«ЗОЛОТЫЕ ПАЛЬМЫ» КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

«ЗОЛОТЫЕ ПАЛЬМЫ» КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

25 мая, 2001, 00:00 Распечатать

Читатель уже наверняка знает итоги. 20 мая очередной форум мирового кино завершился, раздав свои «золотые пальмы»...

Изабель Юппер и Бенуа Мажимель в фильме Михаэля Ханеке «Пианистка»
Лауреат Золотой пальмовой ветви Нанни Моретти (в центре) с творческой группой картины «Комната сына»
Джек Николсон в фильме «Клятва»
Изабель Юппер и Бенуа Мажимель в фильме Михаэля Ханеке «Пианистка»

Читатель уже наверняка знает итоги. 20 мая очередной форум мирового кино завершился, раздав свои «золотые пальмы». Я же, когда писал эти строки, еще не знал результатов, и позволю себе оставить свои наблюдения без корректировки в той последовательности впечатлений, которые приносил каждый конкурсный день.

15 мая. День седьмой

 

Звезды и звездочки заполняют фестивальный небосклон. Хотя складывается впечатление, что этот год не такой яркий, как обычно. Или время сегодняшнего киноэкрана не способствует их появлению? Если звезды не зажигаются, значит это не нужно?

Джек Николсон в фильме «Клятва»

Во всяком случае, Джек Николсон не приехал представить фильм своего друга Шона Пенна «Клятва». Как и другие большие актеры, сыгравшие в этой картине вставные эпизоды: Ванесса Редгрейв, Бенисио дель Торро, Мики Рурк, Хелен Миррен... Лишь Робин Райт-Пенн сопровождала своего мужа. Шон Пенн, блестящий актер, продолжает и режиссерскую карьеру. «Клятва» — его третий фильм. И это, наряду с ветеранами и дебютантами, стало характерной чертой нынешних Канн, сфокусировавшего внимание на поколении 40-летних режиссеров, сделавших именно по три фильма. И еще одно большое разочарование. Банальный детективный сюжет с маньяком-убийцей малолетних девочек. Игра актеров напоминает этюды, разыгрываемые при поступлении в театральную школу.

Прогноз: без наград, даже Николсон с его авторитетом вряд ли может рассчитывать на успех, тем более что он не соизволил приехать на каннскую премьеру.

Два других конкурсных фильма дня ожидали со смешанными чувствами. Два великих ветерана, отметивших семидесятилетие новыми фильмами, — Жан-Люк Годар и Эрманно Ольми.

«Похвала любви» Годара — кино о кино, о себе, о политических пристрастиях и, как ни горько, лишь графоманское воспоминание о великом периоде «новой волны». Усталое, вымученное, путанное... Прогнозов никаких, разве что жюри придумает какой-то специальный приз.

«Профессия оружия» Эрманно Ольми — большое историко-военное полотно немецко-итальянского противостояния XVI века, безукоризненно снятая иллюстрация к учебнику истории. Немногие досидели до конца. Прогноз — скорее диагноз, фильм взят в конкурс только ради имени режиссера.

 

16 мая. День восьмой

 

Новый звездный десант. Жан-Клод ван Дамм рекламирует свой новый фильм «Монах», съёмки которого только начались, Ежи Кавалерович в Каннах с грандиозной рекламой еще незаконченного «Кво вадис» ( и сразу с огорчением думаешь, а почему с такой акцией не приехала группа «Мазепы»). Изабель Юппер раздаёт интервью, она явная фаворитка фестиваля. Фэй Дунауэй, Уте Лемпер, Джейн Биркин, Дон Джонсон, Розанна и Патриция Аркуэтт, Грейс Джонс с Жан-Полем Готье…

А в конкурсе ещё два мэтра. Жак Риветт (73 года) тряхнул стариной. Изящная вязь любовных хитросплетений в фильме «Кто знает», фильме о театре, где действие происходит то ли в реальной жизни, то ли на сцене. Остроумные диалоги, точные актерские работы (Жанна Балибар, Сержио Кастеллито, Жак Бонаффе), ушедшая атмосфера кинематографа интеллектуалов… Риветт как бы сказал: посмотрите, как я могу снимать! Но оценит ли это жюри? Боюсь, что нет.

«Проезд Малхоллэнд» — фильм кумира другого поколения Дэвида Линча. Другой стиль, агрессивный, шумный, динамичный. Другие времена, другие вкусы. Новая работа ничего не прибавила, а скорее уже использовала приёмы «Твин Пикса», «Голубого бархата», «Дикого сердцем», превратив «Проезд Малхоллэнд» в коктейль из самоцитат. Прогноз: в прошлый раз Дэвида Линча явно обошли наградой за действительно сильную картину «История Стрэйта», в этот раз за откровенно более слабую наверняка наградят, а то чего доброго в следующий раз Линч может в Канны и не приехать.

 

17 мая. День девятый

Лауреат Золотой пальмовой ветви Нанни Моретти (в центре) с творческой группой картины «Комната сына»

 

Кажется наметился явный фаворит. Ещё один постоялец Канн — итальянец Нанни Моретти заставил прослезиться и публику, и критиков картиной «Комната сына». Сам режиссер рассказывал на пресс-конференции, что безжалостно выбрасывал куски, которые были «слишком Моретти». История благополучной, любящей семьи психиатра (в главной роли, как всегда, сам режиссер) трагически взрывается нелепой гибелью сына-подростка. Переоценка ценностей, определение истинного и второстепенного в жизни и гимн самой жизни. Достаточно ли этого для Пальмовой ветви?

После светлого и простого повествования Моретти явно надуманной и претенциозной показалась тайваньская картина Тсаи Минглианга «Который там сейчас час?». Другая семья, другая утрата — смерть отца. Другой киноязык, другие реалии азиатского кино. И… большое разочарование.

А в заключение дня фильм Александра Сокурова «Телец». Думаю, что киевский зритель в ближайшее время будет иметь возможность оценить новую работу мастера, заслуживающую отдельного разговора. Скажу лишь, что каннская публика не покидала зал во время просмотра «Молоха», а напротив, наградила режиссера шквалом аплодисментов. А вот критика выставила уничтожительные оценки. Истина — посередине. Прогнозы неутешительные.

 

18 мая. День десятый

 

Жан-Пьер Лео, Ник Нольте, Мишель Ларок, Жан-Пьер Жене, Тим Бартон, Сабин Азема и другие приковывают к себе внимание фото и телекамер.

Предпоследний конкурсный день. Еще один французский фильм. Кажется, французы доминируют количеством. Хотя фильм Франсуа Дюпейрона «Комната офицеров» соответствует всем параметрам знака качества «сделано во Франции», профессионально, но без свежих идей. Первая мировая война, история адаптации людей с изуродованными лицами в результате ранений. Скорее красиво, чем страшно. Впечатление — все сказано на свете. Кому же из французов дадут приз? «Комната офицеров» явно на награду не тянет.

Азиаты без призов не остаются ни на одном фестивале. 37-летний японец Аояма Шинии собрал урожай наград в Каннах прошлого года за фильм «Эврика». Тогда это показалось авансом для явно талантливого режиссера при всей незрелости фильма. «Луна пустыни», представленная в конкурсе в этом году, показала, что авансы оказались преждевременными. Скуку конкурсного дня развеяли два дебюта, показанные в параллельных программах. В спецпоказе забавная американская безделица француза Мишеля Гондри «Человеческая натура» с Тимом Бартоном и Патрицией Аркуэтт. Вперед к первобытной жизни! Только вот даже подопытные мыши голосуют в финале на автостраде возле леса с табличкой — просьбой забрать их назад в цивилизацию.

Большой успех выпал на долю израильского фильма «Поздняя женитьба», показанного в программе «Особый взгляд». Режиссер-дебютант Довер Косашвили, выходец из Грузии, сумел перенести на израильскую почву лучшие традиции грузинского кино, доброту, юмор, точные зарисовки характеров, где смех сочетается со слезами.

 

19 мая.
День одиннадцатый

 

Последний день конкурса, который неожиданно, небольшим акцентом, напомнил, что на кинематографической карте мира существует и Украина. В этот день жюри Синефундасьона (студенческий конкурс) во главе с Эриком Зонка (победитель «Молодости-98») вручили свои награды. Победителем в престижном смотре стал фильм «Портрет» Сергея Лучишина из Одессы, студента ВГИКа, официально отмеченного в пресс-релизе как «Россия—Украина». Все-таки приятно.

А в главной программе два фильма из Азии. Оба режиссера — многолетние фавориты и неоднократные лауреаты Канн.

«Мамбо милленниема» тайваньца Ху Ксяо Ксиена — изысканная в изобразительном и звуко-музыкальном плане картина о поколении современной молодежи, проводящей жизнь в барах и дискотеках, — выпивка, наркотики, случайные связи. Для двух часов явно недостаточно. Прогноз: Ху Ксяо Ксиен все уже получил в прошлые годы, в этом — ничего нового не прибавил.

Последняя надежда: Сохей Имамура с новой картиной «Теплая вода под красным мостом». Не рискую в нескольких строках дать оценку безусловно большому мастеру. И все же вершину, взятую в «Восхождении на Нараяму», 75-летний японец еще раз не покорил.

Набережная Круазет салютует ночью последними приемами. Элизабет Тейлор, как всегда, собирает средства на антиспидовские проекты. Наоми Кемпбелл ей аккомпанирует. Шарлотта Ремплинг готовится вести церемонию закрытия. Фестиваль еще бурлит, но во всем ощущается привкус окончания праздника.

 

20 мая. День двенадцатый, последний

 

Фильм закрытия (внеконкурсный) — еще один поклон ветеранам. Чилиец Рауль Руиз, соратник «новой волны», представил добротную костюмную драму «Сильные души» с Литицией Кастой, Фредериком Дюфонтелем, Ариэль Домбаль, Джоном Малковичем. Провокатор Рауль Руиз стал добротным классиком в стиле экранизации Стендаля времен «папиного кино» Кристиан Жака.

А перед фильмом в ускоренном темпе (прямая трансляция по телевидению диктовала свои условия) состоялась церемония закрытия с вручением наград.

«Золотая пальмовая ветвь» — «Комната сына» Нанни Моретти (Италия).

Гран при — «Пианистка» Михаэля Ханеке (Австрия—Франция).

Приз за лучшую женскую роль — Изабель Юппер (Франция), фильм «Пианистка».

Приз за лучшую мужскую роль — Бенуа Мажимель (Франция), фильм «Пианистка».

Приз за режиссуру экс-экво (поровну) — Джоэль Коэн (США), фильм «Человек, которого там не было» и Дэвид Линч (США), фильм «Проезд Малхоллэнд».

Приз за сценарий — Денис Танович (Босния), фильм «Ничья земля».

Технический приз жюри — Ту Дуу-Чину (Тайвань), звукооператору фильмов «Мамбо милленниума» и «Который там сейчас час?»

Золотая пальмовая ветвь за лучший короткометражный фильм — «Фасолевый пирог» Дэвида Гринспэна (США).

Золотая камера за лучший дебют — «Атанурьят — быстрый бегун» Захариуса Кунука (Канада).

Торжественный момент вручения Золотой пальмовой ветви украсили своим присутствием звездная пара Антонио Бандерас и Мелани Гриффит, которой накануне вручили приз за вклад в киноискусство. Не измельчали ли призы каннского смотра?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно