Звезды и вандалы стрит-арта на оружейных складах. Открыта первая очередь долгостроя «Мистецький Арсенал»

12 ноября, 2010, 17:09 Распечатать

В обновляющемся «Мистецькому Арсеналі» — первое громкое событие, после того как музейный комплекс ушел на летние каникулы в связи с глобальным ремонтом...

В обновляющемся «Мистецькому Арсеналі» — первое громкое событие, после того как музейный комплекс ушел на летние каникулы в связи с глобальным ремонтом. Пока открыли только первую очередь. И в рамках недели презентации «Арсенала» состоялась V Международная арт-ярмарка ART-KYIV contemporary 2010. В объективе — актуальное искусство галереи и улицы. Знаменитый стрит-арт! Знаковые гости этого проекта поделились с «Зеркалом недели» мнениями как о самом «уличном» направлении, так и о перспективах украинского «Арсенала».

Двенадцать тысяч квадратных метров «Мистецького Арсенала» пахнут краской. Работы еще непочатый край. Но и сделано немало. Дирекция музейного комплекса, впрочем, решила не дожидаться окончательного этапа ремонта. И даже в таких «декорациях» здания громко стартовать акцией ART-KYIV contemporary 2010.

Организаторы сообщили, что ART-KYIV, приближаясь к школьному возрасту, «перерос» масштаб Украинского дома (ранее именно там и разворачивалось мероприятие). Директор «Арсенала» Наталья Заболотная за последние три месяца «перенимала опыт» в нескольких странах, побывав в тамошних известных музеях. Обращала внимание на системы климат-контроля, на иные технологические новинки. Знакомилась также с мировыми светилами современного арт-движения, некоторых из них и пригласила на Неделю презентации «Мистецького Арсенала».

Собравшуюся в Киеве команду арт-передвижников можно сравнить разве что со звездами футбола. Многие обитали в дорогих отелях, прием был на высшем уровне. Среди приглашенных — Валери Хиллингс (куратор Музея Гуггенхайма, Нью-Йорк); Питер Нойвер (директор Музея прикладного искусства, Вена); Грегор Янссен (директор Музея современного искусства, Дюссельдорф); Доротея Аймерт (экс-директор Музея искусства Леопольд-Хьош, Кельн); Рольф Лаутер (директор Свисс Арт Фундаи, Карлсруе) и другие.

Впервые увидев «Арсенал» именитые арт-иностранцы удивились масштабом украинских музейных просторов. А потом познакомились с историей самого комплекса.

Новая площадка действительно стимулировала фантазию некоторых кураторов. Их команду возглавляет Александр Соловьев. Еще в сырых и полуразрушенных стенах «Арсенала» он когда-то создал знаковую выставку «Прощай, оружие!» Соловьев, по его же словам, ратует за «коллективность» в искусстве.

А коллектив гостей-участников, действительно, подобрался впечатляющий!

В арт-ярмарке приняло участие свыше 30 галерей из Украины, России, Франции, Бельгии и Германии. Кстати, практически все иностранные галерейщики представляют на своих стендах украинских художников. Например, у французской Albert Benamou Gallery — живопись Олега Тистола и скульптура Виктора Сидоренко.

Отдельная площадь в «Арсеналі» была отведена под традиционную на ART-KYIV выставку из частных собраний (коллекции Игоря Воронова, Виктории Тигипко, Людмилы Березницкой).

А правое крыло здания обустроено под спецпроекты, которые ориентированы на стрит- и видеоарт. В этом «фишка» нынешней акции.

Как уже сообщалось в «ЗН», одна из изюминок — художники немецкого арт-дуо molitor&kuzmin (Урсула Молитор и Владимир Кузьмин). Они реализовали в «Арсеналі» оригинальный проект из неоновых лампочек. Затея с лампочками, по мнению авторов, призвана вносить в творчество «идеи рождения и чистоты».

Среди участников експозиции — большой мастер перформанса Rochus Aust (Германия), также Zevs (Франция), Incubus project и Spy (Россия).

Из украинских подвижников этого направления — Жанна Кадырова, Гамлет Зиньковский, Анатолий Белов, Владимир Кузнецов, Никита Кадан и «Группа предметов».

Но, возможно, наибольший эффект в рамках проекта произвел «аксакал» стрит-арта — швейцарский граффитчик, перешагнувший седьмой десяток, Гаральд Негели. Еще в 1970-х он разукрасил родной Цюрих сотнями человеческих фигурок (нарисовал их баллончиком). Властям подобная живопись тогда не понравилась. Творца назвали вандалом. Сам г-н Негели рассказывает:

— Занятие живописью стало для меня поиском и проявлением свободы. Так как свобода намного выше, нежели любовь! Когда я начал разрисовывать здания, меня обвинили в провокации. Хотели поймать и посадить. Ведь в Цюрихе в то время капитализм рифмовался с консервативным христианством. Как правило, я рисовал только ночью! Тогда же столкнулся с полицейским. Дошло до драки. Я защищался как лев. Он схватил пистолет и заявил, что будет в меня стрелять. Я в ответ назвал его «глупой обезьяной». И начал убегать! Спрятался у соседей в саду. Полицейские меня долго искали. Я успел снять деньги в банке и уехал к своему двоюродному брату в Германию…

…Вот такая экшнистория о трудностях становления стрит-арта в Европе — от одного из самых ярких представителей этого направления («спреера из Цюриха»).

А еще одна звезда стрит-арта Zevs (Франция) уверен в том, что философия этого течения в «адаптированности» к тому месту и к тому пространству, где это искусство и создается.

— У меня довольно положительные эмоции в связи с вашим «Арсеналом», — говорит Zevs. — Здесь небывалые масштабы пространства! Это здание и его история настолько меня восхитили, что я сделал специальную инсталляцию, учитывая историческое предназначение «Арсенала» как места для хранения оружия.

А вот Spy (из русских граффити) рассказал «ЗН», что развитие «Арсенала» в контексте современного искусства — лучший вариант из всех возможных (для этого здания и этого места в центре Киева):

— Цель подобных акций, прежде всего, это встречи стилей. Я приехал сюда, чтобы познакомиться с украинскими художниками. Чтобы погрузиться в контекстный культурный киевский слой. К сожалению, многие молодые киевляне в этом проекте не участвуют. Нередко художники, работающие в стрит-арте, ведут двойную жизнь. Утром они добропорядочные граждане. А вечером занимаются так называемым арт-вандализмом. Но ведь стрит-арт — это не просто плохое слово, которое на фасаде пишешь. Важно, чтобы такой художник создавал свой стилизованный логотип — некий «уникальный знак» — и изображал его на участках городского ландшафта. То есть основная задача — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог! Что же касается развития и интеграции стрит-арта, то у нас это все как-то регионально: в Петербурге по-питерски, в Киеве по-киевски, в Москве по-московски. То есть глобализации пока не наблюдается…

Одним из самых ярких проектов на ART-KYIV contemporary 2010 можно считать выставку «Вкус жизни». Здесь попытка объединить уличное и галерейное творчество. Это картины, созданные Александром Верещаком, Татьяной Гершуни, Ксенией Гнилицкой, Игорем Гусевым, Ильей Юсуповым, Сергеем Савченко, Валерией Трубиной и др. Возраст художников — от 25 до 40. Все они представители «новой волны» отечественного арта. Причем их полотна, перед тем как попасть в «Арсенал», в течение суток были выставлены на причале в Каневе. В этом наборе — натюрморт с киевским тортом; жираф возле украинской речки; каневские пейзажи, например, «Тарасова гора» Леси Хоменко. Правда, знаменитый памятник в Каневе почему-то повернут к зрителям спиной…

…А вот сам «Арсенал» — после окончательного этапа его восстановления — все-таки должен повернуться к зрителю лицом. Говорят, что ради этого и работают.

КОММЕНТАРИИ ДЛЯ «ЗН»

«Художественные институции в Москве возглавляют жены олигархов»

— Современный стрит-арт сегодня набирает силу, — уверен Иосиф БАКШТЕЙН, искусствовед, художественный критик, куратор, директор Института проблем современного искусства (Москва). — Внимание к этому направлению растет. Это связано с демократизацией общественной жизни, с коммерциализацией, которой так все боятся. В 70—80-е — и в СССР, и на Западе — баланс между коммерческим и некоммерческим искусством как-то соблюдался. А в смутные 90-е музыку стал заказывать рынок. Поэтому стрит-арт — один из некоммерческих жестов. Дескать, производят то, что нельзя купить. И в этом идеологическая сверхзадача данного направления. Пик популярности стрит-арта только наступает. И уже наблюдаются попытки создать плацдарм для альтернативного художественного движения, которое не вписывается в рамки институциализированной художественной жизни…

Относительно работ современных украинских художников… Россия и Украина в последнее время только начинают сотрудничать. Например, не так давно состоялась выставка украинских художников в Перми, на которую приехали ведущие московские и питерские арт-критики. Мы нуждаемся в таком диалоге. Ведь российская арт-сцена по количеству участвующих в ней персонажей — невелика. Есть где-то 100—130 заметных молодых художников. По сравнению с масштабами города это очень мало. Ни с Лондоном, ни с Нью-Йорком нет сравнения. Думаю, что в Киеве ситуация аналогичная. И одна из главных причин такого «застоя» — отсталое и консервативное художественное образование…

Фактор же коммерции в современном искусстве неизбежен… В Москве это разрастается по полной программе. У нас в России многие художественные институции возглавляют или жены, или дочери олигархов. Но дело также в личности кураторов. Поэтому примеры Даши Жуковой («Гараж») или Софьи Троценко («Винзавод») весьма показательны и положительны.

«Стрит-арт во всем мире идет на спад…»

Фото: Анны Яковенко
Фото: Анны Яковенко
— Сам я родом из Киева, уехал в Париж еще в 1978-м, потому что очень не любил советскую Украину, — рассказывает Антон СОЛОМУХА, французский художник и фотограф украинского происхождения, иностранный член Академии искусств Украины. — Что же касается стрит-арта в Париже, то там существуют несколько галерей, которые этим серьезно занимаются. Уверен, что данное направление — один из путей для молодых художников. Некий крик души — показать, что «я существую».

Но, полагаю, пик популярности этого направления на Западе уже прошел. Сейчас стрит-арт как явление идет на спад.

В то же время есть несколько интересных художников, которые эволюционируют и прогрессируют. Знаю, что в Латинской Америке много интересных художников по стрит-арту. Они потрясающие! Их копируют большие мастера даже во Франции, Германии. А попросту воруют идеи! Ведь это некое нервное искусство, отражающее именно нынешний день.

Украинские художники во Франции? Их там знают. У Украины пока мало лидеров. И само арт-движение не развито. Я как раз сейчас и занимаюсь созданием движения, которое могло бы объединить художников Украины. Вот в Albert Benamou Gallery (на выставке в «Арсеналі») представлены Тистол, Сидоренко, мое творчество. В этом году я привез в Париж работы Тистола и Чичкана, мы сделали выставку в галерее «208», которая прошла с успехом. И скажу, что эти художники очень заинтересовали французских галерейщиков.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно