ПОГОДИТЕ, МУЖИКИ, НЕ ГУБИТЕ! ДУНАЙСКИЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЙ ХОТЯТ ПРОВЕСТИ ГЛУБОКОВОДНЫЙ КАНАЛ, МОЖЕТ ПРЕКРАТИТЬ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Поделиться
Четвертый год длится полемика вокруг сооружения глубоководного канала Дунай — Черное море, который должен пройти по территории Дунайского биосферного заповедника и нанесет ему невосполнимый урон...

Четвертый год длится полемика вокруг сооружения глубоководного канала Дунай — Черное море, который должен пройти по территории Дунайского биосферного заповедника и нанесет ему невосполнимый урон. Игнорируя многочисленные научные экспертизы, как отечественные, так и международные, Минтранс Украины обещает соорудить канал ударными темпами. Работы начнутся со дня на день...

Начиная с 1967 года этот уникальный район является заповедным. Потом государство еще трижды расширяло его соответствующими постановлениями Совета Министров УССР, а 10 августа 1998 года вышел Указ Президента Украины «О создании Дунайского биосферного заповедника».

В Украине зарегистрировано 16 природных и четыре биосферных заповедника. Это составляет 3,9% территории государства. Много ли это? Давайте сравнивать. В большинстве европейских стран заповедники занимают 6—7% территории. В Северной Европе эта цифра достигает 11%. Казалось бы, наши заповедники надо всячески оберегать и расширять. Ведь заповедная территория — это своего рода эталон, показывающий, как та или иная природная зона должна выглядеть в оригинале.

Что касается самого Дунайского биосферного заповедника, то он — достояние не только Украины, но и всего мира, что подтверждает соответствующий диплом ЮНЕСКО от 2 февраля 1999 года. В этой «живой» дельте Европы сосредоточены редкие и исчезающие представители мировой фауны и флоры. Здесь проживает 104 вида животных и 63% всех пернатых, занесенных в Красную книгу Украины. Именно в этом заповеднике встречаются все виды рыб, включенных в Европейский Красный список.

Но жизнь диктует свои условия. При наличии на Дунае трех крупных украинских портов (Рени, Измаила, Усть-Дунайска), а также Дунайского пароходства, за проход судов в Черное море через Сулинский канал Украина вынуждена платить немалые деньги румынам. И даже проводки к украинским портам на Дунае осуществляют румынские лоцманы. Наши потери здесь ежегодно достигают полутора миллионов долларов. Давно прошли времена, когда Украина и Румыния были странами «братского соцлагеря». Сейчас мы — конкуренты в этом регионе. За последние 20 лет в развитие транспортного потенциала Дуная Румыния вложила почти 4 миллиарда долларов. По оценкам специалистов, трансевропейский поток через Румынию может полностью оттеснить Украину с рынка перевозок по Дунаю.

Государственное предприятие «Дельта-лоцман» давно выдвинуло и постоянно отстаивает проект кратчайшего и самого дешевого для нас пути из Дуная в Черное море. Он должен быть проложен через устье Быстрое. Предлагается углубить его на 7 метров, приспособив под крупнотоннажный флот. Директор Дунайского биосферного заповедника Александр Волошкевич тоже выступает за сооружение глубоководного канала: «Никак нельзя назвать нормальным положение, при котором Украина, большое европейское государство, не имеет торгового выхода из Черного моря в Дунай, ведь эта река пересекает территорию десяти европейских стран. Глубоководный судоходный канал Дунай — Черное море очень нужен, и мы не сомневаемся, что он все-таки появится на карте Черноморско-Дунайского региона. Но экология для нашего молодого государства так же важна, как и экономика. И об этом необходимо помнить при проектировании и строительстве канала».

Правда, до сих пор специалисты обеспокоены экономическими перспективами будущего канала. Да, скорее всего, увеличится лов рыбы, который, как известно, является одним из основных промыслов местного населения. Да, возродится судоходство, которое служит источником заработка для многих. Но вот привлечет ли канал иностранные суда или же они по-прежнему будут отдавать предпочтение давно освоенному морскому пути через румынскую часть дельты? Это прогнозировать трудно. Существует мнение, что конкурентную схватку с румынами выиграть будет весьма сложно, ибо 85% судов, идущих по новому каналу, должны быть иностранными — отечественных грузов сегодня очень и очень мало. А для иностранных судов путь в Дунай через румынский канал Констанца — Черноводы оказывается на 350 километров короче. Отсюда — даже если проход через канал по устью Быстрое будет для иностранцев полностью бесплатным, то все равно плыть через наш канал, делая такой громадный крюк, невыгодно. Но это уже, разумеется, прерогатива экономистов — решить, что выгодно, а что в убыток.

Главное, что сооружение канала вот-вот начнется, вопреки мнению ученых — ведь Дунайский биосферный заповедник принадлежит НАН Украины. По заключению президента НАН Украины Бориса Патона, экспертизу данного проекта проводили специалисты из шести научных учреждений. Вывод: в результате углубления устья из 18 видов ныне обитающих там гидробионтов останется только два, начнется деградация растительных сообществ, птицы не смогут гнездиться под крики пароходов и буксиров, миллионы кубометров ценнейшего ила и грунта будет сброшено в море, исчезнут косы — основные места гнездовья пернатых. Еще два года назад президиум НАН Украины принял постановление, в котором говорилось: «Отмечаем, что глубоководный судоходный путь нужен Украине. Тем не менее реализация соответствующего проекта должна, в первую очередь, учитывать исключительную экологическую ценность указанного региона, относящегося к мировому наследию человечества. Мы не имеем права игнорировать действующий международный контроль за антропогенным вмешательством в этом регионе».

Не только ученые, но и исполнительная власть выступила тогда против прокладки канала через заповедник. Так, Министерство экологии и природных ресурсов Украины провело государственную экспертизу проекта. Вывод однозначный: «Создание и последующая эксплуатация глубоководного судоходного пути Дунай — Черное море на украинском участке дельты по вариантам, предусматривающим его прокладку в границах Дунайского биосферного заповедника НАН Украины, противоречат требованиям законов Украины «Об охране окружающей среды», «О природно-заповедном фонде Украины», не отвечают международной Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях как среды существования водоплавающих птиц, Международной конвенции о биологическом разнообразии, к которым Украина в свое время присоединилась, а также Положению о Красной книге Украины, утвержденному Верховной Радой Украины».

И тем не менее Министерство транспорта Украины всячески настаивает на строительстве глубоководного канала, который должен пройти именно через заповедник. Правда, финансирование нельзя открыть до тех пор, пока не будет получена положительная экологическая экспертиза. А ведь экспертная оценка, выполненная группой ученых НАН Украины (пять академиков, 12 докторов наук и восемь кандидатов наук) была, как известно, отрицательной.

Что в этой связи предприняли Минтранс и госпредприятие «Дельта-лоцман»? Попросили шестерых сотрудников географического факультета киевского Национального университета имени Т.Шевченко провести новую экологическую экспертизу. Она оказалась положительной, и замминистра Минприроды Александр Гриценко тут же ее утвердил, хотя в документах экспертизы было много нарушений, ошибок и даже нелепостей.

Вот почему благотворительный фонд «Экоправо-Львов» обратился в Хозяйственный суд города Киева с иском к Минприроде о признании недействительными выводов этой экспертизы. Иск был удовлетворен полностью. В решении суда, в частности, говорилось и о том, что были нарушены права общественности на доступ к информации и участие ее в процессе принятия решения в вопросах, касающихся окружающей среды. Ведь будущий канал является объектом повышенной экологической опасности. Поэтому государственная экологическая экспертиза может проводиться только после объявления заказчиком через СМИ «Заявления об экологических последствиях». Иначе и быть не может. Ведь, к примеру, жители города Вилково имеют право четко знать, что будет с ними и городом во время и после сооружения канала, а не пользоваться слухами и предположениями. Будет ли порт Усть-Дунайский перенесен в черту города? Будут ли бокситы и фосфаты перегружаться в городе? Насколько будет безопасным пункт регулирования движения судов, построенный в Вилково в десяти метрах от жилого дома, если зона отчуждения должна превышать 200 метров? Беспокоятся вилковчане и о судьбе своего уникального рыболовецкого промысла. Ведь акватория устья Быстрое — основной рукав, где ловят дунайскую сельдь, поэтому в случае нарушения ее заповедности, возможно, уже не удастся вылавливать ежегодно до 100 тонн деликатесной дунайской сельди. А это приведет к безработице среди рыбаков...

Раньше вопросы переброски рек или выбора места для строительства АЭС можно было решать в тиши кабинетов. Сейчас так работать нельзя. И в Вилково, после настоятельных требований общественных организаций, были все-таки проведены общественные слушания по проблемам, связанным с сооружением глубоководного канала. Интересно, что объявления о слушаниях сделал почему-то не заказчик канала «Дельта-лоцман», а Вилковский горсовет. Слушания проходили 3 марта с.г., и в зале в основном присутствовали сотрудники Минтранса, привезенные автобусами из разных регионов Придунавья. Естественно, что все они выступали в поддержку сооружения глубоководного канала именно по устью Быстрое. Их доводы были предельно просты: если ты за проект Минтранса, то стоишь на государственной позиции, а если выступаешь за один из восьми предложенных учеными вариантов, то чуть ли не враг Украины. Никому другому, даже депутатам горсовета, чье мнение не совпадало с позицией Минтранса, слова для выступления не дали. Вот почему это «мероприятие» ни с юридической, ни с экологической, ни с моральной точки зрения назвать общественными слушаниями нельзя. Оно просто еще раз показало, что Минтранс полностью управляет действиями органов местной власти, исходя из своих односторонних планов, оценок и расчетов.

Согласно указу Президента Украины «О расширении Дунайского биосферного заповедника». 348 га земли вдоль устья Быстрое переведены из заповедной зоны в зону антропогенных ландшафтов. Взамен заповеднику, дескать, выделяются другие площади. Но ученые НАН Украины и коллектив заповедника выступили против передачи Дунайскому биосферному 3850 га озера Сасык и острова Стамбульский, которые из-за своего малого биологического разнообразия не представляют научно-исследовательского интереса. К тому же на острове часто случаются пожары — в этом году 90% острова снова выгорело. Однако власти проигнорировали позицию заповедника и НАНУ. Слишком велико желание строить канал вдоль устья Быстрое и замаскировать это декларациями о расширении заповедника. Пытаясь решить одну проблему, создали много других. Например, на острове Стамбульском расположено около 300 огородов вилковчан, которые теперь зачем-то переданы заповеднику...

Окрыленные поддержкой Минтранса, Вилковский горсовет и Килийская райгосадминистрация пытаются оторвать от заповедника еще и территорию Стенцивско-Жебрияновских плавней площадью более 7 тыс. га. Именно в кабинетах городских и районных чиновников распространяется информация о том, что, мол, заповедника уже не существует, что у него отобраны протоки и внутренние водоемы, а главное, нет уже природоохранного режима и, значит, можно не выполнять распоряжений коллектива.

Не имея весомых аргументов и, видимо, понимая, что в честной и цивилизованной дискуссии им не переубедить общественность и ученых-экологов, сторонники сооружения канала по устью Быстрое используют любые методы. Так, органы местной власти начали судебный процесс с целью изъятия всех протоков и внутренних водоемов, на право пользования которыми у заповедника есть государственный акт.

Сама деятельность заповедника проверялась десятками комиссий. Хотя нарушений, а тем более, злоупотреблений со стороны администрации не обнаружено, жалобы и доносы (очень похожие по стилю и содержанию) продолжают поступать в Киев и Одессу. В заповедник вновь и вновь едут контролеры...

Но ученые стоят на своем. Эксперты ЮНЕСКО и Рамсарской конвенции, приглашенные Министерством иностранных дел, подтвердили выводы ученых НАН Украины: сооружение канала по устью Быстрое крайне опасно для заповедника.

Нельзя не отметить, что заключение тех шести сотрудников географического факультета расценено ученым советом Киевского национального университета имени Т.Шевченко как неправильное. Были проведены ученые советы семи факультетов, в которых приняли участие 109 специалистов. Предложено объявить тендер на лучший проект создания канала. Что в связи с этим предприняли Минприроды и Минтранс? Передали документацию для дальнейшей экспертизы уже в Харьковский национальный университет. Директор заповедника Александр Волошкевич говорит: «Как хорошо, что Киевский университет все-таки сохранил свое честное имя! Мы надеемся, что харьковские ученые тоже окажутся объективными, принципиальными и не поддадутся чиновничьему давлению».

НАН Украины предложила альтернативный вариант прокладки канала, который может пройти из затона Базарчук в Жебрияновскую бухту, в обход активной части дельты, где крупномасштабные работы по углублению дна опасны для биосферы региона. При таком варианте к бухте будут подведены железнодорожный и автомобильный пути и построен современный морской порт, который сможет управиться с дунайскими грузопотоками. Но такой альтернативный вариант сознательно проигнорирован и дискредитирован Минтрансом. И это при том, что НАН Украины в течение многих десятилетий неоднократно доказывала свою компетентность, независимость от конъюнктуры и правоту научных прогнозов.

«Позитивную роль во всей этой проблеме, — говорит Александр Волошкевич, — могла бы сыграть конструктивная позиция Минприроды, но, к сожалению, главное природоохранное ведомство страны, вместо того чтобы отстаивать государственные интересы, стало на путь прямого лоббирования необоснованных устремлений Минтранса Украины. Коллектив Дунайского биосферного заповедника будет по-прежнему отстаивать интересы государства в природоохранном деле. Мы верим, что актуальная проблема сооружения глубоководного канала Дунай — Черное море будет решена, но без нарушений природоохранного законодательства и международных обязательств Украины. Мы надеемся, что наш заповедник будет защищен от ведомственного экстремизма и чиновничьей вакханалии».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме