ЗРИТЕЛЬСКОЕ КИНО С АВТОРСКИМ КРЕНОМ

22 февраля, 2002, 00:00 Распечатать

И вновь 16-го, теперь уже февраля, многочисленные зрители, соскучившиеся по российскому кино, заполнили Киевский Дом кино...

И вновь 16-го, теперь уже февраля, многочисленные зрители, соскучившиеся по российскому кино, заполнили Киевский Дом кино. Желающих посмотреть картину Георгия Шенгелия «Мусорщик» было так много, что пришлось устроить параллельный сеанс в Синем зале. Напомним, что проект «Российское кино: премьера в Киеве» создан по инициативе НСКУ и представительства в Украине Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при правительстве РФ.

Георгий Шенгелия — дитя московско-грузинской культурной элиты (его отец — известный художник) — прошел на киностудии путь от «мальчика по поручениям» до режиссера-постановщика. В девяностых один за другим вышли его фильмы: «Менялы», «Стрелец неприкаянный» и «Классик». Отдавая дань освоенной им ранее криминальной тематике, режиссер в последней работе — «Мусорщик» — экспериментирует в соединении близкого ему жанра с авторским кино.

Это, по всей вероятности, продиктовано литературной первоосновой — повестью Ивана Охлобыстина, по мотивам которой и написан сценарий Юрием Коротковым. Ныне — почтенный священник, принявший сан, во времена создания повести —нестандартно мыслящий, эпатажный Охлобыстин, во многих своих творениях интерпретировал Достоевского на все лады. Справедливости ради надо отметить, что в отличие от многих своих собратьев по цеху, отдающих дань одновременно моде на Достоевского и на джинсы, Иван настолько хорошо знает творчество писателя, что может безошибочно назвать, например, место действия романа «Братья Карамазовы», где город Скотопригоньевск упоминается лишь однажды. И хотя в «Мусорщике» не трапезничают красиво украшенным бедрышком героини, неодостоевская атрибутика присутствует в избытке: наркотики, выпивка и, конечно же, рулетка.

Впервые фильм был показан в конце лета прошлого года в День российского кино в Санкт-Петербурге. Официальная же его премьера прошла одновременно в Московском Доме кино и кинотеатре «Ролан». Картина уже отмечена двумя кинофорумами: спецпризом жюри кинопрокатчиков на «Киношоке» и молодежного жюри на фестивале «Новое кино России», который проходит в Челябинске. Последний особенно дорог исполнителю главной роли и сопродюсеру «Мусорщика» Алексею Гуськову. Самое главное, считает он, что молодое поколение принимает главный идейный стержень фильма — философию самоочищения. Хоть и спрятана она за «семью замками».

Соединение жанров привело постановщика, на мой взгляд, к некоторому «сумбуру вместо музыки». Эклектика иногда утомляет, но зритель с интересом следит за развитием сюжета. Смена масок героями держит в напряжении и располагает к сотворчеству. Еще бы — удачливая московская дамочка, совершающая на блестящем «Рено» деловой вояж в уездный городишко, оказывается девочкой на посылках, увязшей в кредитах и мечтающей о красивой жизни и заемной из сериалов любви. Олеся Судзиловская в этой роли скульптурно хороша и подчеркнуто холодна даже в суперэмоциональных сценах. А Алексей Гуськов, оставив звериные страсти в «Таежном романе» и нарочитую простоватость в «Классике», меняет облик мусорщика, честно выполняющего свои обязанности, рьяно поддерживающего чистоту на своем участке, на стильного, спокойного и уверенного в себе серого кардинала. Он открывает любые двери, перед ним почтительно склоняют головы мэр и банкир, и даже рулетка послушно останавливается на указанной его властным взглядом цифре. Но главное в нем — первозданная вера, как у Федора Михайловича, что «красота спасет мир». Если синонимом красоты сделать чистоту — окружающего мира и собственной души.

Ни в коем случае не стремлюсь поведать читателям сюжет картины, ведь каждый смотрит кино по-своему, тем более такое нестандартное кино с открытым финалом, в котором поиски жанра явно перевешивают творческие просчеты.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно