривне». И столько же раз давали «отбой» — дескать, гривня «убьет» маршрутный бизнес в Виннице.

Но не прошло и месяца после конкурса, закрепившего 75-копеечный тариф, как ассоциация «Маршрут» безо всякого форс-мажора принялась настаивать на повышении цены проезда на 33,3%. Горожане этого не поняли. После конкурса совсем не увеличилось количество машин, так что люди по-прежнему толпятся на остановках и давятся в переполненных салонах, не изменилась к лучшему и культура обслуживания — обычное следствие возросшей конкуренции на рынке. А здесь какая конкуренция?

«Конкурсно-тарифный» вопрос позволил по-новому посмотреть и на теракты в Виннице двухлетней давности. Восемь сожженных тогда маршруток, двое погибших и 22 покалеченных виннитчанина, по заверениям членов ассоциации, стали инструментом запугивания «маршрутовцев», чтобы отобрать их бизнес в пользу неких олигархов. Помнится, кого только ни обвиняли тогда в желании «приватизировать» пассажирские перевозки в Виннице — от «донецких» с Януковичем до Медведчука с Порошенко, причем на том лишь основании, что они причастны к производству автобусов «Эталон» и «Богдан». Но, как и предполагало раньше «ЗН», никаких олигархов в транспортных схемах так и не обнаружилось (а скорее всего, и не было вовсе). Похоже, что случившееся было «семейными разборками» среди своих. Это признал и лидер винницких перевозчиков Валерий Снитько.

Между тем разборки «семейного типа» действительно могут привести к появлению на улицах Винницы «чужих». Чтобы избавиться от частной монополии на рынке перевозок, мэрия готова закупить новые автобусы, дать зеленый свет киевской фирме «Винбус», занимающейся в городе сборкой капитально отремонтированных машинокомплектов автобусов «Volvo-В10М», а то и вовсе пригласить перевозчиков из других регионов Украины. Если, по расчетам горсовета, который очень даже «в теме», рентабельность местных маршруток действительно составляет 50%, то от желающих не будет отбоя. В Киеве, например, даже с новыми тарифами заявлена только трех-пятипроцентная рентабельность.

Справка «ЗН». Сегодня стоимость проезда маршрутными такси в разных городах Украины следующая: Житомир — 60, Ивано-Франковск — 70—80 коп., Николаев — 60 коп.—1 грн., Полтава — 50 коп., Ровно — 60, Херсон — 75 коп.—1 грн., Чернигов и Хмельницкий — 70 коп., твердый тариф в 1 грн. выставили, кроме Винницы, также Сумы, Черновцы, Луцк и Львов. В лидерах Одесса (1,25 грн.) и Днепропетровск (1,5 грн.).

В Виннице перевозки пассажиров в маршрутных такси осуществляются на 36 маршрутах 330 машинами. По различным оценкам, этот вид транспорта в год перевозит до 15% 150-миллионного пассажиропотока города. За один рабочий день одна маршрутка перевозит около 400 человек, все вместе — около 55 тыс. пассажиров. Т.е. даже при 75-копеечном тарифе в кассе маршруточников за год набегает от 5 до 8 млн. долл. Конечно, порядка 100 долл. с каждой машины ежемесячно уходит на единый налог, ГАИ, страховку, отчисления в Пенсионный фонд. Плюс резина на колеса, топливо, запчасти, водительские зарплаты. Можно считать…

После передачи дела маршрутчиков в областной Хозяйственный суд стоимость проезда в Виннице все же возвратилась к прежним 75 коп. Временно, чего не скрывают ни власти, ни перевозчики. Наверное, ожидая разрешительного прецедента из Киева. Можно представить, каким неприятным сюрпризом для обеих сторон стало появление общественной организации Защита прав пассажиров, намеревающейся контролировать действия и горисполкома, и транспортного монополиста по всем вопросам маршрутных перевозок. И прежде всего — их стоимости.

Руководство ассоциации «Маршрут» крайне отрицательно восприняло появление «третьей силы». Дескать, вопросами ценообразования должны заниматься компетентные специалисты. Зря они так, конечно. Сгоряча. Если пассажирская общественность устроит ответную акцию протеста, справедливости искать будет уже негде. Ну разве что на той же Банковой — непосредственно у вождя оранжевой революции, ветеранами которой считают себя многие из маршрутчиков. Благо, к нему колонне бибикающих бусов добиться будет куда проще, чем к некоему посольству, куда ездили год назад 300 водителей — якобы просить политического убежища.

Конечно, вполне понятно разочарование этих людей, которые возили митингующих виннитчан на Майдан и украшали свои бусы оранжевыми лентами. Но если и в самом деле возникнет вопрос расплаты по революционным счетам, то не запамятовал бы Виктор Андреевич и о 300 тыс. других виннитчан, которые тоже в большинстве перебывали на Майдане. Но не дождались от маршруточников ни обустройства обещанных еще в 2002 году остановок, ни страхования пассажиров после взрывов маршруток, ни, по большому счету, ничего лучшего даже после состоявшегося конкурса.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно